На следующей неделе, 17 декабря, в Красноярске состоится пленум краевой организации профсоюза жизнеобеспечения.
В преддверии него председатель краевой организации Татьяна Игнатова на страницах газеты “Солидарность. Красноярский выпуск” рассказала, как строится работа по повышению зарплаты работникам отрасли.
Работа ведется непрерывно
Вопрос зарплаты постоянно в центре внимания Общероссийского профсоюза, краевой организации профсоюза жизнеобеспечения и Федерации профсоюзов Красноярского края. Своевременно заключаются отраслевые тарифные соглашения, а на краевом и территориальном уровнях – трёхсторонние соглашения по регулированию социально-трудовых отношений. Представители профсоюза жизнеобеспечения активно работают в рамках краевой и городской трехсторонних комиссий, ставят вопрос о повышении зарплаты на встречах с губернатором, направляют обращения к правительству РФ по вопросам повышения оплаты труда работников. В одном из них в начале 2025 года профсоюз просил включать в тарифы на ЖКУ минимальную ставку по оплате труда равную МРОТ, индексировать зарплату ежегодно на уровень МРОТ для всех организаций, синхронизировать сроки ввода МРОТ с 1 января с периодом регулирования тарифов с 1 июля. После чего правительством РФ принято решение подготовить постановление “Об особенностях установления (корректировки) тарифов регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2026-2028 годы и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
В итоге Федеральная антимонопольная служба подготовила проект постановления, предполагающий коррекцию величины заработной платы в составе тарифов регулируемых организаций. То есть антимонопольный орган планировал повторить тот же шаг, что был в конце прошлого года в соответствии с постановлением правительства РФ от 17.12.2024 г. № 1810. В нём для ресурсоснабжающих организаций была предусмотрена единовременная возможность пересмотра базового уровня операционных расходов с учетом действующих тарифных соглашений, роста МРОТ, штатного расписания и численности персонала. Другие операционные расходы индексировались на динамику потребительских цен. ЦК Профсоюза жизнеобеспечения и краевая организация профсоюза отреагировали на эти предложения, обсудили его на различных рабочих группах и экспертных советах.
Профсоюз также проводит постоянные консультации с работодателями, органами исполнительной власти всех уровней для закрепления в коллективных договорах размеров минимальных тарифных ставок заработной платы, определяющих месячную заработную плату работников в соответствии с федеральными ОТС. По вопросу низкого уровня оплаты труда работников регулярно направляются обращения в ФАС, органы государственного тарифного регулирования с предложениями по применению единого подхода к определению величины фонда оплаты труда, других расходов, связанных с персоналом, которые включаются в необходимую валовую выручку регулируемых организаций жилищно-коммунальной сферы с учетом отраслевых тарифных соглашений.
В поисках баланса
Для совершенствования законодательной базы регулирования цен (тарифов) субъектов естественных монополий, профсоюз взаимодействует с ФАС России, объединениями работодателей отраслей, депутатами Государственной Думы РФ, Министерством строительства и ЖКХ РФ, научно-исследовательским центром муниципальной экономики, Ассоциацией водоснабжения и водоотведения, Российской ассоциацией “Коммунальная энергетика” и участвует в консультациях по основным направлениям государственной тарифно-ценовой политики на стадии их разработки, по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) предприятий естественных монополий, а также в подготовке предложений по отдельным элементам тарифной политики, в том числе при реализации программ социального развития, направленных на поддержание достойного уровня оплаты труда и других расходов на содержание работников, обеспеченных финансированием при государственном тарифном регулировании.
Татьяна Игнатова отмечает, что сложная ситуация с заработной платой складывается и в нерегулируемых организациях ЖКХ (компании, тарифы (цены) на услуги которых, не устанавливаются государством напрямую – прим. ред.), где также не применяют нормы ОТС при установлении платы за услуги, в части включения в них расходов на персонал управляющих организаций, из-за чего размер платы не покрывает траты на выполнение требований законодательства на содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе общежитиях. Председатель краевой организации также отмечает, что в последние годы администрация Красноярска не предоставляет субсидии АО “УК “Правобережная” на эти цели, что осложняет работу предприятия.
Профсоюзный лидер подчеркивает, что назрела острая необходимость внести изменения в Жилищный кодекс РФ для учёта отраслевых тарифных соглашений при установлении платы за содержание жилья.
В ноябре 2025 года вышло постановление Правительства РФ № 1834 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ”. Татьяна Игнатова отмечает, то, что изначально предлагала краевая организация (ежегодное применение МРОТ как минимальной тарифной ставки по оплате труда при утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги) в ФАС при подготовке проекта документа не учли. Кроме того, согласно постановлению, в расчеты берется численность работников не выше фактической, увеличенной на 10%, а также скорректированной на индекс изменения активов.
Татьяна Игнатова считает, что при расчетах нужно учитывать нормативную численность работников. Часто именно недостаток средств на оплату труда является причиной низкой численности работников (ниже нормативной).
Предложенный вариант перерасчета фонда оплаты труда (ФОТ) в тарифах не всегда подходит, так как часто у организаций нет возможности в полной мере выплачивать зарплату в базовый период (предшествующий подаче документов на пересмотр ФОТ в тарифах) из-за недостатка оборотных средств, который складывается из-за “заниженных тарифов” в связи с действующим методом индексации, отмечает Татьяна Игнатова. Согласно постановлению, организация должна сначала выплатить зарплату в размере, превышающем ФОТ, учтенный в тарифах, соответственно увеличить убыток от хозяйственной деятельности, а только после этого обратиться за пересмотром ФОТ.
Организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (компании, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется регулирование цен (тарифов) – прим. ред.), вправе только однократно направить в Минтариф заявление на пересмотр расходов на оплату труда на 2026-2028.
Профсоюзный лидер считает, что нужно продолжать работать над пересмотром методики. Перенести статью затрат “оплата труда” в неподконтрольные расходы, так как МРОТ повышают ежегодно намного выше предельного индекса платы за коммунальные услуги, на который ориентирован рост тарифов. Даже если не удастся включить в тариф полный ФОТ, остальную сумму можно учесть в “сглаживании” и “дотягивать” этим до роста тарифа в пределах допустимого индекса роста тарифов.
– Расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, необходимо определять исходя из установленного МРОТ на соответствующий период регулирования и на основании положений отраслевых тарифных соглашений, так как при величине заработной платы ниже уровня МРОТ работодатель обязан производить доплату до уровня МРОТ, которая не учитывается при тарифном регулировании, – говорит Татьяна Игнатова.
Минимальная тарифная ставка и зарплата должны расти значительнее
Профсоюзный лидер отмечает, что в стране и в Красноярском крае с 2022 года активно увеличивалась заработная плата. В сфере ЖКХ и электротранспорта пока не достигла среднефедерального и регионального уровней, но профсоюз делает все возможное, чтобы сократить этот разрыв. Так, средняя зарплата по краю составляла в целом: 2022 год –71 728 рублей, 2023 год – 81 055 рублей, 2024 год – 95 026 рублей, в 2025 году по прогнозам органов исполнительной власти вырастет до 107 тыс. рублей. Для сравнения, в ЖКХ в 2022 году средняя зарплата равнялась 43 777 рублей, в 2025 году – 61 906 рублей, в районах крайнего Севера – от 84 тыс. руб. до 130 тыс. рублей, в Горэлектротранспорте без переработки нормы часов: в МП “Гортранс”: 2022 год – 44 964 рубля, 2025 год – 73 519 рублей. В МУП “АГЭТ”: в 2022 году – 30 874 рубля, 2025 год – 53 206 рублей.
В настоящее время размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1 разряда равной МРОТ в соответствии с ОТС реализован на 50% предприятий. Минимальная тарифная ставка со значительным отставанием от ОТС в ЖКХ установлена в АО “Красноярсккрайгаз”, ООО “Энком” и ООО “ГорЖЭК” города Ачинск, МУП города Уяра “Городское коммунальное хозяйство”, МУП “ЖКХ Лесосибирска”, МП ЭМР “Байкитэнерго”, ООО “Водоснабжение”, ООО “Водоотведение” города Кодинск, МУП “Краснотуранское РМПП ЖКХ”, ООО “Кошурниковские Энергосети”. Не было индексации зарплаты в 2025 году в АО “УК “Правобережная” города Красноярск, сообщила Татьяна Игнатова.
Размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1 разряда в муниципальных предприятиях ЖКХ Красноярска в 2025 году не проиндексирован до уровня МРОТ в соответствии с ОТС ни на одном из них.
В 2025 году не выплачивалась ежемесячная премия, предусмотренная в тарифах в соответствии с ОТС, в МУП города Минусинска “Горводоканал”, ООО “Каратузский ТВК”, ООО “ЖЭО” город Канск, МУП “ЖКХ №5 поселка Стрелка”, ООО “Казачинский ТЭК”, МУП “Канский Электросетьсбыт”.
Причиной отставания в заработной плате на предприятиях горэлектротранспорта края стал тот факт, что не реализуется отраслевое тарифное соглашение по организациям городского наземного электротранспорта. Для решения вопроса краевая организация профсоюза жизнеобеспечения совместно с Федерацией профсоюзов ведут постоянные переговоры о повышении зарплаты с Минфином и Минтрансом края, администрациями Ачинска и Красноярска, рассматривают вопросы оплаты труда на краевой и городской трехсторонних комиссиях.
По отраслевому тарифному соглашению расчёты заработной платы базируются на основе минимальной тарифной ставки и равномерно, согласно межразрядных коэффициентов, устанавливаются всем работникам. Однако, уже более пяти лет водителям и кондукторам индексируют зарплату на уровень роста МРОТ – 18-20%, слесарям на 14%, а остальным, включая ИТР, – на 5%, рассказывает Татьяна Игнатова.
Краевой организации удалось добиться, чтобы с октября 2025 года на МП “Гортранс” зарплаты проиндексировали на 14%. Тарифная ставка на сегодня в МП “Гортранс” составляет 12 438 рублей вместо 22 440 рублей, средняя зарплата – 73 519 рублей или 68% к средней по региону. Водители электротранспорта получают зарплату больше этих цифр, если много перерабатывают. С 2026 года предполагается увеличение тарифной ставки по оплате труда на 20% всему коллективу. Переговоры между мэрией и краевой организацией профсоюза состоялись летом, в октябре приняли соответствующее решение на Красноярской городской трехсторонней комиссии.
В МУП “Ачинский городской электрический транспорт” тарифная ставка по оплате труда составляет 8 855 рублей вместо 22 440 рублей, а средняя зарплата – 52 302 рубля или 52% к средней по краю. С 2026 года работникам планируют проиндексировать зарплату на 20%, но при условии, если предприятие получит субсидию из краевого бюджета в полном объеме.
Профсоюз настаивает на гарантиях для работников
Татьяна Игнатова, еще раз говоря о необходимости регулярной индексации зарплат, обратилась к тезисам из резолюции XII Съезда ФНПР, который прошел в апреле прошлого года, где присутствовал и выступал президент РФ Владимир Путин. В документе говорится:
– Профсоюзы поддержали позицию президента Российской Федерации Владимира Путина о необходимости перехода к экономике высоких заработных плат. Только достойная оплата труда позволит повысить уровень жизни населения и потребительский спрос, улучшить конкурентоспособность российских организаций и обеспечить стабильный рост экономики в целом.
– Государственное регулирование оплаты труда должно стать одной из ключевых стратегических задач России. Без адекватного повышения заработной платы невозможен устойчивый экономический рост, невозможно создание современной экономики высокой добавленной стоимости.
Для чего необходимо:
– проводить государственную политику в сфере заработной платы, направленную на реализацию единых принципов по установлению дифференцированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в зависимости от уровня квалификации работников, сложности, количества и качества затраченного труда;
– обеспечить установление размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работников, имеющих наиболее низкий уровень квалификации, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
– обеспечить ежегодную индексацию заработной платы работников, направленную на повышение реального содержания заработной платы;
– определить четкие критерии и условия установления работникам компенсационных, стимулирующих и поощрительных выплат;
– обеспечить приоритетное установление систем оплаты труда соглашениями и коллективными договорами.
Также ЦК Профсоюза работников жизнеобеспечения в своём обращении к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину попросил оперативно принять меры для стабильной работы отрасли жизнеобеспечения и, в первую очередь, законодательно установить гарантии работникам в сохранении их рабочих мест и условий оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, сохранение профиля деятельности предприятия в случае передачи в аренду государственного и муниципального имущества организаций ЖКХ и общественного пассажирского электротранспорта, а также при заключении концессионного соглашения.
В обращении говорится:
– Закрепить в законодательстве нормы, обеспечивающие учёт принципов социального партнерства в отрасли для организаций, управляющих многоквартирными домами, путём внесения изменений в часть 1 статьи 156 ЖК РФ в следующей редакции: “Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, и оплату труда работников в соответствии с показателями отраслевого тарифного соглашения жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного в установленном порядке”.
– А также поручить ФАС привести методические указания по расчету тарифов в части формирования фонда оплаты труда ресурсоснабжающих организаций в соответствие с действующим законодательством. Расходы и оплату труда в составе операционных расходов определить, как самостоятельную составляющую в тарифе и производить их индексацию согласно требованиям Трудового кодекса и показателям отраслевых тарифных соглашений.
– На период нестабильной экономики приостановить долгосрочное тарифное регулирование для РСО и ввести в действие применяемый ранее механизм ежегодного установления тарифов на основе экономически обоснованных затрат.
В бюджете заложили расходы на ЖКХ
Татьяна Игнатова также обратилась к краевому бюджету на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов и проанализировала статьи, касающиеся отраслей жизнеобеспечения края. В перечне приоритетных направлений – поддержка муниципальных образований края, развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса, включая подготовку к зиме. На эти цели в трехлетний период планируют выделить 4,6 млрд рублей. Бюджетные ассигнования направят на поддержку объектов ЖКХ, благоустройство территорий, реализацию экологических мероприятий. Запланирован ремонт очистных сооружений, проектирование и строительство водо-и теплосетей.
На возмещение выпадающих доходов ЖКХ за предоставление жилищно-коммунальных услуг населению края на 3 года в бюджете предусмотрели 15 млрд рублей и еще около 5 млрд рублей – на ремонт улично-дорожной сети.
Подходы нужно менять
В заключении Татьяна Игнатова приводит мнение исполнительного вице-президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения Владимира Нефёдова. В октябре на заседании рабочей группы по развитию социального партнёрства в Минстрое России он подчеркнул критическую необходимость актуализации устаревших нормативов труда, которые напрямую влияют на ценообразование услуг и производственную деятельность ресурсоснабжающих организаций, в том числе на заработную плату.
Анастасия МАЙОРОВА, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №47-2025

