Уважаемый Олег Халильевич!
Федеральная служба по тарифам в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2006 года № 1148-43279-1 рассмотрела направленную Вами письмом от 24 ноября 2006 года № 691 резолюцию митинга, проведенного Федерацией профсоюзов Красноярского края 23 ноября 2006 года, и, в пределах своей компетенции, сообщает.
В настоящее время политика государства базируется на применении договорных рыночных цен. Цены на основные продукты питания, в том числе молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, являются свободными и складываются под объективным воздействием экономической ситуации на внутреннем рынке. В первую очередь, на уровень цен оказывает влияние состояние производства того или иного товара, спрос и предложение, платежеспособность потребителей.
Государственное регулирование цен (тарифов) в Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по перечням продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 (с изменениями на 12 июля 2005 года). Регулируемые государством цены (тарифы) устанавливаются в соответствии с действующими нормативными— правовыми актами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями на 4 мая 2006 года) и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий» в целях достижения баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их услуг ФСТ России устанавливает тарифы на услуги естественных монополий, исходя из обоснованности затрат на их производство, налогов и иных платежей, а также с учетом потребности в инвестициях и прогнозируемой прибыли.
В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями на 31 декабря 2005 года) установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию рассчитываются по единой нормативно-методической базе в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии у Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методическими указаниями по их расчету, утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации (в настоящее время – ФСТ России).
При этом необходимо иметь в виду, что тарифы на электрическую и тепловую энергию для населения продолжительное время устанавливались и устанавливаются ныне ниже экономически обоснованного уровня, что приводит к установлению завышенных тарифов для промышленности и к ее неконкурентоспособности.
Так, в Красноярском крае экономически обоснованный тариф на электрическую энергию для населения на низком напряжении в 2006 году составил 158 коп./кВтч (с НДС), при этом населенье в пределах социальной номы потребления платило за 1 кВтч лишь 55 коп., вследствие чего, предприятия региона суммарно переплатили в 2006 году за потребленную ими электрическую энергию более 1,2 млрд.руб. В 2007 году экономически обоснованный тариф на электрическую энергию для населения на низком напряжении составляет 172,5 коп./кВтч (с НДС), население в пределах социальной номы потребления будет платить за 1 кВтч только 62 коп., из-за чего предприятия и организации Красноярского края суммарно переплатят в 2007 году за потребляемую электрическую энергию более 1,2 млрд.руб.
В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» ФСТ России осуществляет также регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов Российской Федерации.
К транспортировке по системе магистральных трубопроводов Российской Федерации принимается авиакеросин, дизельное топливо к автомобильные бензины А-76 и А-80.
Транспортная составляющая в отпускной цене нефтепродуктов с НПЗ складывается из стоимости транспортировки нефти до НПЗ и нефтепродуктов от НПЗ до пунктов реализации.
Доля расходов на транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов Российской Федерации в отпускной цене нефтепродуктов с НПЗ незначительна (около 4,5 %) и вышеуказанные затраты не оказывают существенного влияния на динамику цен реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке Российской Федерации.
Регулирование цен на горюче-смазочные материалы вышеуказанным законом не предусмотрено.
В Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года (далее – Прогноз) Правительство Российской Федерации в числе антиинфляционных мер предусматривает сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора, что в сочетании с поворотом мировых нефтяных, цен в сторону снижения позволит снизить темп роста цен ГСМ с 16% в 2005 году до 6-8% в 2007 году.
Относительно цен на природный газ. Уровень средней розничной цены на природный газ складывается из регулируемой ФСТ России оптовой цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению, тарифа на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, расходов на технологическое обслуживание ремонт внутридомового газового оборудования и налога на добавленную стоимость.
При рассмотрении основных параметров Прогноза ФСТ России совместно с Минэкономразвития России и Минпроэнерго России детально проработала вопросы об определении необходимых темпов роста оптовых цен на газ и оценке последствий для экономики и населения страны.
Необходимо отметить, что существующий уровень цен на газ является причиной целого комплекса системных проблем в экономике России, основные из которых следующие.
Сохранение на внутреннем рынке практически стабильных в течение ряда лет, заниженных регулируемых оптовых цен на газ привело к относительному удешевлению газа по сравнению с альтернативными видами топлива, а также потребляемыми отраслью материально-техническими ресурсами и услугами, реализуемыми по свободным ценам. В настоящее время в расчете на одну тонну условного топлива цены на газ в 4 – 6 раз ниже цен на мазут ив 1,5-2 раза ниже цен на уголь (в пересчете на удельную теплотворность) при более высоких экологических и других потребительских свойствах газа. Спрос на газ постоянно растет опережающими темпами по сравнению с темпами роста объемов его добычи, в первую очередь со стороны электроэнергетической отрасли (свыше 45% от объема внутреннего газопотребления или 155 млрд.м3).
Природный газ фактически вытесняет уголь и, в первую очередь, мазут из топливного баланса, что имеет негативные последствия с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны и развития других топливных отраслей. Сложившаяся ситуация препятствует использованию альтернативных источников топлива, в том числе разработке региональных месторождений топливных ресурсов.
Такая ценовая ситуация блокирует развитие локальных источников энергоснабжения, в том числе на сжиженном газе, стимулируя перевод удаленных от существующих систем газоснабжения потребителей на использование сетевого газа, даже в случаях, когда это требует чрезмерных инвестиций в развитие сетевой инфраструктуры.
Кроме того, уровень цен обуславливает неэффективность сектора потребления. Коэффициенты полезного использования газа по основным отраслям, использующих газ, существенно ниже показателей экономик развитых стран. В целом потенциал возможностей российской экономики по экономии газа оценивается в 100 млрд.м . Реализация этого потенциала должна стать одной из основ поддержания баланса спроса и предложения газа и обеспечения энергетической безопасности на внутреннем и глобальном рынках в долгосрочной перспективе.
При определении необходимых темпов роста цен на газ принимались во внимание, учитывая значительную капиталоемкость производства в газовой отрасли, большую продолжительность инвестиционного цикла, существующие риски, связанные, прежде всего, с возможностью снижения экспортных цен и выбытием действующих месторождений газа, вероятность реализации которых в перспективе будет нарастать.
Расчеты необходимых темпов изменения цен на газ были проведены исходя из необходимости покрытия долгосрочных предельных издержек, с учетом возможного ухудшения экспортной конъюнктуры и необходимости замещения разработкой новых месторождений падающей добычи на действующих. Такой подход позволяет оптимизировать состав возможных рисков ухудшения финансового положения ОАО «Газпром» и его возможностей по выполнению заключенных контрактов.
При этом ФСТ России за базу принимала прогнозные экспортные цены на газ, рассчитанные исходя из текущей цены отсечения нефти, которая служит базой для формирования федерального бюджета (115-120 долл. США за 1000м3), а также прогнозный рост себестоимости добычи газа на действующих месторождениях вследствие увеличения их выработанное и на новых месторождениях (минимальный прогнозный уровень себестоимости добычи газа на месторождениях полуострова Ямал составляет в настоящее время 30-35 долл. США/1000м ).
Проведенные по такой модели расчеты показывают, что минимальный предельный уровень цен на газ в среднесрочной перспективе составляет 65 долл. США за 1000м3 (что в значительной степени соответствует показателям Энергетической стратегии России, принятой на период до 2020 года).
Для выхода на такой ценовой тренд рост оптовых цен на газ в 2007 году должен составлять не менее 15%, в 2008-2009 годах соответственно 14% и 13%. Указанные параметры изменения цен на газ были одобрены Правительством Российской Федерации и включены в Прогноз.
В отношении оценки последствий планируемого повышения цен на газ для населения необходимо отметить следующее.
В целях снижения влияния роста цен на газ для населения в Прогнозе были предусмотрены ограничения на средний рост розничных цен на газ для населения – в 2007, 2008, 2009 г.г. соответственно 15%, 15% и 14%. В целом эти ограничения находятся на одном уровне с ограничениями по росту тарифов на услуги ЖКХ и значительно уступают темпам роста доходов населения (в 2006 году – 25%).
Необходимо отметить, что расходы населения на газ в части пищеприготовления и горячего водоснабжения не составляют сколько-нибудь значимой доли в бюджете семьи в силу своей незначительности (стоимость месячного потребления газа пищеприготовления на 1 человека сопоставима с 1 поездкой на общественном транспорте) и являются значимыми по уровню платежей только в части потребления газа для целей отопления жилых помещений. При этом ФСТ России считает целесообразным проводить ускоренную дифференциацию роста цен на газ для населения по видам потребления, позволяющую несколько снизить темпы роста цен в части отопления, что и предусматривают Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные ФСТ России.
Кроме того, по мнению ФСТ России, обеспечению сбалансированности подходов к изменению цен на газ для населения должно способствовать и планируемое принятие решения о снижении стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Прогнозом также определены основные параметры изменения регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на ближайшую перспективу.
Рост тарифов на производство товаров и услуг организаций коммунального комплекса будет превышать инфляцию. Обоснованием более высокого роста тарифов, превышающего прогнозный индекс потребительских цен, кроме роста тарифов естественных монополий, могут быть инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг.
При этом максимальный индекс роста тарифов в среднем по Российской Федерации на 2007 год не превысит 115%. Индекс изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации не превысит 117%.
В последнее время на федеральном уровне уделяется особое внимание вопросам ограничения роста цен на продукцию и услуги естественных монополий: для каждого субъекта естественной монополии в рамках единой методологии путем оптимизации финансово-экономических показателей, перспектив развития, а также основных показателей социально-экономического развития, как в целом Российской Федерации, так и отдельных регионов составляются экономически обоснованные уровни тарифов. Кроме того, принят Федеральный закон от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают по муниципальным образованиям предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок в рамках предельных индексов. Эти индексы на 2006 год установлены ФСТ России по субъектам Российской Федерации приказом от 29 декабря 2005 года № 853-э/4. На 2007 год такие индексы установлены приказом ФСТ России от 1 августа 2006 года № 168-э/З.
Следует также отметить, что для малоимущих слоев населения предусмотрена социальная поддержка в порядке, установленном Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Другие поставленные Вами вопросы не относятся к компетенции Федеральной службы по тарифам и органов: исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов: по их существу в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Вам должны ответить Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
[b]Е.В. Яркин[/b]