Учитель истории, краевед, директор школы, председатель Балахтинской территориальной районной организации Профсоюза работников образования, член президиума крайкома – все эти ипостаси сошлись в одном человеке, уроженце районного центра. Владимир Кочетков – личность незаурядная, встреча с такими людьми врезается в память, беседа – заставляет взглянуть на мир другими глазами…
Путь педагога

Владимир Кочетков – представитель редкого “племени” людей, которые рождаются преданными своей земле, профессии, жизненному укладу. С малых лет он проявлял интерес к истории своего края, и с годами это увлечение переросло в профессиональный выбор. Первым объектом познаний в области краеведения стал родной уголок – поселок городского типа Балахта. Именно здесь, в глубинке Енисейской Сибири в традиционной советской семье 1 декабря 1976 года появился на свет Володя. Мальчик рос и учился в местной школе, пока родители не решили сменить место жительство, и переехали в Красноярск. Мать посвятила свою жизнь профессии закройщицы и работала в ателье, а отец стал частью команды тружеников завода цветных металлов.
После окончания 9 классов юный краевед поступил в Восточно-Сибирский техникум туризма и сервиса. И в 1996 году получил первое образование по специальности экскурсовод. Однако по профессии проработал в туристической фирме совсем недолго, поступило заманчивое предложение – преподавать краеведение в Балахтинской средней школе №1. Он не раздумывая согласился, а спустя год директор школы пригласила молодого учителя к себе на беседу. Руководитель предложила Владимиру получить специальное профильное образование на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Aстафьева. Он согласился, и в том же году стал студентом заочного отделения исторического факультета. А через пять лет, в 2002 году получил высшее образование и стал дипломированным педагогом.
“Меня всегда притягивала история края, я с детства много читал краеведческой литературы о нашем регионе, о традициях, людях, культуре. До сих пор одно из моих любимых увлечений – чтение исторических опусов и художественных произведений о Великой Отечественной Войне, изучение легенд и сказаний о родном крае и Балахтинских землях”, – признается Владимир Борисович.
По его словам, даже дипломную работу в вузе он писал в контексте краеведческих изысканий родных мест на тему: “Коллективизация в Балахтинском районе”. Ему повезло, что, когда он заканчивал учебу в вузе, еще были живы свидетели того периода, они-то и стали ценным источником информации, которая легла в основу его диплома. Он смог прикоснуться к эпохе, в которой жили наши предки, и это очень помогло ему в защите работы.
Владимир Борисович с воодушевлением вспоминает студенческие годы и свои первые шаги в профессии. Его, как и героя популярной советской киноленты “Большая перемена” коллектив встретил с неподдельной радостью. Правда, в отличие от персонажа, он не был единственным мужчиной и преподавателем истории в учреждении. Этот предмет вела директор школы, а бок о бок с представительницами прекрасной половины человечества уже работали физрук и завхоз. Тогда, как и сейчас, состав педагогического “цеха” в большинстве средних образовательных учреждений сохранял традиционную пропорцию преобладания женщин-учителей – 80/20. Но этот факт никоим образом не смущал молодого педагога, наоборот, он быстро влился в команду, его поддержали опытные наставники.
По мнению Владимира Кочеткова, подобная расстановка сил способствовала формированию определенного баланса в отношениях и с коллегами, и с учениками. Исходя из личных наблюдений, он отмечает, что к мужчинам-учителям независимо историк он или географ, учитель физкультуры или технологии дети тянулись больше.
“Из личного опыта скажу, что заведуя классным руководством, мужчине-учителю гораздо проще собраться с ребятами в поход, организовать экскурсию или дальнюю поездку. Понятное дело, учительница также способна инициировать подобные мероприятия, но одной справиться с ватагой детей бывает не так просто. У мужчин в этом плане более строгий подход, иная манера поведения и общения”, – рассказывает Владимир Борисович.
Это касается и микроклимата в коллективе. Житейская мудрость педагога позволяет ему сделать вывод, что женский рабочий коллектив своеобразен: учительницы могут поссориться между собой и затаить в своих сердцах обиду на всю жизнь. Долгое время могут не разговаривать и даже делать вид, что друг друга вовсе не знают.
“Конечно, в нашем коллективе подобных междоусобиц не было. Я старался быть внимательным к коллегам по цеху, примечал обновки, делал комплименты. Мой приход в школу пришелся на вторую половину 90-х, когда не было такого изобилия товаров. Учителя одевались, так сказать, по средствам, скромно, аккуратно, но со вкусом. Поэтому каждая обновка была радостным событием для владелицы, и не оставалась без внимания со стороны коллег”, – вспоминает педагог.
Со временем учитель истории из молодого специалиста перешел в ранг опытного педагога и соратника. Для многих стал своего рода губкой, которая впитывает информацию из личных бесед, но не выносит ее на публику, а поддержит и советом, и делом. На него стали полагаться и в повседневной работе, и в некоторых житейских аспектах, и в части проведения культурно-массовых мероприятий – стал частью педагогического костяка. Как признается Владимир Борисович, “за всю свою профессиональную деятельность он не вспомнит ни одного крупного конфликта в школе. Рабочие трения и полемика присутствовали, но это было чем-то мимолетным, о чем через пару-тройку дней никто даже не вспоминал”.
В этом году Владимир Борисович перешагнет 25-летний рубеж своей педагогической деятельности, но не спешит свернуть с избранного пути и уйти на льготную досрочную пенсию. Говорит, что прикипел душой к ребятишкам. И не мудрено, ведь за его плечами два выпуска 11-летки, с которыми он как классный руководитель переходил из класса в класс, а затем отправил во взрослую жизнь. По его словам, выпускники до сих пор поддерживают с ним связь, не забывают поздравлять не только с профессиональными праздниками, но и с днем рождения – и это дорогого стоит!
Новые горизонты
Как и большинство учителей, Владимир не был карьеристом, не помышлял о высоких должностях. Однако жизнь распорядилась так, что в августе 2010 года руководитель управления образования администрации Балахтинского района Любовь Шнайдер при личной встрече задала судьбоносный вопрос: не хотели бы вы возглавить школу? Речь шла об учреждении образования на периферии – Огурской средней образовательной школе. Кстати, на тот момент Владимир Кочетков вел активную профсоюзную деятельность. А через год на конференции его выбрали председателем Балахтинской территориальной районной профсоюзной организации профсоюза образования. Конечно, он понимал, какая ответственность ляжет на его плечи, что это двойная нагрузка: работа в школе и в профсоюзе. Но не отступил – решил попробовать свои силы.
“Вот пробую уже 11 лет, совмещая любимую профессию с активной профсоюзной позицией. За эти годы получил много полезного опыта как руководитель – нашел общий язык и точки пересечения благих интересов не только с коллективом, но и учениками и их родителями”, – рассуждает Владимир Борисович. И действительно, в педагогической среде, да и в кругу знакомых и коллег его знают как человека честного и отзывчивого. За это и ценят.
Впрочем, Владимира Кочеткова не обделила вниманием Фортуна не только в плане работы, но и в личной жизни. Он добропорядочный семьянин, который растит достойную смену. Дочь пошла по стопам отца, и сейчас, как и он в свое время, постигает азы педагогики на 4-ом курсе красноярского университета. Правда, ее выбор пал на филологию, поэтому в скором времени она пополнит ряды новоиспеченных дипломированных учителей русского языка и литературы. А сын, как некогда отец, закончив 9 классов, в этом году подал документы в техникум транспорта и сервиса. Вот так рождаются династии…
Профессиональная и личностная трансформация
Несмотря на то, что учебных часов у Владимира Борисовича не так много, он как и в прежние времена серьезно подходит к подготовке к каждому уроку, а также меняет подходы к подаче исторических данных и событий, которые происходили в стране и за рубежом. Он считает, что учителя-предметники, в том числе и историки, не просто делятся знаниями и практиками в той или иной дисциплине, а воспитывают патриотизм и культуру в подрастающем поколении. Прилагают массу усилий, чтобы их подопечные стали достойными людьми, приносили обществу пользу и не попали в силки преступной деятельности. Владимир Борисович, признается, что учит своих ребят не только истории, но и параллельно помогает оценивать и находить действенные решения в той или иной жизненной ситуации. Идентичный подход к образовательной деятельности прослеживается в знаменитом фильме “Доживем до понедельника”, где учитель не просто дает голые факты, события, фигурантов, а учит правильному укладу жизни. По мнению Владимира, за две десятка лет работы в школе изменились и ученики, и дети. Трансформировались не только запросы учеников и их родителей, но и сама система образования, методики и инструментарий образовательных процессов. Формат восприятия и подачи знаний теперь интегрирован с глобальной Сетью, а значит, можно на просторах Рунета встретить различные точки зрения, мнения и информацию, в которых необходимо “отделять зерна от плевел”. Соответственно, для передачи ученикам знаний он старается использовать учебно-методический комплекс в тандеме с современными образовательными площадками и продуктами.
“Сегодня для подростков 15-17 лет открыт безграничный поток информации, поэтому при таком объеме они зачастую много чего просто не запоминают. Такой феномен получил название дефект рекламы, когда молодежь запоминает только то, что транслируется в течении 5-7 минут. Поэтому как учитель, думаю, что методика преподавания в скором времени перейдет на другой уровень, когда, возможно, не сам учитель будет давать всю информацию, а какую-то ее часть будут искать и обрабатывать ученики, чтобы лучше запоминать. Источников, где можно черпать информацию, масса. К примеру, через Красноярск проходил маршрут поезда-музея Победы. Уверен, что этот проект был очень полезен и учителям, и учащимся. К сожалению, не всем посчастливилось лично ознакомиться с экспозициями этого исторического интерактива из-за проживания за пределами города, но в Сети можно посмотреть виртуальную экскурсию”, – отметил Владимир Кочетков.
Как дальновидный педагог, Владимир Борисович не исключает того, что, возможно, с приходом молодых педагогов появятся новые подходы и методики преподавания. Уже сейчас по всей стране преподавательский состав делится на тех, кто только пришел в профессию, и тех, кто вырос и получил образование в советский период.
“Я как директор замечаю, что дети, и особенно старшеклассники, тянутся к молодым педагогам, поскольку есть общие точки соприкосновения, разделение мнений, использование площадок образовательных, интерес к новым форматам подачи и поиску информации. Педагогам старой закалки приходится идти в ногу со временем и осваивать массу новых инструментов и вместе с учениками использовать их на практике. При этом реальность вынуждает фильтровать подаваемую в Сети информацию, чтобы дети не попадали под негативное влияние и не стали инструментами чьего-то злого умысла или агрессии к взрослому поколению и жизненным устоям общества. Нельзя допустить, чтобы ученики стали “пушечным мясом” в угоду кого-то”, – вдумчиво поясняет Владимир.
На его взгляд, учителя гуманитарного цикла: естествознания, географии, истории, литературы должны вести исследовательскую работу, направленную как раз на изучение родственных связей, на восстановление родословного древа, чтобы молодое поколение знало о своих предках и тех эпохах, в которых они жили. Чтобы включались в этот процесс и ученики, и помнили о своих корнях.
Если провести параллель с нынешним временем и советским и перестроечным периодом, то тогда не была такой формации как Интернет, книги были главным источником знаний, а профессия учитель и в селе, и в городе считалась почетной.
“Я вспоминаю, как в нашей небольшой деревне, когда привозили хлеб и все сельчане, а их около сорока человек, выстраивались в очередь в магазине, то учительницу пропускали вперед, тем самым выказывая уважение. Важно обращаться к таким моральным принципам как патриотизм, совесть, нравственность и гуманизм, и воспитывать подрастающее поколение в рамках этих норм. Жаль, что дети много времени проводят в гаджетах, а общаются в различных чатах и мессенджерах. Как таковое личное общение сводится к минимуму – это дань современности. Та же бабушка теперь может не посещать почту, ей пенсию принесут домой, а коммунальные услуги можно оплатить через Интернет. А в свое время она ходила в банк, в почтовое отделение и там общалась с людьми. Даже в нашем поселке нет того, что было раньше: с уходом предыдущего поколения исчезают и устои: нет сидящих на лавочках жителей, играющих на улицах детей. Народ все больше погружается в Сеть. С таким успехом через лет 15 мы и вовсе разучимся общаться. А это не радует, ведь все мы разные, и потребляем ту информацию, которая нам интересна и которую хотим получать”, – рассуждает Владимир Борисович.
Периферия – не приговор
Со слов Владимира Кочеткова, он не заметил, как оказался на пороге своего 45-летия, что жизнь пролетела быстро, что буквально вчера был студентом, а сейчас четверть века профессионального стажа за плечами. Но он рад, что избрал путь учителя, пусть и на периферии…
Внутренняя миграция сельского населения в города началась еще в послереволюционный период. И со временем из аграрного общество превратилось в индустриальное – исторический факт. И если говорить о том, чем лично моего собеседника прельщает жизнь и работа в райцентре, то, он отметил, что, “во-первых, множеством отличий от города”. В чем же это проявляется? Как оказалось, в сельской школе все друг друга знают: и учителя, и дети, и родители. Даже зайдя в тот же магазин, педагог может поговорить о поведении либо успеваемости ребенка. В городе же иначе: там учитель свои часы отработал – на этом все. Тут же более тесное и открытое общение между людьми. До сих пор жива традиция здороваться с продавцом в магазине. Если же отдать подобную дань вежливости в городе, окружающие могут воспринять это как психическое расстройство. “Когда дети с района приезжают в Красноярск, первые месяцы пребывания они выделяются на фоне городских ребят. И это проявляется не в манере одеваться, а в манере поведения и общения. Они растут в другой среде, где нет такого обилия развлекательных заведений, кафе и прочего. В поселке у них свой досуг – спортивные секции, дополнительное образование в музыкальной школе. И это не ограниченность, а скорее иной уклад жизни”, – считает педагог.
Три вектора в единой точке
Учитель, руководитель, профсоюзный лидер – солидный “багаж”, с которым шагать по жизни сможет далеко не каждый человек. Но Владимир Борисович не только смог нести эту ношу, но и стал жить заботами учеников и коллег. И в этом ему помогла его супруга, которая с житейской мудростью подходила к любым ситуациям и поддержала его выбор. Он признается, что иногда приходил домой с работы и злой, и уставший, но вторая половинка всегда относилась к этому с пониманием. И это уже половина успеха в семейной жизни.
“Действительно тяжело работать сразу в трех ипостасях. И когда мне адресуют вопрос: как же вы все успеваете? Отвечаю словами персонажа из киноленты “Вечный зов”: я работаю 25 часов в сутки. Вы мне скажете, что в сутках всего 24 часа, а я вам отвечу – я встаю на час раньше”, – с улыбкой говорит Владимир.
Судьба, видимо, так к нему благосклонна, что на его жизненном пути встречаются люди, которые понимают его и которых понимал он сам. И всегда находились точки соприкосновения с коллегами, а какие-то недоразумения им воспринимались оптимистично, и со словами “я тучи разведу руками” он раз за разом решал любые проблемы и вопросы. А актуальных тем всегда было предостаточно, ведь в районной профсоюзной организации состоит около 650 человек. Владимир Кочетков ратует за каждого из них, гордится их профессиональными достижениями и результатами работы, оказывает поддержку в подготовке к участию в таких престижных конкурсных мероприятиях как “Учитель года” и “Воспитатель года”. По его словам, короля делает свита, поэтому он благодарен своей команде – профлидерам, которые разделяют его жизненную позицию и также как и он стоят на страже интересов трудового коллектива. А буквально на днях приказом Министерства просвещения РФ Владимиру Кочеткову присвоено почетное звание “Ветеран сферы воспитания и образования”.
В канун профессионального праздника Владимир Борисович желает своим коллегам и их близким крепкого здоровья, удачи, человеческого счастья, взаимного уважения и понимания! Чтобы в каждом трудовом коллективе и семье царил мир и благополучие.
Елена Пузевич, “Солидарность. Красноярский выпуск”, №36-2021