Работники Муниципального предприятия города Красноярска “Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5” обратились в профсоюз с просьбой провести проверку. По их словам, работодатель неправомерно удержал из их зарплат стоимость излишне израсходованного топлива.
В проверке приняли участие председатель Красноярской территориальной краевой организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Глушинский, заведующий отделом правовой работы, главный правовой инспектор труда Федерации профсоюзов Красноярского края Татьяна Пляскина, а также помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Глеб Деньгин.
В ходе проверки было выявлено, что работодатель неправомерно заключил с работниками договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. Должность водителя автобуса регулярного городского пассажирского маршрута не входит в перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключать договоры подобного рода. Перерасход топлива произошел в зимний период. В ноябре 2020 года предприятием был издан приказ “О переходе на зимние нормы”, однако на нем отсутствуют подписи работников, которые подтверждали бы их ознакомление с документом.
По мнению работодателя, водителями допущены нарушения нескольких пунктов должностной инструкции, согласно которым два сменяющих друг друга водителя автобуса обязаны проводить замер остатков топлива в баке перед началом работы на маршруте и по ее окончании. Однако такие же обязанности возлагаются и на контролера технического состояния автотранспортных средств. Но при принятии решения по данному вопросу не была рассмотрена ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей контролера ТС, таким образом, со стороны работодателя отсутствует надлежащий контроль за расходом топлива.
В марте 2021 года согласно расчетным листкам за февраль из зарплат трех водителей была удержана стоимость излишне израсходованного топлива в размере 6906 рублей, 9225 рублей и 11534 рублей. Из зарплаты одного из работников сумма в размере 6773 рублей была удержана и в апреле. Работники не были ознакомлены с приказами об удержании ущерба в должные сроки. В отношении двух из них составлены акты об отказе работника ознакомиться с приказом, третий сотрудник был ознакомлен с документом уже после произведенного удержания. Также у водителей не запрашивалось согласие на добровольное возмещение причиненного работодателю ущерба до издания приказов. Таким образом, работодатель мог осуществить взыскание причиненного ущерба только в судебном порядке.
Аналогичные нарушения допущены в отношении другого водителя. Из его заработной платы за февраль-май 2021 года была удержана сумма ущерба за поломку двигателя в размере 53 993 рублей. В выходной день сотрудника в отношении него был составлен акт об отказе ознакомиться с приказом об удержании ущерба. Участники проверки посчитали решение работодателя неправомерным, так как работник был не единственным водителем данного автобуса. Помимо этого, отсутствуют сведения об общем пробеге автобуса и моторесурсе двигателя. Не учтен тот факт, что с октября по декабрь 2020 года поступило более 10 заявок, связанных с течью охлаждающей жидкости и неисправностью датчика ее уровня.
По результатам проверки работодателем были отменены приказы об удержании материального ущерба с водителей. Главному бухгалтеру предприятия поручено организовать возврат денежных средств сотрудникам. Также проводится анализ действующих должностных инструкций водителей на соответствие их действующему законодательству. В дальнейшем вопрос о возмещении стоимости излишне израсходованного топлива будет решаться в судебном порядке.
Екатерина Стоякина, “Солидарность. Красноярский выпуск” №35-2021