Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края и призваны помочь развитию социального партнерства на территориальном уровне.
Социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Нормативно-правовая база социального партнёрства в сфере труда:
Международно-правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, по вопросам социального партнёрства и коллективных переговоров (конвенции МОТ и т.д.)
Российское законодательство:
- Конституция РФ (ст. 30, 37) – провозглашает свободу объединений; закрепляет право создавать проф.союзы для защиты своих профессиональных интересов; право на свободный труд, на работу в безопасных условиях, на достойное вознаграждение за труд и др.
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. (в редакции от 04.11.2022 N 434-ФЗ, от 19.12.2022 N 545-ФЗ) (Раздел II – посвящён социальному партнёрству);
- ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г. с изменениями и дополнениями (предусматривает право профсоюзов представлять работников в соц. партнёрстве, включая право на ведение коллективных переговоров, участие в разработке проекта КД и т.д.);
- ФЗ «Об объединениях работодателей» №156-ФЗ от 27.11.2002г. с изменениями и дополнениями (закрепляет право работодателей на объединение в целях представительства своих интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями (в сфере социально – трудовых отношений);
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 5.28 – 5.31: ответственность за нарушение законодательства о КД и соглашениях => штрафные санкции);
Нормативно-правовые акты Красноярского края:
- Закон Красноярского края «О социальном партнёрстве» № 12-5724 от 31.03.2011г (в редакции Закона Красноярского края от 22.12.2022 N 4-1431)
- Распоряжение Губернатора Красноярского края от 15.12.2009 г. № 522-рг с изменениями и дополнениями «О составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
- Постановление Правительства Красноярского края от 12 марта 2013 г. N 85-П “О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 27.08.2008 N 55-п “Об утверждении Положения о министерстве экономики и регионального развития Красноярского края, установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства экономики и регионального развития Красноярского края” (с изменениями и дополнениями) (осуществляет уведомительную регистрацию краевого трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, краевых отраслевых и краевых межотраслевых соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, заключаемых на уровне края);
- Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Представители работников при заключении соглашений
- Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (ст. 29 ТК РФ).
Представители работодателей при заключении соглашений
- При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
- Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст.33 ТК РФ)
Иные представители работодателей
- Представители работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формирование комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ) .
Комиссии по регулированию социально- трудовых отношений
- Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
- На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законом Красноярского края «О социальном партнерстве», положениями об этих комиссиях, утвержденных представительными органами местного самоуправления (ст.35 ТК РФ)
Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ)
- Проекты законодательных актов, нормативных правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы необходимые для их осуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, принимающих указанные акты.
- Решения соответствующих комиссий по регулированию социально- трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Рекомендации по ведению коллективных переговоров по заключению территориальных соглашений
Для начала работы по ведению переговоров по подготовке и заключению территориальных трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений необходимо: | |
– сторона профсоюзов. В муниципальном образовании стороной профсоюзов является Координационный совет профсоюзных организаций | |
– сторона работодателей. На территориальном уровне должно быть создано объединение работодателей (предпринимателей), устав (или заменяющий устав учредительный документ) которых предусматривает осуществление деятельности на территориальном уровне. | Ст.5 Закона Красноярского края «О социальном партнерстве» |
– сторона органа местного самоуправления. На территориальном уровне стороной органа местного самоуправления выступает администрация города или района соответствующего муниципального образования. | Ст.5 Закона Красноярского края «О социальном партнерстве» |
Примечание: – Органы местного самоуправления на территориальном уровне выступают в качестве представителей власти муниципального образования, а также в качестве представителей работодателей – муниципальных предприятий и учреждений, учредителями которых являются органы местного самоуправления, а также иных работодателей в случаях, предусмотренных законодательством. – В случае, если на территории не создано объединение работодателей стороне профсоюзов необходимо провести переговоры с органами местного самоуправления (главой либо заместителем главы местного самоуправления) на предмет заключения территориального соглашения для чего необходимо создание объединение работодателей. Предложить руководству органов местного самоуправления организовать проведение совещания с работодателями, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, пригласив на это совещание представителей администрации края, Федерации профсоюзов края, объединений работодателей края. |
|
После формирования сторон социального партнерства на уровне муниципального образования создается из полномочных представителей сторон территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. | |
– территориальная трехсторонняя комиссия является органом социального партнерства на территории муниципального образования; | Ст.20 Закона Красноярского края «О социальном партнерстве» |
– территориальная трехсторонняя комиссия формируется из полномочных представителей сторон социального партнерства на равноправной основе: органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и территориальных объединений работодателей; | |
– предметом регулирования отношений сторон социального партнерства на территориальном уровне являются социально-трудовые отношения, а также общие условия труда, гарантии трудовых прав и льготы работникам на территории муниципального образования; | |
– положение о территориальной трехсторонней комиссии и ее состав утверждается представительным органом местного самоуправления. | |
После завершения формирования сторон социального партнерства создается трехсторонняя комиссия. | |
– сторона социального партнерства (например, ей может выступить Координационный совет профсоюзных организаций) направляет в письменном виде двум другим сторонам уведомление о начале коллективных переговоров по разработке территориального трехстороннего соглашения; | |
– представители сторон, получившие уведомление о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору ответ; | |
– органом местного самоуправления издается распоряжение о проведении коллективных переговоров по разработке и заключении территориального трехстороннего соглашения. | Ст.36 ТК РФ |
После завершения формирования комиссий можно приступать к коллективным переговорам. | |
– проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров; | Ст.20 Закона Красноярского края «О социальном партнерстве» |
– порядок, сроки разработки проекта соглашения, время и место проведения заседаний комиссий определяются комиссией, фиксируется в протоколе заседаний комиссии. | |
– комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах; | Ст.47 ТК РФ |
– содержание и структура соглашения определяется по договоренности между представителями сторон (за основу можно взять краевое трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений либо Макет территориального соглашения, разработанный Федерацией профсоюзов края); | |
– в соглашения могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: Оплата труда; Условия и охрана труда; Режимы труда и отдыха; Экономическая политика; Развитие социального партнерства; Иные вопросы, определенные сторонами |
|
– заключение или изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения; | Ст.46 ТК РФ |
– соглашение подписывается представителями сторон. | Ст.47 ТК РФ |