В Красноярске прошли публичные слушания по бюджету

"Солидарность. Красноярский выпуск"

В Законодательном собрании Красноярского края 25 ноября состоялись публичные слушания, где рассматривался законопроект о краевом бюджете на 2026-й и плановый период двух последующих лет. В слушаниях приняли участие представители власти края, депутаты, руководители Федерации профсоюзов Красноярского края и ее членских организаций, предприниматели.

Формат публичных слушаний предоставляет возможность жителям региона оценить необходимость включения в расходную часть тех мероприятий, которые предлагают правительство и депутатский корпус, ознакомиться с принципами формирования бюджета, сформулировать свои предложения.

Многие из этих идей уже звучали: жители неоднократно обращались на встречах, в соцсетях и через онлайн-платформы. Главные запросы – дороги, благоустройство, ЖКХ, обновление общественного транспорта, доступная медицина и качественное образование.

“Публичные слушания являются одной из важнейших частей бюджетного процесса и важным элементом политики по формированию открытого, доступного и понятного как специалистам, так и жителям края главного финансового документа региона.

Традиционно в слушаниях участвуют представители всех территорий края, экспертное сообщество, депутаты Законодательного Собрания, члены регионального правительства во главе с председателем, а также представители Государственной Думы Российской Федерации. Организацией мероприятия занимается бюджетный комитет совместно с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.

Бюджетный процесс – это системная и масштабная работа, в которую вовлечено множество участников: профильные министерства, депутатский корпус, муниципалитеты, экономические субъекты – как источники доходов, так и исполнители расходов. Именно это вовлечение формирует особое отношение к бюджету – подобное отношению родителей к своему ребёнку: в него вложены большие усилия, и видны плоды этой работы.

Пожалуй, в данном случае такое сравнение оправдано. Работа над бюджетом была непростой, но её результаты можно признать успешными. Несмотря на сохраняющиеся глобальные факторы, осложняющие экономическую и бюджетную политику, и их высокую интенсивность, нам удалось сформировать сбалансированный бюджет.

Мы уверены, что все обязательства – как социальные, так и связанные с реализацией программ развития края – будут выполнены”, – отметил председатель Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Додатко.

Прогноз: рост экономики, инвестиций и зарплат, низкая безработица

Прогноз социально-экономического развития региона на 2026–2028 годы, подготовленный правительством края, обозначает ключевые цели и ожидаемые результаты. В ходе публичных слушаний документ представила министр экономики и регионального развития Красноярского края Татьяна Магдибур.

Главный показатель – объем валового регионального продукта (ВРП). В 2025 году он оценивается в 4,2 трлн рублей. К концу прогнозного периода, в 2028 году, этот показатель должен достичь 5,3 трлн рублей. За три года рост составит 3,4%, а среднегодовой темп прироста – 1,1%. Уже в 2026 году планируется выход на отметку в 4,6 трлн рублей.

Среднедушевой ВРП в крае стабильно превышает среднероссийский уровень более чем на 20%, что подтверждает высокую экономическую эффективность региона.

Основу экономики по-прежнему составляет промышленное производство (почти половина ВРП), энергетика и транспорт. Прогнозируется рост отгрузки продукции в энергетике: с 374,1 млрд рублей в 2025 году до 498,2 млрд рублей в 2028 году.

Объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 1,46 трлн рублей в 2026 году, что значительно выше базового прогноза и свидетельствует о высокой инвестиционной активности.

Среднемесячная заработная плата работников организаций должна увеличиться, темпы роста зарплат будут опережать инфляцию, что обеспечит ежегодный рост реальной заработной платы в среднем на 3,2%. Уровень безработицы останется низким – около 0,7%.

Повышение пенсий и социальных выплат также будет продолжаться, опережая инфляцию.

Перед здравоохранением поставлена задача увеличить продолжительность жизни к 2030 году до 76,8 лет. Будет снижаться смертность, развиваться профилактика и реабилитация.

Бюджет: социальные приоритеты, поддержка семей, здравоохранение и образование

О параметрах краевого бюджета на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов доложил заместитель председателя Правительства Красноярского края – министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь.

“Несмотря на внешние ограничения, мы сохраняем темпы строительства, капитального ремонта и закупки оборудования. В перечне строек и объектов на трёхлетку – 119 позиций, включая проекты к 400-летию Красноярска. Особое внимание уделяется развитию арктических территорий, опорных городов и населённых пунктов.

Важный блок – поддержка территорий в условиях перехода на одноуровневую модель местного самоуправления. По поручению губернатора мы донастроили систему межбюджетных отношений и увеличили объёмы финансирования по многим направлениям.

После внесения бюджета полтора месяца назад проведена большая работа на комитетах Законодательного Собрания и на федеральном уровне. По итогам встреч губернатора с руководителями федеральных структур краю выделены дополнительные средства”, – рассказал вице-премьер – министр финансов Владимир Бахарь.

В 2026 году Красноярский край выходит на новый бюджетный цикл с высокой социальной направленностью. Доходы краевого бюджета составят 449,4 млрд рублей, а расходы – 524,5 млрд рублей, что отражает масштабность стоящих перед регионом задач. Дефицит бюджета определён в размере 75,1 млрд рублей, при этом большая часть долговых обязательств – бюджетные и инфраструктурные кредиты, не создающие опасной долговой нагрузки.

Главный принцип бюджета – сохранение и развитие системы социальной поддержки. Более половины расходов направлены на образование, здравоохранение и помощь жителям региона. На образование выделено 123,8 млрд рублей, на здравоохранение – 81,5 млрд, а на поддержку граждан – 62,1 млрд. Дополнительно сохраняются расходы на лекарственное обеспечение и системные выплаты семьям с детьми: только на “детский бюджет” заложено свыше 20 млрд рублей.

Много вкладывается в объекты строительства и модернизацию социальных объектов – школ, больниц, поликлиник, детсадов. В 2026–2028 годах запланирован ввод в эксплуатацию 119 важнейших объектов, причём более 70% муниципалитетов края будут вовлечены в этот процесс. Это школы, интернаты, центры культуры, спортивные комплексы, обновлённые медучреждения – то, что напрямую влияет на уровень и качество жизни людей.

Бюджет развития края на следующий год – 103 млрд рублей, почти 1/5 всех расходов. Эти средства пойдут на масштабные проекты: дороги, транспорт и благоустройство (41,8 млрд), модернизацию ЖКХ и жилищное строительство (17,1 млрд), развитие образовательной (14,4 млрд) и медицинской инфраструктуры (7,9 млрд), поддержку спорта и культуры. Это вложение в долгосрочное будущее региона, новое качество городской среды и реальное улучшение условий жизни.

В условиях дефицита власти региона сделали ставку на рациональное расходование средств. Оптимизированы непрофильные и несрочные расходы, часть проектов перенесена на последующие годы, сокращены неприоритетные затраты. В пользу социального блока аккумулированы все доступные ресурсы. Это позволило усилить меры поддержки для детей-сирот (12,5 млрд руб.), переселенцев из аварийного жилья (11 млрд), а также повысить зарплаты работникам бюджетной сферы.

Важно и то, что процесс формирования бюджета стал максимально открытым: прошло “нулевое чтение”, обеспечен детальный парламентский контроль, депутаты общаются с главами территорий, экспертами и жителями края.

Экспертиза: бюджет соответствует требованиям, риски минимизированы

Счетная палата Красноярского края рассмотрела результаты экспертизы проекта закона о краевом бюджете на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов.

Временно исполняющий обязанности председателя Виктор Астраханцев сообщил, что документ в целом соответствует федеральным ориентирам и приоритетам социально-экономического развития региона. Параметры бюджета сформированы с учетом изменений законодательства, сценарных условий экономики и новой системы местного самоуправления.

Прогнозируется незначительное снижение доходов в 2026 году по сравнению с текущим годом, за которым последует рост, а также увеличение расходов и дефицита с последующим их сокращением в плановом периоде.

Аудиторы отметили, что долговая политика края позволяет сохранить объем и структуру госдолга на безопасном уровне, что подтверждает высокую устойчивость региона.

В своем выступлении Виктор Астраханцев затронул несколько актуальных для региона тем, обозначил риски и проблемные места в реализации поставленных задач.

Законопроект признан сбалансированным, все установленные Бюджетным кодексом РФ ограничения соблюдены.

Резолюция: контроль и участие жителей

С докладами и предложениями на публичных слушаниях выступили представители органов власти, муниципалитетов, бизнес-сообщества.

Участники слушаний обсудили приоритеты бюджетных расходов, акцентируя внимание на социальной поддержке, развитии инфраструктуры, модернизации промышленности и поддержке северных территорий.

По итогам слушаний была подготовлена резолюция, в документе подчеркнута необходимость дальнейшего совершенствования налогового и бюджетного законодательства, упорядочения льгот, развития кооперации в промышленности. Рекомендовано обеспечить эффективный парламентский контроль за расходами, продолжить открытую работу с жителями, поддерживать лучшие управленческие практики в муниципалитетах.

Также рекомендовано: упорядочить льготное лекарственное обеспечение, исключив дублирование выплат из разных бюджетов; ускорить передачу неиспользуемых федеральных объектов в собственность края; активизировать поддержку малого и среднего бизнеса, включая социальное предпринимательство; продолжить развитие инициативного бюджетирования и практику открытых диалогов с населением; усилить контроль за эффективностью реализации госпрограмм.

Участники публичных слушаний обратили внимание на необходимость поддержки муниципалитетов в условиях новой системы местного самоуправления и обеспечения роста зарплат бюджетников. Резолюция станет основой для доработки бюджета ко второму чтению. Все рекомендации участники слушаний направили в адрес Правительства и парламента края для дальнейшей доработки бюджета с учетом мнения населения.

“Бюджет не только сохраняет традиционную социальную направленность – более половины расходов направлено на здравоохранение, социальную политику, образование, культуру и спорт, – но и демонстрирует преемственность, продолжая логику решений, заложенных в предыдущие годы.

Это даёт уверенность: как экономическим субъектам, так и отраслям обеспечены необходимые бюджетные ресурсы. В стратегическом плане устойчивость и преемственность краевого бюджета означают, что его основу составляет целеполагание национального и регионального уровня – реализация национальных целей, экономической стратегии и стратегии развития Красноярского края. А это, в свою очередь, предопределяет особую ответственность за выполнение принятых решений и создаёт надёжную основу для дальнейшего движения региона вперёд”, – отметил спикер регионального парламента Алексей Додатко.

По материалам сайта sobranie.info

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий