Новые трамваи и троллейбусы: вторая жизнь красноярского электротранспорта

"Солидарность. Красноярский выпуск"

В конце октября ряды городского электротранспорта Красноярска обновились: город получил четыре новых трамвая модели “Львенок”, а также троллейбусы “Адмирал 6281”. Власти обещают, что постепенно до конца года их число увеличится. Новый транспорт оснащен климат-контролем, USB-портами для зарядки гаджетов, а также удобен для людей с инвалидностью. Корреспондент газеты “Солидарность. Красноярский выпуск” побеседовала с председателем первичной профсоюзной организации МП “Горэлектротранс” Ниной Ивановной Михалевой, чтобы узнать, как появление нового электротранспорта скажется на условиях труда работников.

– Нина Ивановна, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы начали свою работу в сфере транспорта?

– Я приехала в Красноярск в 1977 году по распределению после окончания Тульского коммунального строительного техникума. Я была направлена мастером службы пути (ремонт трамвайных путей). Уже здесь я закончила Инженерно-строительный институт. В доперестроечные годы была секретарем партийной организации. Затем, с 89-го по 2018-й год, я работала начальником службы пути. За этот период мы привели трамвайные пути в очень хорошее состояние. Мы сделали по новым технологиям участок пути, который находится на проспекте Красноярский рабочий. Тогда администрация города выделила нам 70 миллионов рублей, что позволило нам сделать по-настоящему “бархатный” путь для трамваев.

– Когда вы заняли должность председателя профкома?

– С 1998 года по 2018-й я совмещала свою основную работу с должностью председателя профсоюзного комитета. Тогда численность нашей профсоюзной организации составляла 750 человек. Такое большое членство позволяло нам иметь освобожденного председателя, который был бы полностью независим от работодателя и подчинялся только Профсоюзу работников жизнеобеспечения. В 2018 году мы провели отчетно-выборную конференцию, на которой коллектив избрал меня освобожденным председателем профкома.

– Расскажите об истории красноярского электротранспорта. Когда в городе впервые появились трамваи и троллейбусы?

– Первая трамвайная линия появилась в Красноярске в 1958 году на участке от Предмостной площади до КрасТЭЦ. Трамвай пользовался большой популярностью, так как доставлял работников на завод Красмаш. В 1959 году на левом берегу начало развиваться троллейбусное движение. Открылись первые трамвайное и троллейбусное депо. Затем появилось второе троллейбусное депо. Маршрутная сеть троллейбуса была более развита. Трамвай пошел на левый берег через Коммунальный мост в 1961 году, а через Октябрьский мост – в 1986 году. Развитие электротранспорта в городе активно продолжалось до 1987 года. Затем начались годы перестройки. Во многих городах депо вовсе закрылись. Наш работодатель – Болотин Владимир Федорович – всегда говорил, что электрический транспорт в городе должен быть. Тогда движение троллейбусов и трамваев удалось отстоять, правда, в усеченном варианте.

Я считаю, что в этом году у нас наступила вторая жизнь электрического транспорта в городе. Всего в Красноярск будут поставлены 74 новых троллейбуса, а также 25 трамваев. Это говорит о том, что город переходит в новую стадию развития электрического транспорта, что не может не сказаться положительно на экологии Красноярска. Увеличение подвижного состава повлечет создание новых транспортных сетей, увеличение числа рабочих мест.

Также планируется вновь открыть трамвайное движение по Октябрьскому мосту. На данный момент администрация находится на стадии заказа проектной документации. Я думаю, что воплотить это в жизнь до 2025 года реально. Имея такой хороший подвижной состав, нельзя присутствовать только на правом берегу. У нас увеличивается количество единиц подвижного состава. Конечно же, никто не собирается “ставить под забор” вагоны, которые действуют у нас с 86-го года. Они будут работать на линии, так как имеют очень большой моторесурс. Их корпус не стареет. Достаточно заменить тележки, колесные пары. При таком количестве единиц подвижного состава, конечно, надо развиваться.

– Многие специалисты считают, что Красноярску требуется не создание метро, а активное развитие действующей сети наземного электротранспорта. Согласны ли вы с таким мнением?

– Да, я считаю, что наземный электротранспорт – это лучший вариант для Красноярска. Наш город имеет специфическое расположение вдоль берегов Енисея. Если делать метро только на одном берегу, то это будет неэффективно. Оно не окупится из-за низкого пассажиропотока. Содержание метро очень затратно для города. На настоящий момент даже мы являемся субсидированным транспортом. Содержать за счет бюджета метро будет еще накладнее, ведь оно располагается под землей. Чтобы соединить правый и левый берег нужно будет прокладывать путь через Енисей. Я считаю, что нужно сделать упор на наземный транспорт, ведь сеть у нас для этого уже запущена. Зачем изобретать велосипед?

– В чем основные плюсы новых трамваев и троллейбусов для пассажиров и работников предприятия?

– В настоящий момент у нас уже есть троллейбусы с автономным ходом, которые могут проехать 20 км без контактной сети. Допустим, они могут спокойно заехать за счет заряда батареи в микрорайон Покровский, где сети нет, забрать пассажиров и потом снова заряжаться от сети. Для этого не нужен ни бензин, ни солярка. Использование электричества намного экономичнее. Новый транспорт полностью оснащен электроникой, и еще 2 года будет находиться на гарантии. В течение этого времени ремонт будет производиться за счет поставщиков. Перед работой на новых трамваях и троллейбусах водителей будут обучать специалисты из Санкт-Петербурга. В целом изменения положительно скажутся на условиях работы наших сотрудников. Управлять таким транспортом намного легче, достаточно нажимать нужные кнопки, чтобы транспорт двигался плавно. Новые троллейбусы и трамваи имеют климат-контроль, что особенно важно в сибирских условиях. И работникам, и пассажирам в салоне будет тепло. Новый транспорт низкопольный, поэтому удобен для инвалидов и людей с колясками. Еще один плюс для предприятия – появление дополнительных рабочих мест. Будем привлекать молодежь, обучать их. Им справится с электроникой будет намного проще.

 – Существует ли сейчас на предприятии нехватка кадров?

– Да, у нас имеется нехватка кадров. Требуются водители, кондукторы, монтеры пути, электромонтеры. Дело даже не в уровне зарплаты. Два года назад нам удалось поднять ее на 20%. Также по согласованию с профсоюзом люди всегда могут “взять” сверхурочные часы. Сейчас по предприятию средняя заработная плата находится на уровне 40 тысяч рублей. У водителей она доходит до 70 тысяч, у кондукторов – около 30 тысяч. Работникам предоставляется полный соцпакет.

Я считаю, наша самая главная проблема – это отсутствие жилья для кадров. Многие жители деревень готовы переехать к нам для работы, но для этого им нужно снимать квартиру, а это сейчас дорого. Раньше у нас для этого были общежития. Сейчас стало сложнее. Когда я была депутатом, мы добились того, чтобы войти в программу “Молодой семье – доступное жилье”. Однако из-за ограничений по возрасту под нее подпадают не все работники. За время участия во второй программе – “50 на 50” – с 2012 года было получено 17 квартир. Затем, в связи с универсиадой, средств на эти цели было не так много, поэтому нам дали всего 2 квартиры. Сейчас мы с председателем краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения Татьяной Александровной Игнатовой добиваемся того, чтобы эта программа ожила. В настоящий момент она есть, но не финансируется должным образом. По плану для бюджетников и сирот будут возведены 11 новых домов, надеемся, что и наши работники под это подпадут.

Татьяна Игнатова
председатель Красноярской краевой организации общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения
– Первичная профсоюзная организация Горэлектротранса у нас одна из самых крупных. Это предприятие в первую очередь отождествляется с экологически чистым транспортом. Многие годы и по сегодняшний день мы, как краевая организация профсоюза, отстаиваем интересы работников этого предприятия. В 2018 году удалось добиться повышения зарплат работников на 20%, а также ежегодной индексации. Ведь надо понимать, имея низкую зарплату, мы не сможем привлечь кадры. А поскольку это предприятие повышенной опасности, то здесь важны квалифицированные работники, имеющие большой опыт.

В этом году особенно видны результаты работы профсоюза. Долгое время профком совместно с Ниной Ивановной отстаивал вопрос обновления подвижного состава. Мы на всех уровнях доказывали, что состояние транспорта напрямую влияет на условия труда работников. Также было необходимо донести, что трамваи и троллейбусы – это самый экологичный вид транспорта для города. В 2020 году это принесло свои плоды. Город начал получать современный транспорт.

Также мне хочется отметить МУП "Ачинский горэлектротранспорт" – еще одну крупную первичку нашего края, где в этом году профсоюз добился увеличения зарплат работников на 14%. В Ачинске также происходит обновление подвижного состава, город получил 10 новых трамваев, и их число будет расти.

31 октября мы отметили День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Мне очень приятно, что у наших работников увеличивается заработная плата, что, наконец, сдвинулся с места вопрос обновления подвижного состава. Я поздравляю всех с хорошими результатами и желаю новых трудовых успехов, достойных зарплат и безопасных рабочих мест!

– Расскажите, пожалуйста, когда профсоюзу удалось добиться увеличения уровня заработной платы на предприятии? Как проходили переговоры с работодателем?

– Это было в 2018 году, когда я стала освобожденным председателем. Тогда у нас полностью сменился состав работодателей. Вопрос повышения зарплаты мы ставили и до этого, но значительно она не повышалась. Даже индексация не была прописана в коллективном договоре до 2018 года. Затем руководителем предприятия стала Анна Геннадьевна Вострикова. Мы начали вести с ней переговоры об увеличении зарплат, и с 1 января повышение составило сразу 20%, что было очень существенно. В городе нам, как электротранспорту, стали уделять больше внимания. Нами было организовано собрание, на которое были приглашены депутаты. Всего присутствовало порядка 300 человек. На нем наш руководитель рассказывала о перспективах развития предприятия. Сейчас у нас зарплата индексируется каждый год.

– С какими вопросами работники чаще всего обращаются в профком?

– В основном работники обращаются с вопросами, касающимися нарушений трудового законодательства.

Профсоюз выступает как буфер между работниками и работодателем. Мы обращаемся в комиссию по трудовым спорам, решаем эти вопросы. В целом у нас есть понимание и с работодателем, и с работниками. У нас хорошие социальные гарантии, предоставляется материальная помощь, все это прописано в коллективном договоре.

Большая работа была проделана нами при проведении специальной оценки условий труда. Наши работники могли потерять класс вредности 3.1 и вместе с тем лишиться дополнительных 14 дней отпуска. Мы лично присутствовали при проведении замеров и на всех уровнях старались доказать, что класс вредности должен остаться прежним. В итоге удалось вернуть работникам 7 дней дополнительного отпуска. Предоставление еще 7 дней должно быть предусмотрено в коллективном договоре.

Сейчас у нас имеется насущный вопрос об оздоровлении трудящихся. В свое время, еще при предыдущем работодателе, это осуществлялось через добровольное медицинское страхование. Кому-то выделяли средства на лечение зубов, кому-то – на путевки на санаторно-курортное лечение. Сейчас у нас в колдоговоре это прописано, но с оговоркой “при наличии средств”. Пока из-за затрат на приобретение подвижного состава, повышения зарплат этот вопрос не решается. Работодатель попросил нас на последней конференции по колдоговору дать еще время, чтобы ввести ДМС для каждого работника. Сейчас у нас уже есть разработанное положение об этом, чтобы работники и члены их семей могли воспользоваться услугами ДМС.

– Какие планы есть у первички на ближайшее будущее? Что хотелось бы воплотить в жизнь?

– Хотелось бы в ближайшее время решить вопрос с оздоровлением работников, а также предоставления им жилья. Также очень хочется роста профсоюзных рядов за счет молодежи. Сейчас бывает сложно убедить, что профсоюз им нужен. Коллектив у нас очень работоспособный, постоянный. Серьезных жалоб у работников на данный момент нет. В целом хотелось бы стабильности и на уровне предприятия, и в стране.

Екатерина СТОЯКИНА, “Солидарность. Красноярский выпуск” №41-2021

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края