Индикация социального партнерства: от диалога к действию

Оптимизация бизнес-процессов в компании влечет за собой не только повышение операционной эффективности, но и затрагивает сферу взаимодействия руководства с профсоюзом. О том, как складывается социальное партнерство в Юго-Западном ЦТ Красноярского филиала ПАО “Ростелеком” в рамках перехода на целевую модель управления, рассказывает председатель первички Олег Шуренков.

–  Какие перемены произошли в рамках социального партнерства с приходом в 2018 году Евгения  Петрова на пост директора Красноярского филиала ПАО “Ростелеком”?

– Смена руководителя  обернулась для нашего филиала рядом плюсов. С его приходом темы профессиональной подготовки и повышения квалификации вышли на качественно новый уровень – стали постоянно организовываться различные курсы, семинары, проводиться всевозможные тесты. Также персонал смог вносить свои предложения и делиться идеями для саморазвития и развития организации через портал компании. Дирекция поддерживает инициативы сотрудников и даже поощряет интересные проекты призами. В этом отношении наш работодатель идет “впереди планеты всей”.

Но раз головной офис находится в столице,  то и решения принимаются согласно вертикали управления, и не всегда оперативно как хотелось бы.  Так, обсуждаемая с вице-президентом – директором макрорегионального филиала “Сибирь” – Николаем Зениным, проблема работы персонала на линиях с изношенными опорами далеко не нова. Руководство наслышано о состоянии опорных конструкций, разделяет тревогу подчиненных, понимает и поддерживает нормы по охране труда, но при этом объем выполняемых работ не снижает. В этой ситуации работники находятся между молотом и наковальней, и мне как председателю профкома и уполномоченному по охране труда приходится решать эту дилемму самостоятельно. Ведь нужно и стабильный заработок людям сохранить, и соблюсти все нормы, раз мне выказали доверие, избрав на этот пост. Правда, не все понимают, что профсоюз – это не один человек, а все работники, кто вступил в его ряды и разделяет принципы и идеологию профсоюзного движения.

В свое время в нашем филиале численность членов профсоюза достигала порядка 600 человек, и львиная доля профсоюзной работы была направлена на организацию и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий. Сейчас же эти направления из-за эпидемиологической обстановки сместились на второй план. И для небольшого коллектива, а это не более 80 человек, социальные гарантии стали самым важным аспектом трудовой деятельности на фоне сокращения штата, увеличивающейся нагрузки и сверхурочной работы. Поэтому держу руку на пульсе, чтобы найти компромиссные решения любых проблем.

– Коллективный договор – индикатор социального партнерства. Какие важные пункты заложены в этом документе на вашем предприятии?

– Кардинальных отличий от общепринятого формата по содержанию и контексту наш   коллективный договор не имеет. Однако ныне действующий договор можно считать первой попыткой внедрения в качестве дополнительных социальных гарантий “кафетерия льгот”. Речь идет о льготах и компенсациях на выбор (“кафетерий льгот”) сверх базовых гарантий, которые утверждены бюджетом на социальные программы в филиалах ПАО “Ростелеком”. Причем стоимость пакета льгот для каждого работника определяется локальными нормативными актами, а претендовать на них вправе лишь сотрудник, стаж которого на предприятии составляет не менее двух лет.

Кстати, выделяемая сумма дополнительных гарантий в размере 6300 рублей, пользуется спросом в качестве финансовой прибавки к основному отпуску. Этот бонус ежегодно получают сотрудники от работодателя.

Также в сфере охраны труда для сотрудников, которые свыше 4 часов задействованы на аварийных работах, предусмотрена прибавка в виде 200 рублей на питание. Кроме того каждый год выделяются средства на улучшение условий труда.

– Насколько быстро удается решать проблемные вопросы в рамках социального партнерства? Какие аспекты взаимодействия вы бы отметили как профлидер?

– Внедрение нового оборудования привело к сокращению штата во многих организациях, и “Ростелеком” – не исключение. Профсоюз выступал за сохранение рабочих мест, но  переход к использованию новых технологий и наукоемкого оборудования, которое практически не требует участия человека – тренд современности. К сожалению, это отражается на уровне потребности компании в человеческом капитале, поэтому для нас важно, чтобы при сокращении персонала работодатель действовал согласно букве закона.

После сокращений в основной массе кадровый состав компании – это технический персонал для обслуживания клиентской базы, и это порядка 90% коллектива. В их ведении сеть Интернет, телевидение и видеонаблюдение. При этом в их работе предостаточно нюансов. К примеру, большинство линий проложено воздушным способом по столбам. Соответственно, теперь мы лишь поддерживаем работоспособность этих линий пока они полностью не исчерпают свой эксплуатационный ресурс. А затем они будут выведены из оборота и подключены на таких участках к совместным опорам ЛЭП.  Новые сети будут на балансе организации, но в случае выхода из строя опоры ее ремонтом будут заниматься уже подрядные организации.

Для обслуживания линий, как правило, работники использовали когти, но сейчас руководство рекомендует пользоваться металлическими лестницами. Однако закупаемый лестничный инвентарь больше подходит для бытовых нужд, и не выдерживает интенсивной эксплуатации. Свидетельством тому служит несколько несчастных случаев, произошедших в Сибири из-за лестниц. Ведь персонал работает разной комплекции со снаряжением и под весом такое оборудование просто складывается, а человек травмируется. Руководство до сих пор в поиске более качественного инвентаря. А пока лестниц новых не предоставили, сотрудники каждодневно работают с тем, что есть.

 Со своей стороны я стараюсь максимально ускорить решение проблемных вопросов, но в моих руках нет средств на приобретение нового инвентаря. Все закупки ведутся централизованно. Поэтому приходится направлять в адрес руководства служебные записки и ждать результата. На всех руководящих уровнях о проблеме знают, но пока вопрос не сдвинулся с мертвой точки.

– Серьезным испытанием для всех стала пандемия коронавируса. Какие меры были предприняты профсоюзной организацией, и какие обязательства взял на себя работодатель по защите здоровья трудящихся?

– В первое время ситуация с коронавирусной инфекцией  в коллективе не воспринималась серьезно. Но спустя месяц-полтора сотрудники осознали угрозу распространения инфекции и стали носить средства индивидуальной защиты. Руководство филиала снабдило персонал всем необходимым: от антисептиков до масок. К сожалению, некоторым пришлось лично прочувствовать на себе или своих близких негативные последствия этой болезни. Поэтому среди работников уже не осталось скептиков, и все понимают, как важна защита в нынешней обстановке. С вакцинацией дело выравнивалось тоже не сразу. Некоторые требования Роспотребнадзора принимали в штыки. Я же к данному вопросу подошел с долей юмора: яд в малых дозах – всегда лекарство, поэтому спокойно привился и другим советую. Пытаюсь донести до каждого, что разработчики вакцины не заинтересованы в негативном побочном эффекте препарата и уж тем более не преследуют цель свести на нет население страны. Летальный исход может наступить  при наличии и других заболеваний и травм. От этого вряд ли кто-то застрахован на 100 процентов. Я рад, что большинство приняли эти доводы: сейчас порядка 98% персонала  – сознательные граждане, которые прошли вакцинацию. Ну а тех, кто по личным причинам отказался, насильно не заставишь. Сработает разве что метод убеждения.

– Сейчас в стране много внимания уделяется спорту и здоровому образу жизни. Как профсоюзная организация и работодатель поддерживают эту инициативу? Что делается в вашем коллективе в этом направлении?

– В силу объективных причин – ограничений, введенных из-за коронавирусной инфекции, количество культурно-массовых мероприятий сократилось. Однако и работодатель, и профсоюз только приветствует стремление коллектива вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и культурным досугом.

Наравне с членскими взносами  в профсоюзный бюджет в рамках партнерских договоренностей от работодателя поступают денежные средства из расчета 0,3% от фонда начисленной заработной платы работников списочного состава. И из этой общей “копилки” профсоюз тратит деньги не только на организацию праздников и культурно-спортивных мероприятий, конкурсов, а также выделяет суммы на поощрение участников и призеров.

Также оказываем посильную помощь и поддержку в покупке спортивного инвентаря, обустройстве и аренде спортивных площадок любительским профсоюзным командам.

Елена ПУЗЕВИЧ, “Солидарность. Красноярский выпуск” №44-2021

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края