Больше 50 лет посвятила профсоюзной деятельности Галина Васильевна Васильева. Из них 33 – она проработала в краевой организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Галина Васильевна стала свидетелем и “лучших лет” профсоюза, которые пришлись на советское время, и работала в непростые 90-е.
Сегодня она продолжает оставаться активным членом профсоюза, возглавляет первичную профсоюзную организацию аппарата краевой организации профсоюза работников автомобильного транспорта, в том числе поддерживает связь с ветеранами, теми, кто долгие годы работал на благо профсоюза.
Газета “Солидарность. Красноярский выпуск” пообщалась с Галиной Васильевной. Мы расспросили ее о трудовом пути, работе в тандеме с Виктором Георгиевичем Медведевым и узнали, как профсоюзная деятельность изменила ее, как личность.
Галина Васильевна родилась в Красноярске, по образованию она химик-технолог. Окончила школу с серебряной медалью, поступила в технологический институт. Но из-за болезни на первом курсе пришлось взять академический отпуск. Через год она пришла учиться с новым потоком. На организационном собрании ее сразу избрали профоргом, другую студентку – старостой, а еще одну комсоргом. С тех пор они втроем и дружат, уже больше 60 лет. С того времени и началось первое знакомство с профсоюзом. В студенчестве группой ходили на демонстрации, ездили на уборку урожая, посещали концерты, одним словом жили весело, интересно и дружно.
После института Галина Васильевна немного поработала на заводе комбайнов, в ЦЗЛ, в 1974 году перешла на работу инженером-технологом в гальванический цех филиала № 2 Производственного объединения “Красноярскавторемонт” и с тех пор связала свою жизнь с автомобильным транспортом. Ее сразу избрали председателем первичной профсоюзной организации филиала №2, который входил в состав головного предприятия (так называлось предприятие в Красноярске), в его структуре было еще три филиала. Филиал № 2 всегда выходил победителем в соцсоревнованиях и конкурсах. Галина Васильевна много времени уделяла вопросам охраны труда и техники безопасности, поэтому первые две ступени трехступенчатого контроля проводились регулярно.
Галина Васильевна вспоминает эти годы с теплом.
– Коллектив филиала был дружный. Был у нас термический участок, поэтому на обед всегда была печеная картошка, – делится она.
Многих Галина Васильевна хорошо знала, помогала решать не только производственные и трудовые вопросы, но и личные. Вместе работали, вместе и отдыхали. Была возможность выезжать на базы отдыха с семьями, в санатории на оздоровление, участвовали во всех спортивно-культурных мероприятиях, проводимых объединенным профкомом. Со многими бывшими работниками предприятия Галина Васильевна поддерживает связь до сих пор.
В 1979 году ее избрали председателем профсоюзного комитета всего производственного объединения на освобожденной основе. В состав профсоюзной организации тогда входили 12 филиалов – мастерские по ремонту и восстановлению грузового, автобусного подвижного состава были практически во всех городах края. Коллективы работали стабильно, везде было практически 100% профсоюзное членство.
Галина Васильевна, как председатель, ездила по разным населенным пунктам, с руководителем предприятия посещала все совещания, раз в год выступала перед коллективами с отчетом о деятельности. Поэтому в профсоюзных кругах ее знали по всему региону. Это и сыграло в дальнейшем большую роль в ее карьере. Ее кандидатуру предложили на пост секретаря краевой организации профсоюза рабочих автотранспорта и шоссейных дорог (в сентябре 1990 года на съезде отраслевого профсоюза он был переименован в профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).
На должность секретаря Галину Васильевну избрали в 1989 году. Конференция проходила 25 ноября – в день рождения Виктора Георгиевича Медведева – председателя Красноярской краевой организации профсоюза. Галина Васильевна на долгие годы стала его верным помощником. В то время коллектив в краевой организации был очень большой. Краевая организация объединяла 8171 члена профсоюза, что составляло 93% от общего числа работающих в отраслях. В ведении профсоюза находились вопросы обеспечения оздоровления и отдыха членов профсоюза, детей в оздоровительных лагерях (а их было 5!). В Красноярске располагался профилакторий “Автомобилист”, в котором можно было поправить здоровье и отдохнуть с отрывом и без отрыва от производства круглый год. Руководители предприятий доставляли туда отдыхающих служебным транспортом.

Строилось жилье, при распределении которого участвовал профсоюз, проводились конкурсы профессионального мастерства, спортивные мероприятия, решались вопросы по созданию безопасных условий и охраны труда. Особую роль играли коллективные договоры, действующие во всех организациях отрасли, заключением и контролем за их выполнением занимался профсоюз. Такое проявление заботы и внимания было важным для трудящихся.
Была своя футбольная команда “Автомобилист”, братья Ивановы, которые в 80-90-е годы являлись законодателями моды в мире мотогонок на льду, были членами профсоюза работников автомобильного транспорта. Галина Васильевна вспоминает, что этот период в деятельности краевой организации можно назвать лучшим временем.
В краевую организацию на тот момент входило около 70 ППО. Это были транспортные, пассажирские и грузовые предприятия, автомастерские. В разные годы пытались создать первички и частные организации. Особенно в сложные для предприятий периоды. Но в итоге первичка появилась только у индивидуального предпринимателя из Красноярска Виктора Михайловича Сидорова. С ним у краевой организации сложились хорошие отношения. ППО работает там и сейчас. Это единственное коммерческое предприятие в сфере транспорта региона, где сегодня есть профсоюз.
В 2001 году был создан фонд “Дорожник”. С того момента в дорожной отрасли начали проводить Спартакиады на базе санатория “Красноярское Загорье”. Помимо этого, проходили конкурсы профессионального мастерства. Во всех мероприятиях принимала активное участие и краевая организация профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Галина Васильевна всегда входила в состав комитета по подготовке и проведению Спартакиад. Эти мероприятия очень сплачивали коллективы. Работники из разных территорий собирались вместе на выходные и соревновались в дружеской атмосфере. Сейчас летние спортивные мероприятия проводит ассоциация “Дорожники Красноярья”.

Но постепенно все стало меняться, штат в краевой организации профсоюза начали сокращать, профсоюзы перестали заниматься вопросами пенсий и социального страхования, оздоровления и отдыха.
Смена общественного строя после распада Советского союза наложила большой отпечаток на профсоюзную деятельность. Галина Васильевна отмечает, что на передний план тогда вышла задача защищать права и интересы членов профсоюза, в первую очередь, это контроль за своевременной выплатой заработной платы, сохранением льгот и гарантий, рабочих мест и коллективов в целом. Использовали разные методы, в том числе и забастовки.
Экономический спад производств заставил профсоюзы искать выход. Им стало подписание трехстороннего соглашения между профсоюзом, работодателем и органами власти, где прописали определенные обязательства каждой из сторон. Теперь такое соглашение по регулированию социально-трудовых отношений заключают раз в три года.
На повестке дня встал вопрос профсоюзного членства, потому Галина Васильевна рассматривала работу по увеличению профсоюзного членства как комплексную систему мер и методов работы, способствующих сохранению предприятий отрасли, первичных профсоюзных организаций, укреплению роли профсоюза. Она использовала любую возможность при встрече с коллективами рассказать о деятельности профсоюза. Особую роль играли и играют коллективные договоры, действующие во всех организациях отрасли. Заключение, регистрацию и контроль за их выполнением осуществляла Галина Васильевна.
По словам Галины Васильевны, в перестроечные годы, благодаря настойчивости и активности председателя краевой организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктора Георгиевича Медведева спасли МП Красноярска “ПАТП №7”. Оно так и остается муниципальным до сих пор, работает стабильно. Численность членов профсоюза в ППО достигает почти 90%. Большую роль тут играет и личность председателя – Виктор Солодкий делает многое для своего коллектива.



Хотели у краевой профсоюзной организации забрать Дворец культуры автомобилистов (ныне ДК “Кировский”), но его тоже отстояли. Галина Васильевна рассказывает, что в 90-е годы в пассажирских автотранспортных предприятиях была самая низкая зарплата – в два раза ниже, чем средняя по краю. Но и ее не выплачивали вовремя. Для решения проблемы проводили митинги, объявляли даже забастовки.
– Мы входили в состав забастовочного комитета. В итоге зарплату пересмотрели, коллектив успокоился, – вспоминает Галина Васильевна.
Сил на сохранение дорожной отрасли, полного и своевременного финансирования предприятий тогда было вложено очень много. Но, по словам Галины Васильевны, самое сложное время пришлось даже не на 90-е годы.
В 2016 году в Красноярский край решило зайти предприятие “Новосибирскавтодор”. Под угрозой оказались сразу два крупных краевых дорожных предприятия – ДРСУ Ачинское и Балахтинское. Их, несмотря на большой опыт работы, не допустили до участия в аукционах на ремонт федеральных трасс.
– Тогда мы с Виктором Георгиевичем писали запросы везде, куда могли. В том числе обращение ушло президенту РФ Владимиру Путину. Мы смогли убедить, что, если зайдет “Новосибирскавтодор”, то регион потеряет опорную сеть краевых дорог – ворота южного и западного направления. Это приведет к банкротству социально значимых предприятий, а специалисты останутся без работы. Были длительные разбирательства, в том числе с привлечением ФАС, в итоге оба ДРСУ допустили до участия в торгах. Это была большая победа не только для профсоюза, но и для всех жителей. Ведь краевые предприятия всегда на совесть занимались ремонтом и содержанием дорог, – делится Галина Васильевна.
Она считает, что ей очень повезло с руководителями. Особенно большую роль в профессиональном плане сыграл Виктор Георгиевич Медведев. Он научил ее умению проявлять характер в сложных ситуациях, бороться за коллектив, быть стойкой и разумной, иметь внутренний стержень.
Галина Васильевна отмечает, что Виктор Георгиевич внес неоценимый вклад в развитие профсоюзного движения в крае, спас не одно предприятие и коллектив. Он всегда шел вперед, не останавливаясь ни перед чем ради людей. Его уважали в трудовых коллективах, пользовался авторитетом он и у представителей органов власти.

Виктор Георгиевич сложил свои полномочия в октябре 2020 года. А Галина Васильевна проработала без него до октября 2022-го. Все годы это был по-настоящему профессиональный тандем. За больше, чем 30 лет совместной работы, они стали не только хорошими коллегами, но и друзьями. Галина Васильевна во всем помогала, подсказывала, если было нужно, охлаждала эмоциональный пыл своего руководителя. Была опорой, поддержкой, надежным тылом.
– Есть такое выражение: “Если хочешь идти быстро – иди один. Если хочешь дойти далеко – идите вместе”. Вот так мы и пошли с ним вместе. И прошли длинный путь, – говорит Галина Васильевна.
Галина Васильевна отмечает, что казалось, что она была как бы в тени председателя, но как говорят: “Мужчина – власть, авторитет, а женщина – ответственна за общение и связи с общественностью”. Все эти годы работы в краевой организации профсоюза она отвечала за информационную работу и связь с “первичками”. Ведь тогда не было электронной почты, все делалось на бумажных носителях, через диспетчерскую автовокзала и водителей автобусов поддерживали связь с первичными профсоюзными организациями.
Ежегодно на базе учебного центра проводилось обучение профсоюзного актива. Вся подготовительная и организационная работа была на Галине Васильевне. Методический материал заказывала в типографии. В летнее время организовывали семинары и на базе отдыха “Красноярский Дорожник”. А еще были встречи с членами профсоюза и трудовыми коллективами предприятий, составлялся график посещения, и он соблюдался.
– Такие встречи были полезными для всех участников встреч, в трудовых коллективах видели важность профсоюзного дела, интерес и заботу о людях, – вспоминает Галина Васильевна.
Вся подготовка документов к президиумам и пленумам была на Галине Васильевне. Ежегодно к профессиональным праздникам, юбилейным датам она оформляла профсоюзные награды членам профсоюза, старалась, чтобы никто не был забыт и не остался без внимания.
– Вроде незаметная, но очень нужная работа, которая подчеркивала важность каждого человека для профсоюза, – отмечает Галина Васильевна.
Помимо того, она входила в состав комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве как представитель крайкома.
– Нисколько не жалею, что все эти годы занималась профсоюзной деятельностью. Работа с людьми сделала меня, в какой-то степени строгого человека, очень отзывчивой. Когда сталкиваешься с чужим горем, стараешься всегда помочь. С каким бы вопросами не обращались члены профсоюза, всегда была готова включиться в их решение, – говорит Галина Васильевна.
Потому в коллективе ее называли “курочкой наседкой” и мамой Чолли (героиня сериала, образ которой символизировался с заботой и добротой). Галина Васильевна первой протягивала руку помощи в беде, опекала членов профсоюза.
За многолетний добросовестный труд Галина Васильевна была награждена профсоюзными наградами: Почетными грамотами, значками и знаками ФНПР и ЦК отраслевого профсоюза, значком “Почетный автотранспортник”, знаком “Почетный работник транспорта России” Министерства транспорта России, Почетными грамотами ФПКК.
Она не отошла от профсоюзных дел и сегодня. Хранит и свой профсоюзный билет. Сейчас Галина Васильевна возглавляет ППО аппарата краевой организации профсоюза работников автомобильного транспорта, поддерживает связь с бывшими работниками. Когда есть необходимость, заглядывает в родную краевую организацию, консультирует по всем возникающим вопросам. Например, помогала подготовиться к отчетно-выборной конференции, которая состоялась в конце прошлого года. Галина Васильевна рада, что нашлась достойная ей смена на посту заместителя в краевой организации в лице Натальи Лалетиной.
Профсоюз совместно с трудовыми коллективами способен на решение многих проблем, что не раз было доказано самой жизнью, говорит Галина Васильевна.
– Увы, не все предприятия входят в профсоюз, но работа по созданию новых ППО в сфере транспорта и дорожного хозяйства ведется. Профсоюз – это семья, на которую можно положиться в любом вопросе. В сферу интересов профсоюза входит благополучие трудовых коллективов. Он помогает в решении разных вопросов – от правозащитной деятельности до материальной помощи и организации отдыха трудящихся. Некоторые ошибочно считают, что профсоюз призван защищать работников от ущемления со стороны работодателя. Я считаю, что нельзя противопоставлять руководителя и его коллектив. Ведь у них одна цель – стабильная работа предприятия, приносящая прибыль, обеспечивающая сохранение рабочих мест и достойную заработную плату. Для этого мы работали и с министерствами, и с ведомствами, и с представителями власти всех уровней, – отмечает она.
Кстати, помимо профсоюза у Галины Васильевны есть увлечение. Она любит выращивать рассаду, особенно помидоры. Смотреть, как ростки пробиваются из-под земли, тянутся к солнцу, растут, цветут и в конце концов дают плоды. Поэтому она уже сейчас готовится к этому хлопотливому, но такому приятному занятию. Лето Галина Васильевна всегда проводит на даче в заботе о растениях и выращивании урожая. А еще в свободное время она любит вязать. Одним словом, Галина Васильевна остается активной и энергичной и сегодня. А еще преданным профсоюзу человеком, надежным другом.
Анастасия Майорова, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №7-2025