Профсоюзное движение – курс на «цифру»

Поиски современных форм и методов деятельности, которые бы соответствовали не только сегодняшнему, но и завтрашнему дню, обратили внимание профсоюзных организаций на цифровизацию, которая все больше укореняется во всех без исключения отраслях деятельности. О том, что даст профсоюзному движению переход на «цифровые рельсы» и как смотрят на эту задачу председатели краевых профорганизаций – в материале газеты «Солидарность. Красноярский выпуск».

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

В XXI веке все без исключения организации – коммерческие, государственные, общественные – неизбежно должны пройти череду преобразований, называемую цифровой трансформацией. Это позволит им сохранить и укрепить свои позиции. Чтобы продолжать выполнение своей основной миссии – представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзные организации также должны осуществить цифровую трансформацию своей деятельности. Достичь этой цели можно с помощью максимального использования современных цифровых инструментов в решении поставленных задач.

Цифровая трансформация – это внедрение современных технологий в работу организации. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешним коммуникациям. Цифровизация процессов актуальна не только на уровне отдельных предприятий или организаций: целые отрасли выбирают для себя этот путь развития как единственную возможность соответствовать стремительно меняющимся условиям окружающего мира. Цифровая трансформация профсоюзных организаций затрагивает не только и не столько внутреннюю работу, сколько взаимодействие с членами профсоюза, другими организациями и государственными органами, а также предполагает новые пути привлечения трудящихся в свои ряды. В современных условиях профсоюз, как общественная организация, должен постоянно поддерживать двустороннюю связь со своими членами, оперативно реагировать на их запросы и доносить до них актуальную информацию в кратчайшие сроки. Достичь всего этого и помогает цифровизация деятельности профсоюза.

ВЕСЬ ПРОФСОЮЗ В ОДНОМ ПРИЛОЖЕНИИ

Сделать обзор всех методов и инструментов цифровизации в одном материале практически невозможно. На сегодняшний день их существует множество. Но практика показывает, что одним из таких инструментов может стать мобильное приложение. Давайте порассуждаем. Мобильное приложение имеет все шансы стать удобным средством, которое позволит членам профсоюзов более активно взаимодействовать со своей профорганизацией. Практически все осознают необходимость создания приложения, но, к сожалению, немногие к этому готовы сегодня.

Базовый функционал профсоюзного мобильного приложения может включать следующие разделы:

1. Подача заявления на вступление в профсоюз. При оформлении сотрудника на работу в организацию, в которой есть профсоюзная организация, пользователю необходимо выбрать свою организацию из списка, установить привязку и далее заполнить и подать заявление через интерфейс приложения. Для подтверждения подлинности заявление должно быть подписано усиленной неквалифицированной электронной подписью – НЭП (позволяет определить автора документа и проверить, были ли внесены в файл какие-либо изменения после его отправки; подписанный с ее помощью документ заменяет бумажный документ только в случаях, оговоренных законом, или по согласию сторон) либо усиленной квалифицированной электронной подписью – КЭП (самая широко применяемая и регулируемая из всех видов подписи по Федеральному закону № бЗ-ФЗ; документ, подписанный с помощью сертификата КЭП, приравнивается к документу, который собственноручно подписан физическим лицом или уполномоченным представителем юридического лица). Пока еще сделать это не очень легко.

2. Уведомление членов профсоюза о проводимых мероприятиях, например, коллективных действиях, активных туристических путевках, льготных билетах в театры и кинотеатры и т.д. Помимо уведомлений, необходимо также предусмотреть и возможность заказа/бронирования места/билета через приложение.

3. Обращение за материальной помощью. В данной вкладке нуждающийся член профсоюза указывает причины, обусловившие необходимость обращения за помощью. Сведения в данной вкладке должны быть строго конфиденциальны, так как могут содержать личные данные.

4. Обращение за юридической консультацией. Для функционирования этого раздела необходимо добавить возможность заполнения расширенной формы, где пользователь выбирает необходимый ему вид консультации, указывает причины и факторы, побудившие его запросить поддержку, и т.д.

5. Модуль опросов и голосований. Сейчас существует множество различных вариантов опросов. Профсоюзам можно использовать опыт Москвы, где создана платформа «Активный гражданин», на которой проходят общественные обсуждения, голосования по различным злободневным вопросам, участники высказывают свое мнение по различным направлениям развития.

6. Вкладка «Коллективный договор», содержащая полный текст коллективного договора между работодателем и работниками организации со всеми приложениями и возможностью динамического обновления и отображения всех изменений и дополнений. По истечении периода действия коллективного договора текст проекта нового колдоговора также может быть размещен в этой вкладке для общественного обсуждения.

7. Цифровой профсоюзный билет. Данная функция является дальнейшим развитием единого электронного профсоюзного билета. Существующие с самого зарождения профсоюзного движения профсоюзные билеты сегодня уже, скажем так, устаревают.

8. Возможно также создание вкладки «Поощрения». Это могут быть моральные поощрения за активное участие в каких-либо мероприятиях, победу в конкурсах, поощрение за лучшее проведение мероприятия и др.

Очевидно, что при внедрении мобильного профсоюзного приложения и в процессе распространения и адаптации пользователей возникнут определенные сложности. В первую очередь это необходимость дополнительной поддержки для пользователей приложения старшей возрастной группы, в частности помощь с установкой приложения на конечное устройство и обучение работе с ним.

Необходимо учесть и все более расширяющийся перечень мобильных операционных систем. Помимо привычных и знакомых большинству пользователей iOS, Android и Windows Phone, сейчас набирают популярность и другие системы.

НЕ ПРОСТО ПЛАТФОРМА, А ПРОФСОЮЗНАЯ СРЕДА

Важно подчеркнуть, что в условиях цифрового профсоюза особая роль отводится организационным отношениям, организационной культуре, которые должны основываться не на бесконечном запросе справок и написании всевозможных бумажных отчётов, а на активном применении для формирования отчётных данных цифровых технологий, которые позволят высвободить время профсоюзных активистов для конкретной организаторской работы в профсоюзных организациях.

Цифровизация профсоюза это, прежде всего, формирование электронной среды в профсоюзе, в которой возможно будет создание единой электронной базы (платформы), где будет осуществляться учёт членов профсоюза и будет представлена вся структура от первичной, местной, окружной до межрегиональной и региональной профсоюзной организации. Цифровые технологии позволят профсоюзным организациям повысить эффективность как организационно-уставной работы, так и всей деятельности по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза.

НАЧАЛО ЭРЫ ЦИФРОВОГО ПРОФСОЮЗА

Профсоюз работников образования РФ подвел итог первого года цифровизации.

В первом квартале 2020 года завершилась реализация пилотного проекта Общероссийского профсоюза образования по введению единого электронного профсоюзного билета, автоматизации учёта членов профсоюза и сбора статистических данных. Соответствующая концепция была одобрена исполкомом профсоюза в 2018 году.

Предварительные итоги первого пилотного этапа цифровизации профсоюза говорят о его готовности к основной стадии – переходу на новые цифровые технологии вплоть до каждой первичной организации. О своевременности и востребованности такого перехода свидетельствует присоединение к участию в пилотном проекте ранее не заявленных профсоюзных организаций. Так, к началу 2020 года, в пилотном проекте полностью или частично задействованы 35 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, более 900 тысяч членов профсоюза поставлены на электронный учёт, около 622 тысяч из них стали обладателями новых электронных профсоюзных билетов – в виде пластиковой карты и (или) её виртуального аналога в мобильном приложении PROFCARDS, совмещёнными с федеральной программой бонусов и скидок более чем в 650 магазинах-партнёрах.

Кроме этого, завершено тестирование новых форм статистических отчётов профсоюза, которые позволят параллельно с их традиционной формой заполнения, формировать их в автоматическом режиме.

Учитывая значимость итогов пилотного проекта для Общероссийского профсоюза образования, а также успешную практику работы региональных (межрегиональных) организаций профсоюза по его реализации, и желание повысить профессионализм и мобильность профсоюзного актива, исполнительный комитет профсоюза постановил объявить 2020 год – Годом цифровизации в профсоюзе образования РФ.

ОПЕРАТИВНОСТЬ И ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ: 4 ПРЕИМУЩЕСТВА МОБИЛЬНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

1. Легкий доступ к информации.

Один раз установив приложение, пользователь сможет возвращаться в него одним нажатием на экран телефона.

2. Оперативное и удобное взаимодействие с пользователем.

Приложение дает возможность отправлять мгновенные уведомления пользователям — это могут быть, как актуальные профсоюзные новости, так и призыв, объединить профсоюзные силы для участия в какой-либо акции.

3. Удобный интерфейс на основе пользовательских привычек.

Согласно исследованиям, пользователи проводят в мобильных приложениях в 18 раз больше времени, чем на мобильных версиях сайтов. Это напрямую связано с простотой и интуитивно понятным интерфейсом приложения.

4. Офлайн-режим работы пользователя.

Так как приложение устанавливается на мобильном устройстве, контент может быть доступен даже без подключения к интернету.

ТОП-12 ПРЕИМУЩЕСТВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА

1. Создание цифровой платформы с возможностью удалённого доступа каждым председателем первичной и территориальной профсоюзной организации к единой базе данных.

2. Формирование автоматизированного рабочего места председателя первичной и территориальной организации профсоюза.

3. Переход профсоюза на единый электронный профсоюзный билет.

4. Совмещение электронного членского билета с лояльными (дисконтными) программами как возможность дополнительной социальной поддержки членов профсоюза.

5. Перевод профсоюза на электронную форму реестра и электронный учёт членов профсоюза.

6. Создание электронной библиотеки, электронного документооборота и протокольно-архивной службы профсоюза.

7. Введение автоматизированного сбора, упрощение анализа и обработки профсоюзной статистики и текущей отчётности.

8. Сокращение избыточной отчётности для председателей организаций профсоюза.

9. Введение электронных новостных лент, усиление открытости профсоюза и информирования членов профсоюза.

10. Повышение уровня оперативности и удобства во взаимодействии выборных органов организаций профсоюза.

11. Высвобождение времени председателей организаций профсоюза для индивидуальной работы с членами профсоюза.

12. Экономия профсоюзных средств на изготовление бланочной продукции и расходов бумаги.

Подготовила Наталья Томина с использованием информации из открытых источников

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края