Бюджетникам — отраслевые системы оплаты труда!

Недавно состоялось очередное заседание рабочей группы по подготовке концепции совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы края, в состав которой входят представители профсоюзов, руководители органов исполнительной власти края, депутаты краевого парламента. Предлагаемая рабочей группой Концепция разработана в целях подготовки проекта закона края «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений» и предлагает основные направления реформирования системы оплаты труда работников краевых государственных учреждений и работников государственных органов края по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы, финансируемых за счет средств краевого бюджета.

Со времени создания рабочей группы входящие в нее специалисты провели масштабный анализ системы труда во всех отраслях бюджетной сферы, детально изучили функции конкретных учреждений по отраслевой принадлежности, штатную и фактическую численность, размер и структуру зарплаты работников и практически закончили формирование новой концепции. Необходимость реформирования системы оплаты труда работников краевых государственных учреждений продиктована следующими причинами:

— низкий уровень тарифных ставок (окладов) и, прежде всего, чрезмерно низкая в сравнении с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения тарифная ставка первого разряда;

— невозможность регулировать вопросы оплаты труда с учетом специфики каждой из бюджетных отраслей;

— сложная система доплат и надбавок, которая делает действующую систему не гибкой;

— ограничения при установлении вознаграждения для высококвалифицированных работников.

В отраслях бюджетной сферы края занято около 300 тыс. человек или 1/3 работающих в экономике края.

В 2005 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций образования составила 6489,6 рубля, здравоохранения и предоставления социальных услуг — 6941,3 рубля, культуры и спорта — 5456 рублей. Рост заработной платы относительно среднегодового уровня 2004 года составил 126 %, 124,9 % и 122,6% процента соответственно.

Несмотря на принимаемые меры по повышению заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере продолжает оставаться низким.

В настоящее время оплата труда работников краевых государственных учреждений осуществляется на основе краевой тарифной сетки (КТС), которая сохраняет принципы применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, введенной в действие в 1992 году.

КТС включает 18 разрядов — для дифференциации оплаты труда работников в зависимости от уровня их профессиональной подготовки и сложности выполняемых работ. Соотношение тарифных ставок между первым и восемнадцатым разрядами составляет 1:4,5.

Краевая тарифная сетка предусматривает единство межразрядных тарифных коэффициентов, тарифных условий оплаты труда работников различных отраслей и относительно единообразный подход к оценке квалификации (сложности выполняемых работ) работников учреждений.

Тарифные ставки (оклады) служат основой для установления других условий оплаты труда, носящих компенсационный и стимулирующий характер. Кроме тарифных ставок (окладов) система оплаты труда включает значительное количество надбавок, доплат, премий и других элементов повышения тарифных ставок.

В структуре заработной платы доля основной тарифной части в среднем не превышает 50 процентов (по отраслям бюджетной сферы и по разрядам оплаты труда эта доля колеблется в пределах от 30 до 60 процентов) и не выполняет основную нагрузку в воспроизводстве затрат труда.

По мнению председателя Федерации профсоюзов Красноярского края Олега Исянова, необходимость реформирования системы оплаты труда работников краевых государственных учреждений очень актуальна, в целом действующая система оплаты работников краевых государственных учреждений не может быть признана совершенной и требует мер по ее улучшению.

Однако на сегодняшний день ряд недавних изменений в законодательстве, в первую очередь, в Трудовом кодексе, вступающих в силу с октября 2006 года, мешают доработать концепцию. По мнению членов рабочей группы необходимо проанализировать и учесть в концепции все новшества в части вопросов оплаты труда бюджетников.

Дополнительно отметим, что на совещании обсудили опыт двух регионов РФ по реформированию системы оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы. В частности, в Санкт-Петербурге с 1 января 2006 года введена отраслевая система оплаты труда во всей бюджетной сфере. по мнению разработчиков, она содержит более полный учет реальных результатов работы сотрудников. Как отметил на совещании заместитель губернатора Александр Новак: «В питерской системе мне импонирует то, что она очень простая. К тому же минимальный оклад там установлен не меньше прожиточного минимума, что на мой взгляд правильно и позитивно для работников». Хотя прошло еще слишком мало времени с начала реализации новой системы, чтобы оценить все ее достоинства и недостатки.

В Тюмени же действует отраслевая система оплаты труда работников образования. Там рассчитали стоимость одного учебного часа (базовую стоимость педагогической услуги), и при определении размера зарплаты учителя применяют к этой цифре различные повышающие коэффициенты. При этом учителей разделили на 4 группы «сложности по предметам» (не совсем понятно, по каким критериям). По мнению членов рабочей группы, эта модель, во-первых, противоречит федеральному законодательству, а во-вторых, требует серьезных финансовых вливаний в отрасль.

В ближайшее время предложения по отраслевым системам оплаты труда должны появиться на федеральном уровне. Членам рабочей группы их тоже предстоит проанализировать (наряду со всеми изменениями в федеральном законодательстве) и учесть при окончательной доработке краевой концепции оплаты труда бюджетников.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края