Профсоюзный вектор “Горэлектротранса”

"Солидарность. Красноярский выпуск"

В первичной профсоюзной организации “Горэлектротранс” прошла отчетно-выборная конференция. Председатель первички Нина Михалева обобщила накопленный за последние пять лет опыт по реализации профсоюзных проектов и реформ в области оплаты и охраны труда, защиты трудовых прав и интересов членов профсоюза, а профлидер Красноярской краевой организации общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Татьяна Игнатова дала оценку работе первичной профсоюзной организации и наметила перспективные технологические и организационные пути решения важных задач.

В своем докладе председатель ППО напомнила делегатам, что в Москве на состоявшемся в апреле XII съезде ФНПР была принята новая программа “За справедливую экономику!” и президент Владимир Путин, отметил работу профсоюзов страны: (…) только там, где труд достойно оплачивается, где заботятся о людях, об условиях их труда, будут работать профессиональные и квалифицированные кадры. (…) В этой связи хочу подчеркнуть: важнейшая задача профсоюзов – быть, что называется, первыми сторонниками интенсивного, качественного обновления экономики и социальной сферы. Если позволите, вы должны подталкивать руководство предприятий, собственников предприятий, руководство учреждений, органов власти к модернизации, к внедрению лучших технологий – здесь не нужно бояться излишнего высвобождения рабочих рук, у нас безработицы нет фактически, такое в ближайшие годы нам не грозит, потому что именно такая работа и такие изменения в целом, безусловно, отвечают интересам граждан России (…).

Примечательно и то, что 24 мая здесь же, в столице состоялся съезд Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, в рамках которого также было рассмотрено немало вопросов, касающихся непосредственно отрасли горэлектротранспорта.

“Первичная профсоюзная организация – это как раз то звено, где любые общие решения превращаются в конкретные действия. Так что же удалось за пять лет изменить в работе нашей первички и на предприятии?”, – адресовала риторический вопрос аудитории Нина Михалева и парировала. – Для профсоюза одним из приоритетных направлений является заработная плата: ее ежегодная индексация и повышение! Поскольку растут бешено цены на потребительском рынке, растут тарифы на все виды услуг, а явного роста заработной платы не наблюдается. Мы в 2019 году добились и записали в коллективный договор обязанность работодателя ежегодно индексировать заработную плату, однако ее рост пока еще отстает от отраслевого тарифного соглашения”.

Свой отчетный доклад председатель ППО продолжила информацией о том, что нынешняя работа профсоюза выстроена в соответствии с ОТС на 2024-2026 годы. По нему отраслевая тарифная ставка по оплате труда должна соответствовать МРОТ в РФ, поэтому базовая ставка рабочих I разряда на сегодня должна быть не меньше 19 242 руб., а с учетом районного и северного коэффициентов – 30 787,20 руб.

“К сожалению, на нашем предприятии пока идет отставание практически на 50%, особенно вспомогательных категорий работников (монтеры пути, контактники, слесари). Поэтому повышение заработной платы с 1 января 2024 года на 18,5% до конца не решило проблему. Нам есть к чему стремиться. Наша тарифная ставка I разряда на сегодня составляет 10 910,89 руб., но профсоюзы постоянно держат на контроле этот вопрос. Я еще раз подчеркну, надо повышать на 50%, тогда мы пойдем в ногу с отраслевым тарифным соглашением”, – делилась точкой зрения профлидер ППО.

В свое время администрация предприятия предлагала выйти из ОТС, но профсоюзный комитет дал отказное мотивированное мнение.

Со слов Нины Михалевой, в отчетный период профсоюз во взаимодействии с работодателем базировался на трех направлениях: достойная зарплата и рабочее место, охрана труда и социальные гарантии. И здесь социальное партнерство – основной инструмент. Коллективный договор является конституционной гарантией, но его принципы не редко игнорируются. Благо, что администрация предприятия не открещивается от коллективного договора, хотя была попытка пренебречь ОТС. Но по мнению председателя первички, хуже всего, когда сами работники не понимают важности коллективного договора.

“В феврале этого года создали комиссию, куда вошли экономисты, кадровики, специалисты по охране труда и представители профкома. Работу над нынешним КД мы завершили с трудом, хотя первый наш коллективный договор в 90-е годы мы принимали без особых сложностей. На днях состоится подписание нового коллективного договора, который готовился очень тщательно с участием крайкома профсоюза. Большую помощь оказала юрист краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения Марина Котова.

Профком уделял значительное внимание вопросам охраны труда, в том числе защите интересов работников при проведении спецоценки условий труда. И когда остро встал вопрос о снижении класса вредности водителям и другим категориям работников профсоюз объединил усилия и добился установления того класса вредности, который работники заслуживали”, – отметила Нина Ивановна.

Со слов председателя первички, в коллективном договоре отражены все аспекты Трудового кодекса, но уже с адаптацией к специфике предприятия.

За последние пять лет специалисты профкома работали совместно с комиссией по трудовым спорам, и это правильно. Много было обращений от членов профсоюза по незаконному лишению премий, нарушениям в области оплаты труда, предоставлении отпусков, соблюдении правил охраны труда. Все вопросы разбирались на комиссии, и, если работодатель прямо или косвенно допускал ошибки, предлагали их устранить и в дальнейшем не допускать.

Как показала практика, весьма востребована комиссия по охране труда при профсоюзном комитете. Для нее непочатый край работы, поскольку законодательство в этой области постоянно меняется. Но наш специалист по охране труда профессионально решает все ситуации. Ярким примером тому служит период, когда профком при проведении СОУТ добивался возврата 7 дней к отпуску водителям пассажирских перевозок. Смогли отстоять класс вредности монтерам пути. Или как решили вопрос страхования жизни основных категорий работников от несчастного случая на производстве. И с этими требованиями администрация согласилась. Подтолкнули к этому решению и участившиеся случаи падения кондукторов в трамваях и троллейбусах, а также тщательное расследование этих несчастных случаев. 

Далее Нина Михалева рассказала о прошедших мероприятиях по охране труда. Во всех подразделениях предприятия проводились дни охраны труда, в рамках которых специалисты выявляли недостатки и обсуждали методы их устранения. Работникам, согласно типовым отраслевым нормам, выдавалась бесплатная спецодежда, спецобувь, СИЗ, проводились обязательные периодические медицинские осмотры. Профком контролировал режим труда и отдыха водителей на линии, проверял места отдыха и приема пищи водителей и кондукторов. Рейды проводили как председатели цеховых комитетов, так и председатель профкома совместно со специалистом по охране труда.

Поступали жалобы от водителей троллейбуса на неточности в расписании, на большое количество сверхурочных часов. В каждом конкретном случае члены профкома разбирались и находили решение совместно с работодателем.

Отдельно остановилась в своем докладе Нина Михалева на работе комиссии по социальным вопросам и оздоровлению работников. В части социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором, вопросов не возникало, все выполнялось. В 2022 году профком решил совместно с администрацией города проблему по предоставлению работникам служебного жилья и общежитий. Сотрудники трамвайного депо получили 7 квартир, троллейбусного депо – 2 квартиры и 3 человека – жилплощадь в общежитии. Сейчас профлидер решает жилищный вопрос для двух водителей троллейбусного депо.

Актуальной для профкома остается тема санаторно-курортного лечения. Водители, да и кондукторы находятся на линии по 12 часов, у многих зафиксированы заболевания сердечно-сосудистой системы, суставов и позвоночника. Есть договоренность с работодателем о санаторно-курортном лечении таких работников. Заключен договор с санаторием-профилакторием в Железногорске. Краевой комитет профсоюза работников жизнеобеспечения компенсирует проезд к месту санаторно-курортного отдыха в размере до 7 тысяч руб., а организация “Профкурорт” предлагает членам профсоюза путевки со скидкой 20%. Некоторые сотрудники уже воспользовались этой возможностью.

При профкоме работает и культурно-массовая комиссия. Со слов председателя Нины Михалевой, на предприятии оборудованы помещения для занятий спортом, трудовой коллектив с удовольствием принимает участие в спортивных мероприятиях и не против побороться за призы в Спартакиаде краевого комитета профсоюза работников жизнеобеспечения. При поддержке профсоюза на предприятии возобновили проведение конкурса водительского мастерства. В этом году с участием профкома начата подготовка к 65-летию открытия троллейбусного движения в городе.

Нина Ивановна считает, что для первички бесценным помощником при решении любой проблемы является краевая организация профсоюза работников жизнеобеспечения и ее председатель Татьяна Игнатова.

В этом году крайком оказал серьезную поддержку в формировании проекта нового коллективного договора. Выделяли членам профсоюза денежные средства из резервного фонда на материальную помощь при несчастных случаях на производстве и в быту, при заболеваниях, при пожарах и других неприятностях. Также из резервного фонда предоставляли беспроцентную ссуду в размере 20 тысяч руб., с рассрочкой от 6 до 10 месяцев.

Профлидер отметила и недостатки – слабую работу молодежного совета. Тем не менее она надеется на улучшение ситуации после прихода нового председателя молодежного совета.

Заседания профкома проходили ежемесячно, в том числе, и в заочном формате. Хорошей площадкой для обсуждения любых вопросов стал чат “Профком Гортранс” в мессенджере. Тем не менее серьезные вопросы профком решает только в очном режиме. Благодаря крайкому профсоюза работников жизнеобеспечения проводится обучение профсоюзных кадров. А газета “Солидарность. Красноярский выпуск” помогает оставаться в курсе всех важных событий профсоюзной и социально-трудовой жизни.

Подводя итоги, Нина Ивановна искренне поблагодарила тех, с кем проработала все эти годы, а также выразила признательность за поддержку и понимание руководителям трамвайного и троллейбусного депо.

“Именно настойчивость профсоюзного комитета в сотрудничестве с работодателем и органами власти помогает решить многие проблемы, способствует формированию по-настоящему гражданского общества, где важен каждый конкретный человек. Успех социального партнерства в целом, а это один из ключевых факторов стабильности работы коллектива, определяется работой на местах, на конкретном предприятии. Именно здесь работники самоорганизуются в первичные профсоюзные организации. Но, как я уже отмечала, все-таки самый главный наш недостаток – это слабая мотивация работников для вступления в профсоюз. Необходимо заключать отдельные соглашения с работодателем, распространяющиеся только на членов профсоюза”, – резюмирует Нина Михалева.

Она считает, что на рабочем месте нельзя без профсоюза, надо наращивать профсоюзные ряды, и испытывать личную гордость за себя и за других, кто занимается настоящим делом и открывает новые профессиональные горизонты. 

Об испытаниях, победах и стремлениях первичной профсоюзной организации на рубеже уходящей пятилетки рассказала делегатам Татьяна Игнатова.

С ее слов, это был исключительно сложный период. В 2020 году пришла пандемия коронавируса. Начали распадаться экономические связи внутри страны и между государствами. Люди впервые столкнулись в своей жизни с внезапной смертью своих родных и близких, с распадом социальных отношений, психологическим шоком. Профсоюзам предстояло внести свой вклад в работу экономики, защиту трудящихся в широком диапазоне – от заболеваний, от нарушений трудовых и гражданских прав. Общественный транспорт должен был работать бесперебойно. Появились изменения в трудовом законодательстве – работа на “удаленке”. Необходимо было приобрести большое количество защитных средств, в том числе медикаментов и масок, которых на тот момент хронически не хватало, усилить пропускной режим на территорию предприятия и многое другое.

Профсоюзный комитет не просто стоял на защите трудового законодательства, но и оказывал всяческую помощь руководству предприятия в этой непростой ситуации.

Этот же период сопряжен с началом в феврале 2022 года специальной военной операции, которая продолжается и сегодня. Безусловно, это отразилось на экономическом, финансовом, политическом положении страны, в том числе из-за введения санкций в отношении России. Нужно было поднимать и строить отечественную экономику.

Тем не менее, сегодня мы обсуждаем не массовую безработицу или снижение доходов работников, а наоборот говорим об экономическом росте и росте доходов большей части работников.

Вместе с тем стоит отметить, что именно профсоюзная организация в эти непростые годы, наравне с руководством предприятия добивалась тех положительных результатов, которые мы имеем сегодня.

Впервые за многие годы план перевозки пассажиров выполнен по итогам 2023 года на 100%, перевезено
16,5 млн. пассажиров. Произошло значительное обновление подвижного состава. Расширились площади для организации второго троллейбусного депо по пер. Телевизорный, 3 (кстати, не без активного продвижения этого вопроса со стороны профсоюза, который и сегодня добивается дополнительного финансирования на ремонт этой базы).

Что касается заработной платы. Эта тема всегда в повестке дня профсоюза. Как минимум 2 раза в год по инициативе профсоюза этот вопрос слушался на краевой и городской трехсторонних комиссиях и других площадках.

Чем же запомнится эта пятилетка? Минимальная ставка по оплате труда была в 2019 году – 6 196 руб., 2024 году – 10 910 руб. В 2019 году средняя зарплата по предприятию составляла 28 533 руб., на апрель 2024 года – 65 128 руб., в т.ч. у водителей поднялась с 40 240 руб. до 80 936 руб., у слесарей по ремонту подвижного состава и электромонтеров увеличилась с 27 802 руб. до 52 000 руб., у кондукторов с 21 948 руб. в 2019 году до 58 493 руб. в 2024 году.

Для профлидера краевой организации профсоюза важно, что председатель Нина Михалева всегда учитывала мнение трудового коллектива, регулярно проводила профсоюзные собрания, конференции, заседания по всем жизненно важным для ППО вопросам: заработная плата, охрана труда, правозащитная работа, культурно-массовая и спортивная работа в коллективе. Она признательна команде “Горэлектротранс” за ежегодное участие в Спартакиаде краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения.

Татьяна Игнатова считает, что новому составу профсоюзного комитета необходимо добиться значительного увеличения численности членов профсоюза, тем более налицо положительные результаты работы по защите законных прав и интересов всех работников. Нужно усилить информационную работу – систематически рассказывать о деятельности профкома и вышестоящих профсоюзных органов. Также чаще проводить обучение профактива и ежегодные конкурсы профессионального мастерства.

К слову, 1 июня на предприятии “Горэлектротранс” состоялся долгожданный конкурс профессионального мастерства на “Лучшего водителя трамвая”. Шесть сложных испытаний преодолела семерка водителей МП “Горэлектротранс”. Лучшим водителем стала Валентина Ларионова, второе место заняла Александра Сухомлинова, третье – Марина Гушта. Победители и призеры конкурса получили денежные призы, им также присвоили новый профессиональный класс. От краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения были вручены специальные призы. Победитель конкурса Валентина Ларионова будет участвовать в 2025 году во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства на лучшего водителя трамвая.

В завершении Татьяна Игнатова пожелала подписать коллективный договор на предстоящий период работы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением на 2024-2026 годы. И с уважением поблагодарила профактив за плодотворную работу, а руководство предприятия – за укрепление социального партнерства с профсоюзом. Ведь ценно то, что и у профсоюза, и у директора совпадают желания создавать современные и безопасные условия труда, платить достойную зарплату, оздоравливать работников и давать возможность заниматься спортом.

Подготовила Елена ПУЗЕВИЧ, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №24-2024

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий