Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. N 1264-р

I. Общие положения

Настоящая Концепция является документом планирования, определяющим цели, задачи и приоритетные направления развития наставничества на период до 2030 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Настоящая Концепция разработана во исполнение подпункта “а” пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника 27 декабря 2023 г. (N Пр-251ГС от 12 февраля 2024 г.), а также с учетом:

  • Трудового кодекса Российской Федерации;
  • Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • федеральных законов “Об общественных объединениях”, “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”, “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, “О молодежной политике в Российской Федерации”, “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, “О саморегулируемых организациях”, “Об образовании в Российской Федерации”, “О российском движении детей и молодежи”, “О занятости населения в Российской Федерации”, “О некоммерческих организациях”;
  • указов Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 “Об утверждении Основ государственной культурной политики”, от 2 марта 2018 г. N 94 “Об учреждении знака отличия “За наставничество”, от 9 ноября 2022 г. N 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”, от 28 февраля 2024 г. N 145 “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”, от 7 мая 2024 г. N 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”;
  • постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”, от 7 октября 2019 г. N 1296 “Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации”;
  • распоряжений Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р, от 1 июля 2024 г. N 1734-р, от 11 сентября 2024 г. N 2501-р.

II. Цель и задачи настоящей Концепции

Настоящая Концепция разработана в целях определения государственной политики развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года.

Задачами настоящей Концепции являются:

  • определение единой терминологии в сфере наставничества в Российской Федерации;
  • обобщение реализуемых в Российской Федерации наставнических практик;
  • формирование единых подходов к реализации наставничества в Российской Федерации в соответствии с целями и задачами экономического и социального развития общества;
  • совершенствование механизмов деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов экономической деятельности, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций социальной сферы, направленной на развитие наставничества в Российской Федерации.

В настоящей Концепции используются следующие понятия:

наставничество” – социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

наставник” – носитель значимого опыта, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, осуществляющий наставничество в отношении наставляемого;

наставляемый” – человек, в отношении которого осуществляется наставничество;

молодежный и детско-взрослый коллектив” – сообщество обучающихся и работников отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность, совокупность членов и участников детских и молодежных общественных объединений, участников Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи “Движение первых”, совокупность участников иных форм и видов коллективов, создание которых не противоречит нормам законодательства Российской Федерации.

Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, употребляются в значениях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

III. Цель, задачи и формы наставничества

Целью наставничества является развитие личности наставляемого, формирование у него трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, передача знаний, умений, навыков, формирование у наставляемого позитивного отношения и приверженности традиционным ценностям многонационального российского народа, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Наставничество является институтом развития гражданского общества и направлено на развитие его человеческого капитала.

Настоящая Концепция описывает подходы к организации и реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе и в сфере труда, а также к реализации иных видов наставничества, которые предполагают регулирование отдельными нормативными правовыми или локальными актами.

К задачам наставничества относятся:

  • создание условий для самоопределения и социализации наставляемого на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирования гармоничной, всесторонне развитой личности;
  • выявление и актуализация у наставляемого устойчивой внутренней мотивации к созидательной деятельности;
  • непрерывная поддержка наставляемого в процессе получения им новых компетенций, в том числе профессиональной деятельности;
  • создание условий освоения деятельности, направленных
  • на формирование самостоятельности и ответственности наставляемого;
  • повышение как у наставляемых, так и у наставников уровня удовлетворенности своей деятельностью;
  • создание условий для привлечения в качестве наставников и наставляемых ветеранов боевых действий, в том числе лиц, принимавших участие в специальной военной операции.

Наставничество реализуется в следующих формах:

  • индивидуальная форма (“наставник – наставляемый”);
  • коллективная форма (“наставник – коллектив наставляемых”, “коллектив наставников – наставляемый”, “коллектив наставников – коллектив наставляемых”).

IV. Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе

Целью наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе является разносторонняя поддержка наставляемого, помощь в профессиональной ориентации и социальной адаптации, получении общего и профессионального образования, опыта участия в созидательном труде, а также формирование у наставляемого традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе осуществляется на основе следующих принципов:

  • индивидуальный подход, в том числе учет особенностей личности, потребностей и обстоятельств жизни каждого наставляемого;
  • добровольность, в том числе участие наставников наставляемых на добровольной основе;
  • конфиденциальность, в том числе соблюдение прав наставляемых на защиту их личной информации;
  • профессионализм, в том числе обеспечение наставников необходимыми знаниями и навыками для работы с наставляемыми;
  • гуманность и уважение, в том числе отношение к наставляемому как к личности, уважение его прав, достоинства и интересов;
  • системность, в том числе взаимодействие всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для достижения максимального эффекта;
  • профилактическая направленность, в том числе акцент на предотвращение правонарушений и антисоциального поведения, а не только на реагирование на уже возникшие проблемы.

При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе в качестве наставников привлекаются следующие граждане Российской Федерации:

  • участники молодежного и детско-взрослого коллектива в целях получения наставляемыми актуальной информации, необходимой
  • для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства;
  • представители общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лица, принимавшие участие в специальной военной операции, физкультурно-спортивных организаций, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям, и иных организаций, деятельность которых основывается на традиционных российских духовно-нравственных ценностях;
  • педагогические и социальные работники, а также иные лица, включенные в формируемый в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, которые состоят на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одной из ключевых целей развития наставничества для несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа, является создание эффективных механизмов взаимодействия всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая наставников, организации, осуществляющие образовательную деятельность, некоммерческие организации, организации, участвующие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других участников, задействованных в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Такое взаимодействие направлено на обеспечение комплексного подхода к решению проблем несовершеннолетних, объединение усилий всех заинтересованных сторон и создание единого пространства поддержки, способствующего успешной социализации, реабилитации и интеграции подростков в общество, в соответствии с Федеральным законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

В наставничество в отношении детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, вовлечен ряд институтов гражданского общества, но важны прежде всего позитивный образ и ролевая модель самого наставника, гражданина и патриота России, человека, имеющего опыт, достижения и заслуги.

В связи с этим значимой задачей является создание условий для привлечения в качестве наставников (в том числе для несовершеннолетних) ветеранов боевых действий, а также лиц, принимавших участие в специальной военной операции.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть реализовано как с наставником из числа участников молодежного и детско-взрослого коллектива, так и с наставником, не являющимся участником молодежного и детско-взрослого коллектива.

V. Наставничество в сфере труда

Наставничество в сфере труда – выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности) на основании трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору.

Наставничество в сфере труда регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.

При внедрении наставничества на государственной гражданской службе действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Наставничество на государственной гражданской службе Российской Федерации регулируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1296 “Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации”.

С учетом многообразия форм и разнообразия практик наставничества, сложившихся в сфере труда, их обобщение осуществляется в том числе на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и отражается в рекомендациях по вопросам организации наставничества в сфере труда.

VI. Иные виды наставничества

К иным видам наставничества относятся:

  • лидерское наставничество;
  • социальное наставничество;
  • другие виды наставничества.

Лидерское наставничество связано с развитием лидеров коллективов, лидерских команд при помощи лидеров-наставников и их сообществ.

Социальное наставничество направлено на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности и обмен ведущим опытом между организациями (не включая наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе) и может быть реализовано в таких сферах, как общественная сфера и некоммерческий сектор, образование, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, военное дело и др.

Иные виды наставничества могут регулироваться отдельными нормативными правовыми и локальными актами.

VII. Направления содействия развитию наставничества

Направлениями содействия развитию наставничества со стороны федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются:

  • принятие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях правовых актов, определяющих меры поддержки наставничества;
  • популяризация наставничества, наиболее успешных наставнических практик посредством средств массовой информации и ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • проведение конкурсов, направленных на выявление лучших наставников и наставнических практик;
  • поддержка разработки и реализации образовательных программ, направленных на развитие наставнических компетенций у наставников;
  • поддержка развития и наполнения цифровой платформы, отражающей потребности в наставнической поддержке и наставниках в сферах общественной деятельности и молодежной политики, единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) (цифровая платформа “НАСТАВНИК.РФ”);
  • приоритетное привлечение к наставнической деятельности в сфере образования и воспитания, в молодежном и детско-взрослом коллективе представителей общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лиц, принимавших участие в специальной военной операции, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям;
  • поддержка некоммерческих организаций и проектов, реализуемых некоммерческими организациями, в целях обмена лучшими практиками и повышения устойчивости некоммерческих организаций путем привлечения их в качестве наставников;
  • развитие наставничества между некоммерческими организациями;
  • развитие мер государственной поддержки некоммерческих организаций, осуществляющих наставническую деятельность, в том числе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 311 Федерального закона “О некоммерческих организациях”;
  • поддержка разработки и издания методических и научно-популярных материалов, направленных на популяризацию наставничества, продвижение лучших наставнических практик, а также развитие наставнических компетенций у наставников;
  • принятие мер по оказанию разносторонней поддержки гражданам, включенным в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и организациям, включенным в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формируемые в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

VIII. Целевые ориентиры реализации настоящей Концепции

Для наставничества целевыми ориентирами, достижение которых необходимо обеспечить к 2030 году, выступают:

  • доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих наставничество в соответствии с настоящей Концепцией, в общем количестве государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (не менее 70 процентов);
  • доля несовершеннолетних, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа, которые имеют наставников, в общем количестве указанных несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа (не менее 10 процентов).

IX. Риски реализации настоящей Концепции

Ключевые риски реализации настоящей Концепции:

  • трансляция через наставничество деструктивных идей, противоречащих традиционным российским духовно-нравственным ценностям;
  • представление государственными и муниципальными организациями в Министерство просвещения Российской Федерации недостоверной информации о достижении целевых ориентиров настоящей Концепции;
  • формирование избыточной отчетности;
  • снижение трудовой эффективности наставника по основному виду трудовой деятельности;
  • нечеткое распределение функционала наставников в организациях и (или) на предприятиях.

Для нивелирования рисков реализации настоящей Концепции при осуществлении мониторинга реализации настоящей Концепции следует прибегать к широкому спектру методик, в том числе проведению социологических исследований среди целевых групп работников организаций, членов молодежных и детско-взрослых коллективов.

Всероссийская акция профсоюзов “За достойный труд!” 7 октября 2025 год

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий