7 октября по всему миру проходят акции и мероприятия, посвященные Всемирному дню действий профсоюзов “За достойный труд!”. Работники разных стран говорят о своих правах, требованиях и целях. Донести свои мысли до большого числа людей помогают лозунги. Порой всего несколько слов могут сказать больше, чем длинный монолог. Слоганы и речевки – это неотъемлемый инструмент информационной работы любой профсоюзной организации.
Отличить своих от чужих
Термин “слоган” пришел в русскую речь из английского языка. Это слово было распространено среди западных специалистов по рекламе. Если же копнуть еще глубже, то окажется, что “слоган” имеет гаэльские корни: “sluagh-ghairm” переводится как “боевой клич”. Похожее происхождение имеет его синоним – “лозунг”. Это слово пришло в русский язык из немецкого, его изначальное значение – пароль. Как ни странно, лозунги использовались в военном деле. С их помощью солдаты отличали своих от чужих. Было достаточно произнести лозунг (кодовое слово) и заполучить доверие. В Российской империи этот термин ввел в оборот сам император Петр I.
Современное значение
В наши дни слоганы по-прежнему воспринимаются как своеобразные пароли, позволяющие сказать о многом несколькими словами. Взять к примеру, слоганы крупных компаний: Toyota – “Управляй мечтой”, Яндекс – “Найдется все”, Лореаль – “Ведь вы этого достойны”. Слоган – это своеобразная визитная карточка. Он есть у всех: от коммерческих структур и госкорпораций до общественных организаций и общеобразовательных школ.
В информационной и агитационной работе профсоюзных организаций использование слоганов, лозунгов и речевок также необходимо. Это простой способ донести свои идеи до большого количества людей доступными словами. Хороший лозунг мотивирует и подвигает к действию. Запоминающиеся строчки помогают сформировать образ организации и создать правильные ассоциации.
Не надо плача, не надо мата – решительно требуй роста зарплаты!
Я – в профсоюзе. Я знаю – я прав. Это – защита гарантий и прав!
Подписались на газету вы! Вы настоящий лидер после этого!
Все вступайте в профсоюз – станет крепче наш союз!
Профсоюзная газета расскажет нам и про то, и про это!
Чтобы не впасть в ступор – читай профсоюзный рупор!
“Солидарность” читай – права узнавай!
Не тормози! “Солидарность” читай, в профсоюз вступай!
Пусть крепок будет наш союз: Труд! Справедливость! Профсоюз!
С профсоюзом ты всегда будешь знать свои права!
Зайди на сайт ФПКК, узнаешь больше, чем в ТК!
Молодежь, за профсоюз держись! Только он твоя путевка в жизнь!
Законность, единство, уважение – вот сила профдвижения!
Как придумать слоган
Задача придумать хороший слоган может поставить в тупик любого. Хочется, чтобы он был запоминающимся, но в то же время хорошо доносил нужную мысль. Специалисты предлагают придерживаться нескольких правил при создании слоганов:
• Лаконичность – хороший слоган обычно не превышает шести-девяти слов.
• Простота – необходимо избегать малознакомых терминов или чересчур сложных слов. За красотой может потеряться смысл.
• Запоминаемость – создать запоминающийся слоган помогает использование рифмы или повторяющихся гласных/согласных звуков. Также хорошо западают в память интересные метафоры, сравнения.
• Эмоциональность – слоган должен мотивировать человека к чему-то и нести в себе посыл. Важно выделить главную мысль, которую хочется донести до публики. Например, основные черты профсоюзной организации.
Помочь придумать слоган могут онлайн-сервисы. Многие из них бесплатны. Принцип их работы прост: достаточно ввести нужное слово (например, “профсоюз”), и система сгенерирует множество вариантов слоганов с его использованием.



Екатерина Стоякина. “Солидарность. Красноярский выпуск” №37-2021