В преддверии 7 октября – Всемирного дня действий за достойный труд в конференц-зале Федерации профсоюзов Красноярского края состоялся прямой диалог профактива с представителями власти.
За круглым столом в режиме конференцсвязи лидеры отраслевых профсоюзов вместе с членами правительства обсуждали важные аспекты социального партнерства.
Несмотря на то, что с 2007 года система социального партнерства в Красноярском крае на многих уровнях госуправления работает как единый слаженный механизм, в последнее время все чаще в отдельных “эшелонах” власти роль этого института взаимодействия занижена. Именно этот факт вызывает серьезную обеспокоенность, как у руководителей отраслевых профсоюзов, так и у главы Федерации профсоюзов Красноярского края Олега Исянова.
И нынешняя встреча не столько дань традиции, сколько прямая обязанность организации защитить интересы и права работников, а имеющаяся многолетняя практика ведения на равных конструктивного диалога призвана, как и ранее, найти пути решения накопившихся вопросов…
В этой связи, председатель ФПКК отметил, что в России борьба за достойный труд особенно актуальна. Тем более, что пандемия коронавирусной инфекции стала серьезным вызовом для всех сфер деятельности и вскрыла множество проблем в области охраны труда, заработной платы, системы здравоохранения и социального обеспечения в целом. Но, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, федерация профсоюзов и отраслевые профсоюзы продолжают заниматься своими прямыми обязанностями, стараясь максимально оперативно отрегулировать возникающие проблемы.
“Мы всегда вместе искали механизмы по регулированию спорных тем, не дожидаясь пока проблема достигнет масштабов конфликта, тем более с выходом на митинги и протестные акции, и приоритетом решения вопросов было проведение переговоров и консультаций. Как правило, в рамках социального партнерства руководствуемся краевым трехсторонним соглашением. Важным моментом в нашей общей работе является возможность заключения соглашений на разных уровнях. В частности, между отраслевым профсоюзом и министерством. Примеры такого плодотворного тандема есть.
Однако с приходом новых сотрудников в органы исполнительной и законодательной власти, в управления муниципальными образованиями тема социального партнерства отодвигается на второй план. При этом молодые специалисты не до конца понимают и суть социального партнерства, и его роль для общества. Даже порой относятся к этому формату сотрудничества скептически или легкомысленно. Сейчас с подобными прецедентами профлидеры столкнулись как минимум в двух ведомствах: министерстве транспорта и министерстве промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.
Поэтому при окончании срока действия соглашений и во избежание возникновения таких вопросов как: зачем подобные соглашения нужны и есть ли в них необходимость, профсоюзы предлагают в рамках образовательных семинаров рассказывать руководителям различного звена о социальном партнерстве, его форматах и работе федерации профсоюзов в этом направлении”, – сказал Олег Исянов.
В свою очередь заместитель председателя правительства Красноярского края Сергей Верещагин подчеркнул, что уровень генерирования деловых отношений – залог стабильности Красноярского края, и правительство региона понимает значимость развития системы социального партнерства. Поскольку достижение консенсуса в сфере социально-трудовых отношений гарантирует стабильное развитие края и повышение качества жизни людей.
“На протяжении длительного времени у нас складываются партнерские отношения с Федерацией профсоюзов Красноярского края и выработка согласованных позиций по вопросам социально-трудовой сферы обеспеченных с участием представителей профсоюзов и тех коллегиальных органов, которые действуют в правительстве региона. При этом основной площадкой обсуждения актуальных вопросов является трехсторонняя комиссия. Наиболее значимые темы профсоюзным активом края были озвучены еще в мае этого года, но их решение носит зачастую длительный характер. Часть проблем мы обсудим в рамках сегодняшней встречи. А те из них, что требуют дополнительной проработки, гарантировано будут всесторонне объективно рассмотрены властями края по соответствующим поручениям. А острые вопросы будут вынесены на повестку трехсторонней комиссии”, – пояснил Сергей Верещагин.
В продолжение темы он заметил, что помнит историю становления взаимоотношений, и уважает принципиальную, хотя и не всегда комфортную для правительства края, позицию профсоюзов.
“Способность договориться и найти правильное решение, было и остается отличительной чертой ФПКК, поэтому есть уверенность, что наше сотрудничество и дальше будет плодотворным. Конечно, правительство даст рекомендации названным министерствам в части подхода к организации взаимодействия с отраслевыми профсоюзами, а также поручения о проведении встреч с министрами”, – резюмировал заместитель председателя правительства.
В ходе этого диалога также затронули тему статуса координатора краевой трехсторонней комиссии от имени правительства. Позиция профсоюзов однозначна – необходимо поднять уровень представительства. Детально к этому вопросу подойдут в рабочем порядке в ближайшее время.
Районные коэффициенты в тисках “регуляторной гильотины”
Продолжая тему социального партнерства и сотрудничества по наиболее значимым социально-трудовым вопросам, был обозначен очень важный момент, требующий общих усилий по сохранению установленных в Красноярском крае районных коэффициентов к заработной плате работников.
В 2020 году с целью устранения нормативных ограничений для ведения бизнеса был принят Федеральный закон “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”, задачей которого является отмена устаревших и избыточных нормативных актов. Под этот закон подпадают и постановления, которыми установлены районные коэффициенты и процентные надбавки работникам, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
“Безусловно, систематизация избыточного числа нормативных правовых актов “советского периода” необходима, но она не должна проводиться в ущерб существующим льготам”, – подчеркнула в своем докладе позицию профсоюзов заместитель председателя ФПКК Лариса Соловьян, и добавила, – “В настоящее время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а особенно в центральных и южных районах Красноярского края применяются “выравнивающие” районные коэффициенты к заработной плате работников, на основании постановлений Главы администрации Красноярского края. Но, в соответствии с вышеуказанным законом, с июля 2022 года действие правовых актов советского периода будут отменены. И тогда подход к назначению северных надбавок и районных коэффициентов может измениться”.
Министерством экономического развития Российской Федерации уже подготовлен проект нового перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, который в настоящее время включает в себя все территории, отнесенные ранее к таким районам. А вот центральные и южные районы Красноярского края, где тоже применяются эти коэффициенты, пока нигде не упоминаются.
“Что касается установления размеров районных коэффициентов, процентных надбавок и порядка их выплаты, то проекта такого нормативного правового акта пока тоже нет.
В данном ключе Федерация профсоюзов Красноярского края выражает серьезную озабоченность сложившейся ситуацией, так как она коснется всех работающих и проживающих людей в крае. Ведь система северных льгот служит, прежде всего, средством компенсации северянам, которые живут и трудятся в экстремальных климатических условиях. Очевидно, что корректировки законодательства, ухудшающие положение населения районов Крайнего Севера, с неизбежностью повлекут за собой необратимые последствия для социально-экономического развития этих территорий”, – пояснила Лариса Соловьян.
К слову, Федерация профсоюзов Красноярского края, по вопросу сохранения действующих и “выравнивающих” районных коэффициентов, обратилась в Министерство труда и социальной защиты РФ. И получила разъяснение, что применяться должны только те районные коэффициенты, которые будут установлены централизовано, а вопрос в отношении повышенных районных коэффициентов для внебюджетной сферы может быть урегулирован отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами. С таким подходом регулирования профсоюзы категорически не согласны!
Учитывая экономическую значимость северных территорий, развитие которых является одним из важнейших приоритетов современной государственной политики, понятно, что уменьшение заработной платы, пенсий, снизит уровень привлекательности северных регионов для высокопрофессиональных трудовых кадров и молодежи, а также ускорит отток населения в субъекты с благоприятными климатическими условиями и более высоким качеством жизни.
Полагая, что данной проблемой обеспокоены не только профсоюзы, а все стороны социального партнерства, федерация профсоюзов предлагает организовать совместную работу по решению следующих вопросов:
– принятия правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера в размерах, не ниже действующих в регионе;
– при утверждении перечня районов Крайнего Севера не допускать перевода отдельных районов Крайнего Севера в местности, приравненные к ним выделение в отдельную категорию остальных районов Севера, где выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки.
– при подготовке данных проектов постановлений предусматривать предварительные публичные обсуждения в регионах с участием общественных организаций, профсоюзов, объединений работодателей.
В ответ на обстоятельные аргументы, приводимые заместителем председателя ФПКК, выступила замминистра экономики и регионального развития Красноярского края Марина Лейман: “Действительно этой проблемой занимаемся давно. Все, что касается “гильотины” мы совместно с профсоюзами стараемся отслеживать загодя. Еще в 2019 году правительство Красноярского края соответствующее обращение направило в Минтруд России о том, что отмена актов приведет к уменьшению уровня доходов населения в северных территориях Красноярского края. При повторном обращении в Минтруд в этом году ведомство получило такие же разъяснения, как и профсоюзы, что по-прежнему планируется принятие документов по инкорпорации и отмене”.
В правовом управлении губернатора Красноярского края считают, что позиция Минтруда некорректна. Документы, которые были разработаны и приняты в крае являются основополагающими. Аналогичную позицию высказывает и Минюст по Красноярскому краю. Однако по словам представителя ведомства, для того чтобы вопрос решался централизованно на федеральном уровне, необходимо направить соответствующие документы в комитет Совета федерации.
И, скорее всего, ситуация сложится следующим образом: бюджетную сферу краевого уровня власти будут вправе регулировать своим законодательством, поэтому бюджетные сферы не пострадают. В случае, если правительство РФ сохраняет районный коэффициент, установленный ранее, то в этих условиях правительство Красноярского края вправе законодательно сохранить действующие ныне повышающие коэффициенты. И при этом работники бюджетной сферы не пострадают. В зоне риска окажутся работники внебюджетного сектора экономики. А именно в тех организациях, которые не присоединятся к отраслевым соглашениям, ждет снижение заработной платы.
Эта тема, однозначно, не ляжет “под сукно”, поскольку ее вынесут на обсуждение краевой трехсторонней комиссии, чтобы вопрос постоянно был в поле зрения властей, и у них сложилось понимание, что это одна из задач, которые обозначил президент в отношении уровня доходов и снижения бедности.
По мнению зампреда правительства Красноярского края Сергея Верещагина, остается не так много времени, чтобы определить четкую последовательность действий и решений. И чтобы не допустить ухудшений для работников внебюджетной сферы, необходимо продолжать работу в этом направлении и подготовить ряд обращений в Совет правительства РФ. Потому что для Красноярского края эта проблема глобальна и способна вызвать социальное напряжение.
Со слов Олега Исянова, отрадно, что исполнительная и законодательная власть в крае этим вопросом серьезно озаботилась. И профсоюзы готовы в тандеме работать над этим вопросом, и до конца отстаивать свою позицию по сохранению коэффициентов.
Бюджетные оклады не растут
Одной из серьезных проблем в бюджетных отраслях края остается вопрос заработной платы. За прошедшее время профсоюзные организации края неоднократно выдвигали требования об увеличении базовых окладов до уровня не ниже МРОТ, об индексации заработной платы, об увеличении нормативов финансирования образовательных организаций на одного обучающегося.
Оклады увеличивали, но за счет имеющегося фонда оплаты труда. В результате:
– реального роста заработной платы не произошло;
– увеличили гарантированную часть заработной платы – уменьшили стимулирующую. Причем фонд стимулирующих выплат уменьшили до такой степени, что в большинстве образовательных учреждений его не осталось. И у руководителей организаций сегодня нет возможности стимулировать работников за результативность труда и качество оказываемых услуг, а также оплачивать другую работу, не входящую в должностные обязанности.
Кроме того, в условиях отсутствия дополнительного финансирования, отсутствия стимулирующих выплат обозначилась другая проблема: отсутствие дифференциации в оплате труда между квалифицированными и неквалифицированными работниками. И это проблема не только в отрасли образования.
“Сегодня молодые специалисты, воспитатели и педагоги, работающие на одну ставку, получают на уровне МРОТ, а некоторым приходится даже доплачивать до уровня МРОТ все из того же имеющегося фонда оплаты труда. Неудивительно, что сегодня молодые педагоги долго не задерживаются в образовательных организациях. Чтобы получать достойную заработную плату педагогам приходится работать на 2 ставки. И действительно, согласно официальной статистике, средняя нагрузка педагогов приближается к двум ставкам. И только за счет этого удается обеспечивать достижение целевых показателей соотношения среднемесячной заработной категориям работников, обозначенных в указах президента”, – расставила акценты в своем выступлении заместитель председателя Красноярской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Наталья Савченко.
Как правило, не единожды от родителей, от учащихся, от представителей власти звучат слова благодарности в адрес педагогов за преданность профессии, за терпение. Но бесконечно испытывать терпение тех, кто обеспечивает будущее страны, невозможно.
Педагоги края два года терпеливо ждали, что на федеральном уровне будут наконец-то установлены государственные гарантии по заработной плате, направленные на обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей. Но все опять откладывается.
“Всего пять регионов станут площадками для эксперимента по внедрению новой системы оплаты труда, и апробация этой системы продлится до 2023 года! А это слишком долго. Поэтому в целях снижения социальной напряженности на краевом уровне необходимо уже сейчас принимать незамедлительные меры по изменению сложившейся ситуации. Рассматривать до бесконечности предложения по совершенствованию системы оплаты труда без реальной индексации фондов оплаты труда – это значит перекладывать деньги из одного кармана в другой”, – отметила Наталья Савченко.
Безусловно, проблема заработной платы набила оскомину многим бюджетным ведомствам и уж тем более вызывает недовольство у работников бюджетной сферы.
“В крае политика оплаты труда работникам бюджетной сферы основана на соблюдении принципа единства подходов на федеральном уровне в отношении таких же работников федеральных государственных учреждений. В проекте закона о бюджете на 2022 год предусмотрено выделение по 5,5 млрд рублей на сохранение соотношения заработной платы в рамках реализации указа президента по отдельным категориям педагогических, медицинских, социальных работников, работников культуры”, – прокомментировала ситуацию заместитель министра финансов Красноярского края Татьяна Мыкало.
Согласно приводимым заместителем министра данных, значения среднего дохода трудовой деятельности в 2022 году прогнозируется в размере 53 204 рубля, что на 6,2% выше показателя в 2021 году. Кроме того, в связи с увеличением федерального минимального размера оплаты труда до 13 617 рублей, будет обеспечен рост минимального уровня заработной платы. По южным и центральным районам края он составит 21 788 рублей, по г. Норильску и Таймыру – 35 405 рублей.
“Конечно, понимаем, что опережающий рост заработной платы по отдельным категориям, так называемых “указников”, “мротников”, приводит к значительному дисбалансу в оплате труда других категорий, которые к ним не относятся. И в целях сокращения такого дисбаланса и обеспечения социальной справедливости, в крае с 1 января 2022 года планируется повышение заработной платы таким категориям, которые не относятся к категориям “мротников”, на 10%”, – сказала Татьяна Мыкало.
Кроме того, заместитель министра финансового ведомства указала, что в проекте закона о бюджете на следующий год предусмотрена индексация заработной платы работникам бюджетной сферы на 4% с 1 октября 2022 года.
Что же касается конкретных вопросов повышения заработных плат отдельных категорий, то они будут рассмотрены в рамках заседания комиссии Заксобрания, которое состоится 19 октября.
Сохранить, нельзя ликвидировать
Безусловно, правительство понимает проблематику и предпринимает конкретные шаги для решения вопроса увеличения заработной платы, чтобы снизить социальную напряженность в трудовых коллективах. Но параллельно этой теме возникает необходимость рассмотрения не менее важного аспекта – сохранение предприятий, обеспечивающих важнейшие системы жизнедеятельности населения Красноярского края. Эту проблему в своем обращении к правительству озвучила председатель краевой организации профсоюза жизнеобеспечения Татьяна Игнатова.
Действительно зарплата и занятость работников – два основных направления в деятельности профсоюзов.
“Краевая организация профсоюза жизнеобеспечения, провела огромную работу по внесению изменений в федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”. В результате вышел ФЗ №485 от 27.12.2019 года, который предоставил право:
– сохранять в муниципальной собственности сферу естественных монополий ресурсоснабжающих организаций: электротеплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в том числе, организации, находящиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, общественный пассажирский транспорт, газоснабжающие население организации и др.
Кроме того, губернатору дано право выражать мотивированное представление о сохранении существующих муниципальных организаций и создании новых, например, по благоустройству населенных пунктов и др.
Поэтому просим провести работу с муниципалитетами по сохранению муниципальных организаций не только до 2025 года, но и до тех пор, сколько потребуется. А то получается, что этот закон никто не читал и не собирается его выполнять!”, – высказалась Татьяна Игнатова.
Согласно озвученным данным, на предприятиях жизнеобеспечения трудятся 55 тыс. человек.
По словам профлидера, сейчас идет процесс перехода на концессионные соглашения. Конкурс объявляет и проводит муниципалитет. Цель концессии предполагает существенные признаки: модернизацию и реконструкцию предприятия. А что с людьми? Работники, как правило, узнают о концессионном соглашении в последнюю очередь, а должны знать и принять соответствующее решение в первую очередь.
“В краевом трехстороннем соглашении по регулированию социально-трудовых отношений на 2020-2022 годы в п. 2.8 обозначили, что в случае продажи, сдачи в аренду государственного или муниципального имущества предприятий ЖКХ и общественного транспорта, заключении концессионного соглашения по конкурсу, рассматривать возможность сохранения рабочих мест и условий оплаты труда работников, переподготовки и (или) повышения квалификации работников, сохранения профиля деятельности предприятия. Третьей стороной в концессионном соглашении выступает правительство края. Поэтому, если в условия конкурса закон не позволяет внести перечисленные мною факторы, защищающие социально-трудовые интересы работников, то в самом соглашении надо четко их прописывать. В этом ключе нам потребуется и консультация правового управления правительства края”, – привела аргументы профлидер.
Более того, в рамках своего обращения Татьяна Игнатова отмечала, что бесконечные торги, конкурсы и аукционы не дают возможности выдержать конкуренцию и предприятия банкротятся. Банкротятся предприятия и по причине неотрегулированных нормативов на передачу тепла. Энергетики должны сами разобраться с нормативами и со сверхнормативными потерями, а не предъявлять за это многомиллионную плату другим. В результате – суды и нет предприятия коммунальной энергетики, нет рабочих мест.
“Люди в течение последних 30 лет не знают, что с их рабочими местами будет завтра – и это очень плохо! И именно у профсоюза есть право защищать рабочие места и их безопасность! Однако, годами мы не можем создать ППО в городах: Ачинск, Боготол, Бородино, Енисейск, Сосновоборск, в районах: Абанский, Ачинский, Балахтинский, Березовский, Бирилюсский, Б-Улуйский, Ермаковский, Идринский, Иланский, Козульский, Минусинский, Назаровский и др. А в Ужурском районе с одобрения главы во всех четырех организациях ЖКХ работники вышли из профсоюза организованно.
Я прямо скажу – рано хоронить профсоюзы. Поэтому, если мы хотим знать истинное положение с зарплатой всех тружеников края, их условиями и охраной труда, оздоровлением людей, пенсиями, социальными пособиями, просим губернатора или вас лично направить муниципалитетам и руководителям предприятий письмо-обращение с рекомендацией о создании первичных профсоюзных организаций во всех отраслях, что и прописано в краевом трехстороннем соглашении – как важнейшем инструменте поддержания социального мира”, – резюмировала Татьяна Игнатова.
Профлидер напомнила, что в заявлении Федерации профсоюзов края в рамках Всемирного дня действий профсоюзов говорится: “Мы считаем, что профсоюзы должны быть полноправными участниками разработки и реализации планов возрождения экономической активности”, а экономическая политика страны была бы направлена на повышение размеров зарплаты, пенсий, социальных пособий, создании достойных и безопасных рабочих мест.
На данное обращение Сергей Верещагин ответил следующее: “У нас более 240 краевых муниципальных унитарных предприятий, которые так или иначе подпадают под ФЗ № 485, и я уверяю, что какой-то общей гребенки нет. Правительство в каждом случае, по каждому предприятию смотрит, что с ними дальше делать, каким образом они будут дальше функционировать”.
В разрезе данного обсуждения дала оценку ситуации и замминистра экономики и регионального развития Красноярского края Марина Лейман: “Действительно, не только благодаря профсоюзам в этот федеральный закон своевременно были внесены изменения по вопросам сохранения предприятий жизнеобеспечения населения. Также специальное обращение губернатора поступило в момент формирования в 2019 году закона, и поправка в федеральный закон вносилась при его непосредственном принятии.
Все что касается именно жизнеобеспечивающих предприятий, с нашей точки зрения, по итогам анализа, у нас не возникает каких-то опасений о том, что предприятия будут ликвидированы. Более того, мы этот вопрос отдельно отработали с УФАС России, ежеквартально оцениваем и вновь образованные предприятия, и возможность сохранения действующих, поэтому этот вопрос на самом деле правительство держит на особом контроле”.
Далее заместитель председателя правительства Красноярского края отметил, что правительство края продолжит плотное взаимодействие в этой части с коллегами из профсоюза. Проведет по данному вопросу в октябре-ноябре круглый стол. Что же касается ситуации в Ужуре, то, по его мнению, это неадекватный случай, поэтому необходимо детально в нем разобраться. А чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, Сергей Верещагин выказал готовность направить рекомендательное письмо в адрес муниципалитетов по созданию первичных профсоюзных организаций. Осталось дело за малым – министерству экономики совместно с профсоюзами в оперативном режиме подготовить текст рекомендательного письма, и направить его адресатам. А в отношении проблемы с министерством промышленности глава ведомства уверил, что ситуация выровняется в ближайшее время.
Елена ПУЗЕВИЧ, “Солидарность. Красноярский выпуск” №38-2021