УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. N 1264-р
- I. Общие положения
- II. Цель и задачи настоящей Концепции
- III. Цель, задачи и формы наставничества
- IV. Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе
- V. Наставничество в сфере труда
- VI. Иные виды наставничества
- VII. Направления содействия развитию наставничества
- VIII. Целевые ориентиры реализации настоящей Концепции
- IX. Риски реализации настоящей Концепции
I. Общие положения
Настоящая Концепция является документом планирования, определяющим цели, задачи и приоритетные направления развития наставничества на период до 2030 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящая Концепция разработана во исполнение подпункта “а” пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника 27 декабря 2023 г. (N Пр-251ГС от 12 февраля 2024 г.), а также с учетом:
- Трудового кодекса Российской Федерации;
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- федеральных законов “Об общественных объединениях”, “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”, “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, “О молодежной политике в Российской Федерации”, “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, “О саморегулируемых организациях”, “Об образовании в Российской Федерации”, “О российском движении детей и молодежи”, “О занятости населения в Российской Федерации”, “О некоммерческих организациях”;
- указов Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 “Об утверждении Основ государственной культурной политики”, от 2 марта 2018 г. N 94 “Об учреждении знака отличия “За наставничество”, от 9 ноября 2022 г. N 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”, от 28 февраля 2024 г. N 145 “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”, от 7 мая 2024 г. N 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”;
- постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”, от 7 октября 2019 г. N 1296 “Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации”;
- распоряжений Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р, от 1 июля 2024 г. N 1734-р, от 11 сентября 2024 г. N 2501-р.
II. Цель и задачи настоящей Концепции
Настоящая Концепция разработана в целях определения государственной политики развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года.
Задачами настоящей Концепции являются:
- определение единой терминологии в сфере наставничества в Российской Федерации;
- обобщение реализуемых в Российской Федерации наставнических практик;
- формирование единых подходов к реализации наставничества в Российской Федерации в соответствии с целями и задачами экономического и социального развития общества;
- совершенствование механизмов деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов экономической деятельности, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций социальной сферы, направленной на развитие наставничества в Российской Федерации.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
“наставничество” – социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
“наставник” – носитель значимого опыта, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, осуществляющий наставничество в отношении наставляемого;
“наставляемый” – человек, в отношении которого осуществляется наставничество;
“молодежный и детско-взрослый коллектив” – сообщество обучающихся и работников отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность, совокупность членов и участников детских и молодежных общественных объединений, участников Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи “Движение первых”, совокупность участников иных форм и видов коллективов, создание которых не противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, употребляются в значениях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
III. Цель, задачи и формы наставничества
Целью наставничества является развитие личности наставляемого, формирование у него трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, передача знаний, умений, навыков, формирование у наставляемого позитивного отношения и приверженности традиционным ценностям многонационального российского народа, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Наставничество является институтом развития гражданского общества и направлено на развитие его человеческого капитала.
Настоящая Концепция описывает подходы к организации и реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе и в сфере труда, а также к реализации иных видов наставничества, которые предполагают регулирование отдельными нормативными правовыми или локальными актами.
К задачам наставничества относятся:
- создание условий для самоопределения и социализации наставляемого на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирования гармоничной, всесторонне развитой личности;
- выявление и актуализация у наставляемого устойчивой внутренней мотивации к созидательной деятельности;
- непрерывная поддержка наставляемого в процессе получения им новых компетенций, в том числе профессиональной деятельности;
- создание условий освоения деятельности, направленных
- на формирование самостоятельности и ответственности наставляемого;
- повышение как у наставляемых, так и у наставников уровня удовлетворенности своей деятельностью;
- создание условий для привлечения в качестве наставников и наставляемых ветеранов боевых действий, в том числе лиц, принимавших участие в специальной военной операции.
Наставничество реализуется в следующих формах:
- индивидуальная форма (“наставник – наставляемый”);
- коллективная форма (“наставник – коллектив наставляемых”, “коллектив наставников – наставляемый”, “коллектив наставников – коллектив наставляемых”).
IV. Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе
Целью наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе является разносторонняя поддержка наставляемого, помощь в профессиональной ориентации и социальной адаптации, получении общего и профессионального образования, опыта участия в созидательном труде, а также формирование у наставляемого традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе осуществляется на основе следующих принципов:
- индивидуальный подход, в том числе учет особенностей личности, потребностей и обстоятельств жизни каждого наставляемого;
- добровольность, в том числе участие наставников наставляемых на добровольной основе;
- конфиденциальность, в том числе соблюдение прав наставляемых на защиту их личной информации;
- профессионализм, в том числе обеспечение наставников необходимыми знаниями и навыками для работы с наставляемыми;
- гуманность и уважение, в том числе отношение к наставляемому как к личности, уважение его прав, достоинства и интересов;
- системность, в том числе взаимодействие всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для достижения максимального эффекта;
- профилактическая направленность, в том числе акцент на предотвращение правонарушений и антисоциального поведения, а не только на реагирование на уже возникшие проблемы.
При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе в качестве наставников привлекаются следующие граждане Российской Федерации:
- участники молодежного и детско-взрослого коллектива в целях получения наставляемыми актуальной информации, необходимой
- для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства;
- представители общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лица, принимавшие участие в специальной военной операции, физкультурно-спортивных организаций, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям, и иных организаций, деятельность которых основывается на традиционных российских духовно-нравственных ценностях;
- педагогические и социальные работники, а также иные лица, включенные в формируемый в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, которые состоят на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Одной из ключевых целей развития наставничества для несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа, является создание эффективных механизмов взаимодействия всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая наставников, организации, осуществляющие образовательную деятельность, некоммерческие организации, организации, участвующие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других участников, задействованных в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Такое взаимодействие направлено на обеспечение комплексного подхода к решению проблем несовершеннолетних, объединение усилий всех заинтересованных сторон и создание единого пространства поддержки, способствующего успешной социализации, реабилитации и интеграции подростков в общество, в соответствии с Федеральным законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
В наставничество в отношении детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, вовлечен ряд институтов гражданского общества, но важны прежде всего позитивный образ и ролевая модель самого наставника, гражданина и патриота России, человека, имеющего опыт, достижения и заслуги.
В связи с этим значимой задачей является создание условий для привлечения в качестве наставников (в том числе для несовершеннолетних) ветеранов боевых действий, а также лиц, принимавших участие в специальной военной операции.
Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть реализовано как с наставником из числа участников молодежного и детско-взрослого коллектива, так и с наставником, не являющимся участником молодежного и детско-взрослого коллектива.
V. Наставничество в сфере труда
Наставничество в сфере труда – выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности) на основании трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору.
Наставничество в сфере труда регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.
При внедрении наставничества на государственной гражданской службе действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Наставничество на государственной гражданской службе Российской Федерации регулируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1296 “Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации”.
С учетом многообразия форм и разнообразия практик наставничества, сложившихся в сфере труда, их обобщение осуществляется в том числе на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и отражается в рекомендациях по вопросам организации наставничества в сфере труда.
VI. Иные виды наставничества
К иным видам наставничества относятся:
- лидерское наставничество;
- социальное наставничество;
- другие виды наставничества.
Лидерское наставничество связано с развитием лидеров коллективов, лидерских команд при помощи лидеров-наставников и их сообществ.
Социальное наставничество направлено на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности и обмен ведущим опытом между организациями (не включая наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе) и может быть реализовано в таких сферах, как общественная сфера и некоммерческий сектор, образование, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, военное дело и др.
Иные виды наставничества могут регулироваться отдельными нормативными правовыми и локальными актами.
VII. Направления содействия развитию наставничества
Направлениями содействия развитию наставничества со стороны федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются:
- принятие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях правовых актов, определяющих меры поддержки наставничества;
- популяризация наставничества, наиболее успешных наставнических практик посредством средств массовой информации и ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
- проведение конкурсов, направленных на выявление лучших наставников и наставнических практик;
- поддержка разработки и реализации образовательных программ, направленных на развитие наставнических компетенций у наставников;
- поддержка развития и наполнения цифровой платформы, отражающей потребности в наставнической поддержке и наставниках в сферах общественной деятельности и молодежной политики, единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) (цифровая платформа “НАСТАВНИК.РФ”);
- приоритетное привлечение к наставнической деятельности в сфере образования и воспитания, в молодежном и детско-взрослом коллективе представителей общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лиц, принимавших участие в специальной военной операции, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям;
- поддержка некоммерческих организаций и проектов, реализуемых некоммерческими организациями, в целях обмена лучшими практиками и повышения устойчивости некоммерческих организаций путем привлечения их в качестве наставников;
- развитие наставничества между некоммерческими организациями;
- развитие мер государственной поддержки некоммерческих организаций, осуществляющих наставническую деятельность, в том числе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 311 Федерального закона “О некоммерческих организациях”;
- поддержка разработки и издания методических и научно-популярных материалов, направленных на популяризацию наставничества, продвижение лучших наставнических практик, а также развитие наставнических компетенций у наставников;
- принятие мер по оказанию разносторонней поддержки гражданам, включенным в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и организациям, включенным в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формируемые в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
VIII. Целевые ориентиры реализации настоящей Концепции
Для наставничества целевыми ориентирами, достижение которых необходимо обеспечить к 2030 году, выступают:
- доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих наставничество в соответствии с настоящей Концепцией, в общем количестве государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (не менее 70 процентов);
- доля несовершеннолетних, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа, которые имеют наставников, в общем количестве указанных несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа (не менее 10 процентов).
IX. Риски реализации настоящей Концепции
Ключевые риски реализации настоящей Концепции:
- трансляция через наставничество деструктивных идей, противоречащих традиционным российским духовно-нравственным ценностям;
- представление государственными и муниципальными организациями в Министерство просвещения Российской Федерации недостоверной информации о достижении целевых ориентиров настоящей Концепции;
- формирование избыточной отчетности;
- снижение трудовой эффективности наставника по основному виду трудовой деятельности;
- нечеткое распределение функционала наставников в организациях и (или) на предприятиях.
Для нивелирования рисков реализации настоящей Концепции при осуществлении мониторинга реализации настоящей Концепции следует прибегать к широкому спектру методик, в том числе проведению социологических исследований среди целевых групп работников организаций, членов молодежных и детско-взрослых коллективов.
Всероссийская акция профсоюзов “За достойный труд!” 7 октября 2025 год

