От техникума до маршрута: система наставничества “Гортранса”

"Солидарность. Красноярский выпуск"

На предприятии “Гортранс” традиции наставничества остаются важной частью развития трудового коллектива. Опытные коллеги передают свои знания молодому поколению, сохраняя лучшие профессиональные стандарты и воспитывая будущие кадры.

О развитии системы наставничества и её роли в закреплении кадров в МП “Городской транспорт” Красноярска на заседании президиума краевой организации Профсоюза работников жизнеобеспечения рассказала Нина Михалева, председатель ППО “Горэлектротранс”.

Наставничество на предприятии “Гортранс” не является чем-то новым. Это продолжение традиции, сложившейся еще в Советском Союзе. В то время работа водителем трамвая или троллейбуса считалась очень престижной, с высоким уровнем зарплаты, как у специалистов на заводе. Сегодня, в условиях высокой интенсивности движения, профессия сопряжена с высоким психологическим напряжением. В текущем году принято и обучено водителями-наставниками 88 водителей трамвая и троллейбуса. Всего в обучении молодых водителей принимали участие 72 наставника.

Для будущих работников предприятия программа наставничества начинается уже в техникуме. Квалифицированные кадры для “Гортранса” (за исключением электромонтеров контактной сети) готовит Красноярский техникум транспорта и сервиса в рамках федерального проекта “Профессионалитет”. Преподаватели стараются донести до студентов важность выбранной профессии, однако зачастую сталкиваются с недопониманием. Если в группе обучается около 20-30 человек, то устраиваются на работу по специальности не больше половины. Именно поэтому ключевую роль в закреплении молодых специалистов играет уже практическое наставничество на предприятии.

После техникума эстафету принимают водители-наставники. Их назначают согласно разработанному положению “О наставничестве” из числа водителей со стажем работы 5 и более лет, не совершавших за последний год аварий по своей вине. Для новичков указания наставника обязательны к исполнению. Под его наблюдением стажер выполняет обязанности по перевозке пассажиров.

В “Гортрансе” поощрение наставников включено в коллективный договор. За стажировку водителей без опыта работы доплата наставнику составляет 50% часовой тарифной ставки водителя за каждый час работы. Если наставник сопровождает начинающего в течение 10 рабочих смен, то доплата рассчитывается исходя из среднего заработка. За водителей с опытом, но у которых был перерыв в работе (например, в связи с увольнением) наставникам доплачивают 20% часовой тарифной ставки. Молодым водителям во время обучения платят зарплату из расчета тарифной ставки. После стажировки квалифицированная комиссия принимает теоретический экзамен на знание ПДД с участием наставника.

Если водитель прошел стажировку и отработал на предприятии хотя бы год без грубых нарушений, ему начисляют премию в размере среднего месячного заработка. Такую же премию получает и его наставник.

В “Гортрансе” уверены, что важна не только материальная поддержка, но и моральное признание заслуг наставников: объявление благодарностей, награждение грамотами. В планах – создание стенда с фотографиями лучших наставников и расширение этой инициативы на другие профессии.

Вопросы наставничества находятся под особым вниманием как на государственном уровне, так и внутри предприятия. Ведь наставничество – это не только передача профессиональных навыков, но и важный воспитательный процесс, помогающий сформировать личность настоящего специалиста.

Полина ЧУДИНОВА, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №47-2025

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий