Информационный материал для руководителей профорганизаций отраслей бюджетной сферы края (по состоянию на 10.05.05)

В данный момент в крае идут два важных процесса, затрагивающих интересы работников бюджетной сферы края: переговоры профсоюзов и Совета администрации края по второму этапу повышения в 2005 году ставки 1-го разряда данной категории работников, а также, при участии профсоюзов, начата подготовка концепции законопроекта об оплате труда работников краевых госучреждений на последующий период. Как координатор стороны профсоюзов на двухсторонних переговорах с краевой администрацией, считаю необходимым проинформировать Вас о проделанной совместной работе.
Настоящий материал призван дать Вам полную и объективную информацию о последовательности действий профсоюзов по данным вопросам и причинам, побудившим выбрать ту или иную стратегию данных действий. Таким образом, каждому руководителю профорганизаций будет проще информировать свой профактив и делать самостоятельные выводы по сложившейся ситуации. [align=justify][/align] [align=justify][/align] [align=justify][b]I) О формате двухсторонних переговоров по уровню оплаты труда работников бюджетной сферы края.[/b][/align] [align=justify]В конце июля 2004 года [u]совместным[/u] решением руководителей краевых профорганизаций бюджетных отраслей и совета федерации профсоюзов края (далее ФПКК), было принято решение о начале коллективных переговоров по заключению [u]двухстороннего[/u] краевого межотраслевого соглашения между ФПКК и Советом администрации края по вопросам оплаты труда работников бюджетных учреждений. Таким образом, вопросы оплаты труда бюджетников были [u]выделены в отдельный переговорный процесс[/u] за рамками краевой трехсторонней комиссии и краевого трехстороннего соглашения. Причины этого шага заключались в следующем:[/align] [align=justify]1. За всю практику заключения краевых трехсторонних соглашений в них [u]никогда[/u] не включались вопросы о [u]конкретных[/u] сроках и размерах повышения оплаты труда работников бюджетных отраслей. Такая возможность в виде регулирования доплат была и до отмены федеральной ЕТС. Следовательно, выделение этой проблемы в отдельное соглашение не вела к потере завоеваний предшествующих трехсторонних соглашений.[/align] [align=justify]Более того, даже декларативные пункты по вопросам бюджетной сферы, часто исключались из трехсторонних соглашений, так как эти акты носят важный политический характер, а спорные позиции по бюджетникам «задерживали решение вопросов других отраслей».[/align] [align=justify]2. На момент принятия решения о двухсторонних переговорах с краевой администрацией уже был сформирован и утвержден представителями ФПКК в трехсторонней комиссии профсоюзный проект нового трехстороннего соглашения, в котором [u]конкретные вопросы зарплаты в бюджетных отраслях не были включены[/u]. Одной из причин послужило недостаточное представительство в трехсторонней комиссии бюджетных профсоюзов, нет в ее составе и заместителя председателя ФПКК, ранее курировавшего данный круг вопросов. Нужно отметить, что по оплате труда в промышленности в новом трехстороннем соглашении ставка 1-го разряда, влияющая на весь фонд оплаты труда, заменена на минимальный уровень оплаты для низкооплачиваемых категорий работников. [/align] [align=justify]3. Наличие в краевой трехсторонней комиссии союзов работодателей частной формы собственности также не делает эту комиссию выгодной площадкой для обсуждения зарплаты бюджетников. [u]Представители бизнеса, как минимум, равнодушны к этим вопросам[/u]. Нужно отметить, что рост зарплаты учителей и врачей всегда связан с повышением бюджетных расходов, а это косвенно влияет на увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей. Поэтому, вряд ли можно рассчитывать на объединение усилий с предпринимательскими союзами в защиту интересов работников бюджетных учреждений.[/align] [align=justify]4. Включение конкретного уровня повышения зарплаты бюджетников в краевое трехстороннее соглашение могло бы создать опасность правовой коллизии, которая уже имела место по другим положениям. Дело в том, что статья 45 ТК РФ определяет региональные соглашения, как акт, который «устанавливает общие принципы регулирования социально — трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации». [u]То есть в самом законодательном определении закладывается определенная декларативность трехстороннего соглашения[/u]. В то время как отраслевое и межотраслевое соглашение (двухсторонние) по той же статье «определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей)».[/align] [align=justify]5. В продолжение темы легитимности включения зарплаты бюджетников в краевое трехстороннее соглашение, важно отметить, что обязательный характер такие положения будут иметь лишь в случае подписания соглашения [u]Советом администрации края в качестве представителя работодателей – краевых государственных бюджетных учреждений, которым она является[/u] согласно ст.34 ТК РФ и ст.6 Закона края «О соцпартнерстве». Но в этом случае, из трехстороннего соглашения были бы исключены все обязательства власти, не относящиеся к бюджетной сфере. Поэтому, администрация края всегда подписывает трехсторонние соглашения, как орган власти, но не как представитель работодателей.[/align] [align=justify]При этом, направление от ФПКК Совету администрации уведомления о коллективных переговорах по двухстороннему соглашению сделало обсуждение вопросов зарплаты [u]неизбежным [/u]для краевой власти, тогда как в краевой трехсторонней комиссии его можно было бы исключить простым голосованием.[/align] [align=justify][/align] [align=justify]Суммируя приведенные аргументы, нужно отметить, что выделение в отдельное соглашение конкретики по трудовым отношениям в бюджетной сфере является не сиюминутным решением, а стратегией на последующую работу. Это подтверждает и концепция профсоюзов по развитию системы колдоговоров и соглашений, принятая советом ФПКК. Для примера можно вспомнить, что в [u]2003 году выплата 2-х окладов бюджетникам края также была решена не в трехстороннем, а в двухстороннем формате переговоров[/u].[/align] [align=justify][/align] [align=justify][/align] [align=justify][b]II) Об эффективности переговорного процесса.[/b][/align] [align=justify]Из предыдущего материала видно, что существующие проблемы переговоров о втором этапе повышения оплаты труда в бюджетных отраслях не имеют [u]ничего общего с избранным форматом переговоров[/u]. Многие проблемы были обусловлены тем, что это были первые официальные коллективные переговоры по данному кругу вопросов, проводимых в условиях нового законодательства — 122-ФЗ. До принятия новой редакции Закона края «О соцпартнерстве», предложенной профсоюзами, Совет администрации края не являлся представителем работодателей бюджетной сферы, при заключении соглашений. Поэтому диалог приходилось называть консультациями сторон, а вместо соглашения, которое является правовым актом, подписывать протоколы политического характера.[/align] [align=justify]Начатые в конце августа 2004 года двухсторонние переговоры постоянно прерывались краевой администрацией, то на несколько недель, то на 1.5 месяца, с аргументацией о необходимости провести переговоры с Минфином РФ о трансфертах. При этом, дальнейший ход событий показал, что изначальное предложение профсоюзов о [u]повышении зарплаты с 1 января 2005 года на 30% было вполне компромиссным и выполнимым[/u]. Хотя, как и любой компромисс, такая индексация зарплаты не могла полностью удовлетворить трудящихся.[/align] [align=justify]Но не смотря на это, краевая власть, вопреки требованиям федерального законодательства, упорно настаивала на индексации в 8.5% с 1.01.2005 без гарантий последующего повышения в течение года. Изменить ситуацию смогла лишь всероссийская акция 20 октября, после которой было объявлено о 20% повышении зарплат бюджетников в крае. После осенних коллективных действий, краевым профсоюзам было предложено подписать двухстороннее соглашение с повышением на 20% с 1.01.2005 без гарантий второго этапа повышения. Так как достигнутый уровень индексации был гарантирован увеличением федерального МРОТ, то стороной профсоюзов было принято [u]согласованное всеми отраслями [/u]решение не заключать соглашение в таком виде.[/align] [align=justify]Не соглашаясь на четкое определение второго этапа повышения зарплаты ([u]даже на 11% с 1 июля 2005 года)[/u], администрация края затянула переговорный процесс до внесения проекта и окончательного принятия краевого бюджета. Поэтому, в краевой бюджет не были заложены расходы на вторую индексацию. Если бы соглашение было достигнуто до внесения проекта бюджета, то это породило бы обязанность краевой администрации учесть соответствующие расходы в проекте бюджета, согласно Закона края «О соцпартнерстве». Тем не менее, сочетание переговоров и коллективных акций повлияло на изменение первоначальной позиции краевой власти об уровне январской индексации. [/align] [align=justify]Далее переговоры шли в вяло-текущем режиме, вплоть до объявления в феврале даты краевого профактива бюджетных отраслей. Непосредственно перед данным мероприятием в ФПКК поступило предложение администрации края о заключении соглашения о дополнительном повышении с 1 сентября зарплаты на 11% и возможном увеличении этой цифры после 1 июля. Это тоже существенно отличается от первоначальной позиции власти, заключавшейся в отказе принимать какое-либо решения до подведения итогов исполнения бюджета за полугодие. Но на переговорах профсоюзы заняли [u]консолидированную [/u]позицию требовать индексации сверх уровня, обусловленного увеличением федерального МРОТ. [/align] [align=justify]Именно неуступчивостью краевой власти, а не попыткой «шантажа» перед референдумом, были обусловлены два весенних пикета. Администрация края заявила, что сентябрьские 11% это уже существенная уступка на переговорах и [u]не делала никаких иных предложений в обмен на отмену или перенос коллективных акций профсоюзов[/u]. Тем не менее, считаю, что и сейчас имеются перспективы по достижению компромисса по второму этапу повышения оплаты труда. Естественно, достижение соглашения будет возможным при [u]взаимных [/u]уступках сторон.[/align] [align=justify][/align] [align=justify][/align] [align=justify][b]III) Об участии профсоюзов в рабочей группе по разработке концепции системы оплаты труда работников бюджетной сферы края.[/b][/align] [align=justify]В начале 2005 года Совет администрации края сформировал упомянутую группу, в которую вошли представители краевых отраслевых управлений бюджетной сферы, депутаты Законодательного Собрания края и представители профсоюзов. Не смотря на то, что [u]ФПКК предложила включить [/u]в группу представителей отраслевых профсоюзов работников бюджетной сферы, краевая администрация первоначально включила только одного представителя в моем лице. На что федерация профсоюзов заявила протест и теперь в рабочей группе представлены все четыре бюджетных профсоюза.[/align] [align=justify]Все предложения от отраслевых профсоюзов по разработке концепции законопроекта были аккумулированы в краевой федерации профсоюзов. В части, согласованной внутри профсоюзов, эти предложения по разработке концепции оплаты труда дважды направлялись администрации края (тексты прилагаются). По тем вопросам, где консенсус не был найден, в предложениях указывалось, [u]от лица каких отраслей вносятся предложения[/u]. Наличие внутри профсоюзной дискуссии по различным вопросам является не только обычным, но [u]необходимым фактором[/u] нашего развития. В данном вопросе необходимо поступление информации от различных участников дискуссии.[/align] [align=justify]В частности, сложной проблемой оказались подходы профсоюзов к будущей краевой тарифной сетке, которая может быть введена с 2006 года. Обсуждение показало неготовность к полному переходу с единой на отраслевые тарифные сетки. [u]В этом вопросе разногласия были сняты[/u]. С другой стороны, сохранение действующей системы оплаты труда, [u]консервирует низкую долю тарифной части в фонде оплаты труда[/u] (для всех отраслей 50% и ниже), ведет к отказу от стажевых выплат в образовании и культуре. Касаясь проблемы стажевых, нельзя не отметить позицию краевой администрации о неприемлемости для нее прежних форм выплат. [u]Выходом здесь может быть изменение подходов к учету профстажа, в альтернативу полному отказу от него.[/align] [align=justify][/u]Сложность состояла еще в том, что Трудовой кодекс не дает краю и муниципалитетам менять тарифный характер систем оплаты труда. То есть, должны сохраняться разряды и соответствующие им тарифные ставки. К сожалению, ни один вариант, предложенный отраслевыми профсоюзами, [u]не соответствовал этому требованию [/u]законодательства. [/align] [align=justify]Тем не менее, при разработке предложений ФПКК в соответствующую концепцию, за основу был взят вариант, который в свое время прорабатывался ЦК профсоюзов бюджетных отраслей. В нем предполагалось установление окладов не от разрядов, а от квалификационных групп и профстажа. Но так как федеральный закон запрещает отказываться от разрядов, то был предложен [u]вариант многомерной тарифной сетки[/u], зависящий и от разрядов, и от стажа, и от групп. В критерии этих групп должны включаться не только квалификационные признаки, не учтенные в ЕТКС, но и профессионально-отраслевые признаки. [u]Это позволит включить в тарифную часть ряд надбавок, имеющих сейчас отраслевую специфику[/u]. По сути, предложен [u]промежуточный (компромиссный) вариант [/u]между единой тарифной сеткой и отраслевыми системами оплаты труда. Предложенный способ учета профстажа призван устранить тот аргумент противников стажевых, что данные выплаты закрепляют на работе, в том числе и тех кто не желает повышать свою квалификацию. Если данный аргумент не отбить, то не будет реальных шансов вернуть стажевые выплаты ни в каком виде.[/align] [align=justify]Многомерная тарифная сетка вошла в окончательное техзадание от администрации края в качестве возможного варианта при дальнейшей разработке системы оплаты труда бюджетников. Сейчас краевой властью будет определена группа разработчиков концепции из числа научных коллективов, которая до 1 июля должна представить вариант концепции на основе данного техзадания. Окончательный законопроект будет разработан на базе данной концепции.[/align] [align=justify][/align] [align=justify][/align] [align=justify]Считаю важным и в дальнейшем информировать Вас о ходе работы по всем проблемам, касающимся интересов работников бюджетной сферы и соответствующих отраслевых профсоюзов. Если по данному материалу у Вас возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться ко мне по почте или по телефону. (тел. 27-92-30, адрес: 660049, г.Красноярск, ул.К.Маркса 93. федерация профсоюзов, В.Ю.Деркачу, e-mail: derkach@fpkk.ru)[/align] [align=justify][/align] [align=justify][b]В.Ю.Деркач, заместитель председателя федерации профсоюзов Красноярского края, координатор стороны профсоюзов на двухсторонних переговорах с краевой администрацией [/align] [align=justify]10.05.2005[/b][/align]

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края