Константин Козлов:
«Самое приятное – это слышать слова благодарности»

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Константин Аркадьевич Козлов занимает должность председателя ППО Красноярской и Базаихской механизированных дистанций инфраструктуры с 2018 года. До этого он проработал на железной дороге 14 лет, пройдя путь от слесаря до инженера по промышленной безопасности.

Из спортсменов в члены профкома

Константин Аркадьевич выбрал профессию по совету родных: его отец и бабушка были работниками железной дороги. Он закончил Железнодорожный техникум и в 2004 году устроился на работу. Параллельно с этим поступил в Сибирский государственный университет путей сообщения.

Как говорит сам Константин Аркадьевич, при устройстве на работу он мало знал о профсоюзе. В 2008 году его, как человека, занимающегося спортом, попросили помочь с организацией соревнований. Постепенно профсоюзная работа стала затягивать, и спустя время, в 2010 году, Константин был избран в состав профсоюзного комитета. В дальнейшем решение о выдвижении своей кандидатуры на должность председателя стало его личной инициативой.

– В 2018 году предыдущий председатель профкома ушла на пенсию. Я подумал, почему бы не попробовать себя в этом деле? К тому времени я имел опыт, представление о существующих проблемах, прошел Школу молодого профсоюзного лидера. На предприятии я проработал 14 лет, сотрудники меня знали, поэтому большинство поддержало мою кандидатуру, – рассказывает Константин Аркадьевич.

По словам профлидера, его избрание на должность совпало с переходом предприятия в новую структуру, поэтому к новым для него обязанностям добавились задачи, требующие оперативного решения. Сейчас первичная профсоюзная организация объединяет два предприятия – Красноярскую и Базаихскую механизированные дистанции инфраструктуры.

– Первые полгода после моего избрания было, конечно, тяжело. Я примерно знал, что необходимо делать, но ранее с таким не сталкивался. К тому же, когда я стал председателем, наше предприятие разделилось надвое. Мы перешли в новую структуру, стали относиться к Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин, находящейся в Иркутске, поэтому было очень много организационных проблем. На тот момент премиальная часть зарплаты у работников в Иркутске была на порядок выше, чем у нас. Работники обращались ко мне, спрашивали, почему зарплата так сильно отличается. Они ведь выполняют все те же самые обязанности. Мы направили письма к руководству в Иркутск, подключили к этому наш Дорпрофжел на Красноярской железной дороге. Постепенно удалось увеличить премиальную часть зарплаты: в 2019 году – для ИТР, а в начале 2020 года – для машинистов и их помощников. Пока мы не дошли до уровня Иркутска, но на этом не останавливаемся. Продолжаем работу в этом направлении, чтобы сравнять уровень зарплат, – отмечает Константин.

В диалоге с работниками

По словам Константина Аркадьевича, с его приходом показатель профсоюзного членства увеличился с 96,9% до 97,4%. Сейчас в первичной профсоюзной организации состоят 928 сотрудников двух предприятий. Уже несколько лет процент членства находится примерно на одном уровне. Ситуации, когда работники желают выйти из профсоюза, случаются редко. Константин Аркадьевич считает, что в этом случае необходимо поговорить с человеком, узнать, чем вызвано его решение.

– Люди хотят выйти из профсоюза не так часто, в основном из-за того, что они чем-то недовольны. Например, у нас есть выплата за безаварийную работу. После того, как ее выдают, возникает много вопросов: работали одинаково, в одной бригаде, но одному выплатили, а другому – нет. Человек приходит в профсоюз и говорит о желании выйти. Пока он пишет заявление, я параллельно разговариваю с ним, выясняю, в чем причина. Обычно нам удается решить проблемный вопрос. Конечно, бывают и такие люди, которые говорят, что им не нужна ни юридическая, ни материальная помощь профсоюза, и поэтому они желают выйти. Объяснения не помогают, и человек пишет заявление. Я стараюсь не удерживать никого «насильно», но такие моменты для себя учитываю, – говорит Козлов.

Организовать информационную работу первички помимо стендов, установленных на каждом участке, помогают соцсети. Константин Аркадьевич отмечает удобство распространения нужной информации через мессенджеры, например, Viber. За счет создания групповых чатов удается достигнуть большего охвата людей. Также информация рассылается на электронную почту профоргов, чтобы они могли поместить ее на стенды для ознакомления работников.

Привлечение новых членов профсоюза ведется через кадровую службу при устройстве на работу. Если Константин Аркадьевич присутствует в это время на рабочем месте, то он лично разговаривает с новыми работниками.

– Я работаю в должности председателя 3,5 года, и за это время у меня был лишь один человек, который не хотел вступать в профсоюз. Он перешел к нам из другой организации. Было достаточно просто поговорить с ним, рассказать о преимуществах вступления в профсоюз, чтобы он изменил свое мнение. Нужно разговаривать с новыми работниками, чтобы они имели представление о профсоюзе, а не просто подписывали заявление на вступление не глядя, – отмечает Константин.

Профсоюзная поддержка

Чаще всего работники обращаются в профком по вопросам заработной платы, так как им не всегда удается самостоятельно разобраться со сложной системой почасовой оплаты труда и поквартального учета. Также профсоюз помогает оценить правомерность наложенных на сотрудников дисциплинарных взысканий.

– Буквально вчера мы провели разбор о вынесении дисциплинарного взыскания в отношении работников. Удалось решить вопрос в их пользу, дисциплинарное взыскание было отменено. Чаще всего такие ситуации разрешаются положительно. Немаловажную роль здесь играет налаженный контакт между профсоюзом и руководством предприятия. Также у нас существует комиссия по трудовым спорам, и если я не могу помочь разрешить какую-то ситуацию, то советую работникам обратиться туда, – поясняет Константин Аркадьевич.

Профлидер регулярно обновляет свои знания в юридической области. Так, в прошлом году ему было предложено пройти обучение по специальности «Юриспруденция» в Восточно-Сибирском региональном учебном центре профсоюзов. Также Константин Аркадьевич ежегодно принимает участие в семинарах, которые проводит Дорпрофжел на Красноярской железной дороге. При необходимости оперативно решить правовой вопрос председатель обращается к специалистам юридической службы Дорпрофжел. По итогам 2020 года Константин Аркадьевич стал одним из лучших внештатных правовых инспекторов. По его словам, он не разделяет обязанности инспектора и свою основную работу.

– В обязанности правового инспектора входит проведение проверок. Например, в кадровой службе, в службе нормирования труда. Можно сказать, что это и есть моя повседневная работа в качестве председателя. Я и так всегда это делаю, но иногда могу прийти и сказать: «Сегодня я пришел к вам как правовой инспектор», и мы можем посмотреть, кому не предоставляется отпуск, у кого просрочена медкомиссия, и почему так получилось, – делает акцент Константин.

Обращения работников в профком также нередко вызваны необходимостью улучшить условия труда. Большинство улучшений касается комнат отдыха, где проживают работники, когда уезжают в командировку. Так, на станции Аскиз не было душевой комнаты. Работники обращались по этому поводу в профком, так как не могли принять душ после работы. Козлов посетил Аскиз. Вместе с работниками было определено помещение, где может располагаться душевая. При материальной поддержке профсоюза и силами работников душевая комната была полностью оборудована.

Профком следит за исполнением пунктов коллективного договора в полном объеме. Например, в этом году было выделено меньше средств на компенсацию стоимости занятий спортом для работников, чем в прошлом году. Согласно колдоговору, сотрудники имеют право на 100-процентную компенсацию при посещении спортивных объектов, относящихся к структуре РЖД, и 50% – при занятии спортом в сторонних организациях. По этому поводу Константин Аркадьевич обращался к руководству в Иркутск.

На вопрос, поддерживает ли председатель идею о том, чтобы коллективный договор распространялся только на членов профсоюза, он отвечает утвердительно. Однако же, по его мнению, на данный момент реализовать это сложно. Сейчас на сайте «Российской общественной инициативы» на этапе голосования находится инициатива об этом. Пока она не получила должной поддержки: из необходимых ста тысяч голосов собрано около четырех тысяч.

– Распространить подобную инициативу среди работников сложно. Если обратиться к человеку с просьбой проголосовать за это, он задумается: а захочет ли он потерять льготы, если вдруг выйдет из профсоюза? Сейчас у людей тот же проезд для себя и ребенка сохранится в любом случае, независимо от того, член он профсоюза или нет. Но в целом я поддерживаю эту инициативу. Это могло бы стать дополнительным стимулом для работников, – отмечает Константин Аркадьевич.

Работа при любых условиях

Как и многие, профлидер считает, что пандемия значительно повлияла на возможность проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий. Тем не менее в 2020 году первичная профсоюзная организация продолжала свою работу в обычном режиме.

– Я попробовал работать на удаленке всего один день, мне не понравилось. Это было очень неудобно. Работа на наших предприятиях не может быть остановлена, поэтому сотрудники трудились всегда. Мои обязанности напрямую связаны с ними, поэтому я также продолжил свою работу. Лично решать возникающие вопросы намного легче, чем по телефону. Сейчас, что касается культурных и спортивных мероприятий, мы не можем ничего запланировать: одна волна пройдет, собираешься что-то сделать, подготавливаешь, и тут же вводится новый запрет. Надеюсь, что в будущем удастся наверстать упущенное, – говорит Козлов.

На вопрос о том, какие планы есть у первички, Константин Аркадьевич отвечает, что ему хотелось бы повысить вовлеченность уполномоченных по охране труда на предприятиях в свою работу. Из-за территориальной удаленности это не всегда удается. Также Козлов считает важным продолжать углублять свои знания в области юриспруденции, так как это поможет ему более качественно оказывать помощь работникам.

Говоря о плюсах и минусах своей работы, Константин Аркадьевич подчеркивает, что ему тяжело пропускать через себя проблемы работников, когда они обращаются за помощью в профсоюз. Особенно, если это касается каких-либо потерь или болезни детей. Вместе с тем, ему особенно приятно слышать слова благодарности за проделанную работу: «Мне приятно, когда удается помочь работникам, получить ответную реакцию, когда они звонят или пишут и говорят «спасибо».

Екатерина Стоякина, «Солидарность. Красноярский выпуск» №42-2021

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края