Профсоюзная информация: создавай и распространяй

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Информационная работа – неотъемлемая часть деятельности любой профсоюзной организации. Профсоюзы ежедневно ведут диалог с властью и работодателями по социально-трудовым вопросам, добиваются разрешения спорных ситуаций и достойных условий труда для работников, но… задумайтесь, многие ли об этом знают?


В сознании общественности бытует мнение, что все социальные гарантии возникают сами собой, и профсоюзы здесь ни причем. Но мы-то с вами знаем, что если не поднимать острые вопросы перед властью и работодателями, то проблемы не будут решаться. Активная позиция профсоюзов на конкретных предприятиях, так и в целом по России, помогает добиваться решения многих проблем. Оставаться активными нужно и в вопросах информационной работы. Работники должны знать, что каждый имеет право на достойные условия труда, и легче этого добиться общими усилиями. Рассказывайте о своей деятельности, и не только членам профсоюза, но и тем, кто еще не в наших рядах.

О чем писать?

Для многих профсоюзных активистов их ежедневная работа на профсоюзном поприще кажется обыденной и не примечательной. Прошло собрание в первичке, заслушали отчет, провели переговоры с работодателем, заключили коллективный договор, защитили права членов профсоюза, организовали профсоюзное мероприятие, члены профсоюза заняли первое место в спортивных или профессиональных соревнованиях и т.д. Жизнь на предприятиях и в организациях постоянно кипит, но многим кажется, что это мелкие события, о которых и говорить не стоит. Но как раз информация о них – повод для мотивации, бесценный опыт для коллег.

Например, процесс переговоров. Ваша организация профсоюза обсуждает с работодателем условия нового коллективного договора. Переговоры длятся некоторое время, но каждая встреча – информационный повод. В материале можно рассказать, как проходили переговоры, что предложил профсоюз, на какие условия согласился работодатель, что будут еще обсуждать и т.д. Информация будет полезна всем членам профсоюзной организации, ведь каждый сможет включиться в процесс и чувствовать свою сопричастность к работе профкома.

Конкретную пользу и мотивацию несут материалы, посвященные опыту коллег по цеху. Поводом могут стать и материалы из серии “Профсоюз помог”, где можно рассказать, как ведется правозащитная работа. Интерес вызовут не столько цифры, сколько факты, то есть конкретные истории. К примеру, профсоюзные юристы помогли восстановить на работе сотрудника, добились сохранения льгот или компенсаций. Об этих примерах можно и нужно рассказать.

Всегда вызывают интерес профсоюзные акции. Материал с места событий, проиллюстрированный фотографиями, не останется без внимания читателей.

Случается, что на предприятии складывается трудная ситуация, например, работникам сокращают зарплату или даже планируют увольнения. Об этом тоже не стоит молчать. Не даром говорят, что журналистика – четвертая власть. Слово в газете и Интернете имеет большую силу. Чем раньше вы начнете говорить о проблеме, тем больший общественный резонанс она вызовет. А значит, больше шансов для ее успешного решения.

Еще один важный момент – информация должна отражать разные сферы профсоюзной деятельности. А это значит, что не должно быть перекосов, к примеру, в сторону репортажей о спортивных мероприятиях профсоюзной организации. Спорт занимает важное место в жизни профсоюза, но куда важнее другая составляющая – защита трудовых интересов работников. Поэтому большая часть материалов должна быть посвящена социально-трудовой тематике.

Любой текст должен рассказывать о профсоюзной работе, пояснять, зачем это нужно, мотивировать вступать или оставаться в профсоюзе. Должно работать простое правило – действуйте и информируйте!

Как писать?

Начнем с того, что любую информацию можно изложить по-разному: сделать акценты на фактах, на мнении или на деталях события. От этого будет зависеть жанр вашего повествования. Например, сжатая информация характерна для заметок, акцент на мнении – для комментария, интервью, а подборка деталей – для репортажа. Разберем некоторые особенности каждого жанра.

Любая новость должна отличаться новизной (то есть содержать свежую информацию, новости о которых все уже знают, или давно минувшие события – никому не интересны), быть информативной (максимум фактов, краткость изложения) и интересной аудитории (в нашем случае, она должна содержать полезную для коллег информацию о профсоюзной работе, а читателя, далекого от профсоюза, новость должна мотивироваться стать частью нашей команды).

Перед тем, как писать материал, надо выбрать информационный повод, то есть проще говоря, определиться с темой. Что может стать предметом новости, репортажа или комментария – мы уже обсудили. Теперь поговорим об основных составляющих новостного текста.

Классическая заметка должна отвечать на вопросы: кто и что в центре внимания? где? когда? почему? Как это произошло? Новость должна состоять из заголовка, лида (первый абзац) и еще ряда абзацев, раскрывающих тему. В заголовке в нескольких словах можно отразить суть материала, вынести в него эксклюзивную информацию или яркую цитату. Заголовок – основа материала. Прочитав его, читатель решает – будет ему интересен текст или нет. Первый абзац должен кратко передать суть материала, пояснить, где происходило событие или кто главный герой новости. Его следует писать легким языком, добавить интересные или интригующие детали, чтобы у читателя появилось желание прочитать материал до конца. Основной текст должен быть связанным и иметь логическое завершение. Хорошо, если вы подведете читателя к какому-то выводу или призовете к действию.

Главное в новостях – это факты, о которых сейчас знаете только вы и хотите поделиться ими. Поэтому тщательно подходите к их отбору. Информация должна быть достоверной и понятной читателям, причем даже тем, кто далек от темы вашего материала. Не перегружайте текст сложными конструкциями и профессиональными терминами. Каждому такому мало понятному слову давайте пояснение или подбирайте синонимы, если это возможно. В противном случае, ваш текст – напрасный труд. Сложно написанный материал испугает читателя, и он бросит вашу заметку, едва прочитав пару абзацев.

Не забывайте указывать должности героев вашего материала, а также всегда обязательно пишите имя и фамилию людей, упоминаемых в тексте. Гораздо лучше в публикации смотрится “Иван Петров”, чем “И. Петров”. Расшифровывайте в материале хотя бы один раз все аббревиатуры. Тщательно проверяйте географические названия, наименования компаний и организаций. У читателей после прочтения вашего материала, не должно возникнуть недопонимания.

Если по вашей теме есть много дополнительной информации, то ее можно оформить в виде справки.

Все эти требования (за исключением, пожалуй, “классических” вопросов и объема изложения) характерны и для других жанров (репортаж, комментарий, интервью, очерк и т.д.). Достоверность, понятность изложения, интересный заголовок и интригующий лид – необходимые составляющие любой публикации. Но у развернутых материалов есть еще ряд особенностей. Если вы пишите материал с комментарием по актуальной теме, то в этом случае в тексте нужно сделать акцент на мнении, плюс к этому дать справку, изучить источники по теме вопроса. В случае, если вы рассказываете об опыте своих коллег, то такой материал можно построить в жанрах интервью или очерка. Тогда в основе материала будет человек или даже группа людей, и сосредоточиться нужно будет на достижениях героя.

Если вы хотите подготовить репортаж с места событий, то обязательно сделайте несколько фотографий, а также постарайтесь пообщаться с участниками мероприятия и включите их мнение в материал. Формат материала может зависеть и от ресурса, на котором будет размещена информация.

Если это интернет-ресурс, то здесь предпочтение отдается новостям в 4-6 абзацев. Пользователи Глобальной паутины стараются получать информацию кратко – в виде выжимки важных фактов из события. Но при этом в новостях важны видео и фотографии. Читатели электронных СМИ любят оперативную информацию, поэтому новости подавайте им еще “горяченькими”.

Большие материалы лучше готовить в газету. Информация в печатных изданиях “живет” дольше, но требует большей подготовки. Читателям газеты интересны интервью, аналитика, развернутые комментарии.

В газетных материалах также важны фотографии и иллюстрации. Если вы будете писать материал с прошедшего мероприятия, то сделайте несколько фото с места событий. Если вы хотите рассказать об опыте профактивиста, то попросите у него фотографию или сделайте фотопортрет самостоятельно.

Социальные сети (платформа в Интернете для объединения людей, построения коммуникации) – самая демократичная информационная площадка. Здесь внимание читателей, в первую очередь, привлекают фотографии, а потом уже новости. Поэтому старайтесь подбирать к каждой записи яркую фотографию или даже подборку. Также здесь можно размещать видеоролики и документы. Не забывайте, что социальные сети – интерактивная площадка. Здесь важны отклики и комментарии пользователей группы. Поддерживайте их активность, предлагайте включиться в беседу и отвечайте на их комментарии.

Как распространять?

Итак, материал готов. Осталось сделать так, чтобы он стал доступен широкому кругу людей. Где же его разместить? Это может быть собственный сайт, газета, бюллетень, информационный стенд и другое. Если таких ресурсов нет (конечно, как минимум стенд должен быть в каждой профсоюзной организации и регулярно обновляться), то можно воспользоваться другими источниками информации. Сегодня большую популярность набирают социальные сети. Создание и ведение групп там совершенно бесплатно, а возможности этого ресурса – велики. Так как самые активные пользователи социальных сетей – молодые люди, то этот ресурс может привлечь и тех, кто еще не в профсоюзных рядах.

Еще один популярный ресурс – YouTube (сервис хранения видеофайлов). Завести канал там также можно бесплатно. Зарегистрируйтесь и сразу же добавляйте свои видео. Сегодня не у всех есть время читать информацию, поэтому многие предпочитают смотреть. Тем более наглядная картинка имеет свои преимущества перед текстом. Необязательно иметь в арсенале хорошую видеокамеру. Многие современные телефоны оснащены камерой, вести запись можно и с ее помощью. Кроме того, информацию можно представить в виде слайдов и также разместить презентацию на YouTube.

Важная составляющая информационной работы – регулярность обновления информации на всех ресурсах. Если вы решили выпускать печатное издание, то нужно определиться с его периодичностью. Если оно выходит раз в неделю, то нужно взять на себя ответственность при любых обстоятельствах не прекращать выпуск. Ведь читатели будут ждать от вас информацию в указанный день. Не получив газету, бюллетень или информационный листок несколько раз, они начнут с недоверием относиться к изданию. Тоже самое с социальными сетями и интернет-ресурсами. Информация там должна появляться практически каждый день. Иначе читатель решит, что сайт или группа давно заброшены и перестанет обращаться к ресурсу.

Для того, чтобы вести качественную информационную работу, нужно определить ответственного за нее. Кто это может быть? Опросите членов профсоюза и узнайте, у кого есть опыт информационной работы (умеет писать тексты, активно участвует в профсоюзных акциях, имеет представление, как наполнять стенд, умеет фотографировать и т.д. ), есть желание ей заниматься, изучать новое для себя направление. Исходя из данных анкет вам будет легче определиться с кандидатом. Ответственный за информационную работу должен оставаться на связи с вышестоящими профорганизациями и с членами своего профсоюза, и распространять информацию на разных площадках. И тогда велика вероятность того, что все важные новости профсоюзных организаций, будут регулярно доходить до коллег и общественности.

Создавайте свои источники информации и не забывайте дружить со СМИ, и не только с профсоюзными. Не стесняйтесь давать комментарии по актуальным темам, журналисты нуждаются в экспертах. Звоните и рассказывайте СМИ об интересных людях, успехах профактивистов, делитесь новостями. Сейчас это просто, ведь даже сами журналисты стимулируют своих читателей и зрителей к созданию информационных продуктов.

Для профсоюзов Красноярья основным изданием является газета “Солидарность. Красноярский выпуск”. Из газеты члены профсоюза всегда узнают важную в работе информацию, знакомятся с опытом коллег, получают юридические консультации и многое другое. Делитесь своей интересной и полезной информацией с коллегами и вы. Проявляйте солидарность во всем! Для того, чтобы стать подписчиком газеты “Солидарность. Красноярский выпуск” или автором материала, нужно обратиться в редакцию.

Снимайте видео, фотографируйте, пишите материалы и присылайте все это нам на почту: gazeta@fpkk.ru, делитесь интересной информацией по номеру: 227-86-78 и приносите материалы лично в руки по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 93 (каб. 315 и 304). Помните, что если вы не расскажите о жизни и деятельности вашей первички или крайкома, то об этом никто и не узнает. Ведь мы не умеем читать мысли друг друга.

Анастасия Харина, “Солидарность. Красноярский выпуск”, №31-2021

Оцените статью
( 7 оценок, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края