Городское трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на 2022 — 2024 годы

Соглашения

Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между администрацией города Красноярска, Федерацией профсоюзов Красноярского края и краевыми объединениями работодателей на 2022 — 2024 годы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Соглашение является территориальным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам в г. Красноярске.

Договаривающиеся стороны: администрация г. Красноярска, действующая от имени муниципального образования город Красноярск на основании Устава, в лице полномочных представителей (далее – Администрация), Красноярский краевой союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края», действующая на основании Устава, в лице полномочных представителей (далее – Профсоюзы), некоммерческое партнерство работодателей Союз товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края и Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края (региональное объединение работодателей), действующие на основании Уставов, в лице полномочных представителей (далее – Работодатели) заключили настоящее Соглашение с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников организаций[1] и индивидуальных предпринимателей, жителей города.

Соглашение служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений в сфере труда в г. Красноярске, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях и организациях.

Стороны осуществляют взаимодействие в соответствии с действующими международными нормами, Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края, Уставом г. Красноярска, решениями Красноярского городского Совета депутатов, нормативными правовыми актами администрации г. Красноярска, соглашениями в области социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

1.2. Стороны Соглашения считают, что на предстоящий период главной целью социальной политики в городе должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов и качества жизни населения на основе развития экономики г. Красноярска.

1.3. Руководствуясь положениями Соглашения, стороны принимают на себя обязательства соблюдать условия Соглашения и нести предусмотренную действующим законодательством ответственность за его невыполнение.

1.4. Работодатели – юридические и физические лица – индивидуальные предприниматели принимают на себя обязательства, предусмотренные Соглашением по установлению и изменению оплаты и иных условий труда, социальных гарантий.

1.5. Администрация г. Красноярска на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 «О социальном партнерстве» обеспечивает выполнение положений Соглашения, требующих финансирования из бюджета г. Красноярска.

1.6. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников организаций и работников, работающих у Работодателей – индивидуальных предпринимателей.

1.7. При формировании финансового плана организаций и индивидуальных предпринимателей предусматривать средства, необходимые для выполнения обязательств, закрепленных настоящим Соглашением.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Для достижения вышеуказанных целей в области социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений стороны в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства.

2.1. В области экономической политики

Стороны Соглашения в целях обеспечения динамичного развития экономики города, повышения конкурентоспособности организаций как основы роста благосостояния в предстоящий период, руководствуясь Указами Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», определяют следующие задачи:

– обеспечение темпов экономического роста;

– создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами;

– ускорение технологического развития г. Красноярска, создание эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций в г. Красноярске, в том числе в строительстве, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании;

– стимулирование энергосбережения, повышение инвестиционного спроса, расширение емкости внутреннего рынка;

– повышение эффективности муниципального управления с целью устранения административных барьеров, содействия экономическому росту, повышению конкурентоспособности организаций и поддержке устойчивого долгосрочного развития.

Администрация, Работодатели, Профсоюзы

2.1.1. Обеспечить экономический рост и достижение целевых показателей социально-экономического развития в соответствии с решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 № 3-42 «О стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года», ориентированных на улучшение качества и уровня жизни жителей г. Красноярска, обеспечение эффективной занятости населения, повышение уровня доходов за счет устойчивого роста экономики.

2.1.2. Принимать участие в разработке и реализации программных документов по социально-экономическому развитию города.

2.1.3. Содействовать в соответствии с действующим законодательством созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, отслеживать динамику изменения показателей, характеризующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.1.4. Содействовать развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2.1.5. В рамках городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривать вопросы предпринимателей, коллективов работников по вопросам рейдерства, преднамеренного банкротства и ликвидации организаций.

2.1.6. Участвовать в рамках полномочий в проведении мероприятий по контролю за соблюдением трудовых прав работников при проведении процедур реорганизации, ликвидации, банкротства, заключении концессионных соглашений и мероприятий по финансовому оздоровлению организаций.

При продаже государственного или муниципального имущества, сдаче имущества в аренду или заключении концессионного соглашения по конкурсу рассматривать возможность включения в условия конкурса положений по сохранению рабочих мест и условий оплаты труда работников. Совместно с Краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости населения города Красноярска» принимать меры по оказанию в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции.

2.1.7. Создавать и развивать системы трудового и профессионального соревнования, направленные на рациональное использование режимов труда и отдыха, повышение качества продукции, укрепление трудовой и производственной дисциплины.

2.1.8. Принимать участие, в пределах своих полномочий, в проведении работы по легализации трудовых отношений и размеров заработной платы в полном объеме.

Администрация, Работодатели

2.1.9. Проводить в пределах своих полномочий активную инвестиционную и инновационную политику, обеспечивающую создание необходимых условий по защите интересов красноярских предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе способствующую техническому перевооружению предприятий малого и среднего бизнеса.

Всесторонне поддерживать развитие научно-технического творчества, рационализации и изобретательства, рассматривая эту сферу в качестве стратегического кадрового потенциала, содействовать внедрению результатов инновационной деятельности в экономику города.

2.1.10. Рассматривать вопросы об изменении организационно-правовой формы и формы собственности учреждений бюджетной сферы с предварительным уведомлением в письменном виде соответствующих территориальных организаций Профсоюзов.

Работодатели, Профсоюзы

2.1.11. Обеспечить право работников участвовать в управлении организациями непосредственно или через свои представительные органы в формах, предусмотренных действующим законодательством.

Обеспечивать представителям работников право внесения в органы управления организацией соответствующих предложений, направленных на развитие и совершенствование социально-экономического положения организации, и участие их в заседаниях этих органов.

Администрация

2.1.12. Проводить в пределах своих полномочий мониторинг финансового состояния крупнейших налогоплательщиков, расположенных на территории г. Красноярска.

2.1.13. Включать представителей объединений Работодателей, Профсоюзов (с правом совещательного голоса) в состав:

– инвестиционного совета города;

– совещательных органов по рассмотрению вопросов приватизации, реорганизации, ликвидации и банкротства организаций.

2.1.14. При прочих равных условиях в пределах своих полномочий активно поддерживать местных и сельских товаропроизводителей Красноярского края в целях роста объемов производства, обеспечения продовольственной безопасности, повышения эффективности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности, а также создавать благоприятные условия для реализации произведенной продукции на потребительском рынке г. Красноярска. Способствовать использованию продукции, производимой местными товаропроизводителями, в рамках действующего законодательства.

2.1.15. Содействовать в рамках своих полномочий развитию на территории г. Красноярска:

– транспорта и дорожного хозяйства;

– жилищно-коммунального хозяйства и повышению качества предоставляемых услуг;

– строительной отрасли, машиностроения;

– производственной кооперации.

2.1.16. Предусматривать в пределах своих полномочий средства на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, выполняющим перевозки пассажиров в соответствии с муниципальными программами пассажирских перевозок.

2.1.17. Осуществлять участие и содействие в реализации федеральных и ведомственных программ, которые позволяют привлекать дополнительные инвестиции в развитие города, комплексно решать вопросы формирования современной городской среды, социальной инфраструктуры, повышения качества существующего жилищного фонда, в том числе в планомерной реализации проекта Министерства строительства и ЖКХ России «Ускоренная замена лифтов в многоквартирных жилых домах» на территории Красноярска.

2.1.18. Содействовать в рамках своих полномочий обновлению подвижного состава общественного транспорта, в том числе городского электрического транспорта.

2.1.19. Не допускать не обоснованной ликвидации муниципальных предприятий. В случае реорганизации муниципальных предприятий в системе жизнеобеспечения населения, в том числе организаций общественного транспорта, коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения, решение о реорганизации принимается с учетом мотивированного мнения соответствующих отраслевых профсоюзных организаций, с последующим контролем со стороны профсоюзов процедуры реорганизации, с целью недопущения нарушений прав работников.

Работодатели

2.1.20. Принимать необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных средств, повышению производительности труда и эффективности производства, внедрению прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции.

2.1.21. Своевременно уплачивать налоги, сборы, платежи в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.

2.1.22. Предоставлять сведения Администрации для проведения мониторинга финансового состояния налогоплательщиков, расположенных на территории г. Красноярска.

2.1.23. Разрабатывать и финансировать мероприятия по освоению и расширению производства конкурентоспособной продукции.

2.1.24. Создавать условия для обеспечения инвестиционной привлекательности организаций.

2.1.25. Информировать работников, их представителей о социально-экономическом положении организаций, мерах по стабилизации и росту производства.

2.1.26. Обеспечивать беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам по запросам профсоюзных органов и органов власти.

2.1.27. Осуществлять мероприятия по привлечению организаций всех форм собственности в объединения работодателей.

2.2. В области регулирования вопросов оплаты труда

Стороны считают необходимым продолжить разработку и реализацию комплекса мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, рост реальной заработной платы работников.

Администрация, Работодатели, Профсоюзы

2.2.1. Осуществлять деятельность по обеспечению повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда.

2.2.2. Разрабатывать меры в рамках полномочий по защите трудовых прав работников в случае неплатежеспособности Работодателя.

2.2.3. Определять в рамках своих полномочий размеры заработной платы, ее повышения (индексирования), а также размеры социальных выплат работникам в соответствии с установленными системами оплаты труда.

2.2.4. Осуществлять контроль за соблюдением установленных в коллективных договорах и соглашениях минимальных размеров оплаты труда и соотношения оплаты труда между категориями работников, социальных гарантий и льгот.

2.2.5. Организациям, работодателям – индивидуальным предпринимателям обеспечивать минимальный размер месячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Администрация, Работодатели

2.2.6. Обеспечивать своевременную и в полном объеме выплату текущей заработной платы работникам в сроки, определенные законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

2.2.7. Осуществлять регулирование оплаты труда работников коллективными договорами и иными локальными нормативными актами с учетом отраслевых соглашений.

2.2.8. Принимать меры к погашению имеющейся задолженности по заработной плате и легализации неофициальной заработной платы.

2.2.9. Выплачивать работникам организаций, а также работникам, состоящим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, районный коэффициент к заработной плате в размере 30 %.

2.2.10. Выплачивать молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентную надбавку к заработной плате в размере 30 % с первого дня работы, если они прожили в местностях, где выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, не менее пяти лет.

2.2.11. Не допускать снижения среднемесячной заработной платы работников организаций и у индивидуальных предпринимателей относительно уровня, сложившегося в предыдущем финансовом году с учетом условий оплаты труда, установленных действующими законами края, нормативными правовыми актами, коллективными договорами, локальными нормативными актами, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников, объемов выполнения работ, добросовестного выполнения ими работ той же квалификации.

2.2.12. Обеспечить своевременное и в полном объеме перечисление взносов на обязательное медицинское страхование и государственное пенсионное страхование.

2.2.13. Предоставлять работникам организаций, а также работникам, состоящим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях», не менее 8 календарных дней.

Работодатели, Профсоюзы

2.2.14. При заключении коллективных договоров предусматривать:

– конкретные сроки выплаты заработной платы;

– механизм индексации заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;

– меры по выполнению условий отраслевых тарифных, краевого, территориального (городского), территориальных отраслевых соглашений по регулированию социально-трудовых отношений;

– обязательства Работодателей по обеспечению прав и законных интересов изобретателей и рационализаторов;

– право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии со ст. 53.1. ТК РФ.

2.2.15. Предусматривать в коллективных договорах установление доли тарифной (окладной) части заработной платы с компенсационными выплатами от общего уровня заработной платы работника не ниже 50 %.

Администрация

2.2.16. Проводить в пределах своих полномочий мониторинг задолженности по выплате заработной платы в организациях города, а также способствовать ее сокращению.

2.2.17. Осуществлять межведомственное взаимодействие с федеральными и краевыми структурами по вопросам легализации неофициальной заработной платы и снижения неформальной занятости.

2.2.18. Обеспечивать своевременное финансирование на выплату заработной платы работникам подведомственных муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города, перечисления во внебюджетные фонды, уплату налога на доходы физических лиц.

2.2.19. Осуществлять повышение заработной платы работников бюджетной сферы в размерах не ниже и в сроки не позднее предусмотренных федеральными и краевыми законами и нормативными правовыми актами.

2.2.20. Принимать меры по выполнению нормативных правовых актов администрации г. Красноярска в области оплаты труда для специалистов муниципальных учреждений образования, культуры, физической культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты населения.

Работодатели

2.2.21. Работникам организаций внебюджетного сектора экономики и у индивидуальных предпринимателей не реже одного раза в год индексировать тарифные ставки (оклады) не менее чем на индекс потребительских цен на товары и услуги в
г. Красноярске, согласно данным Федеральной службы государственной статистики.

2.2.22. Оплачивать время приостановки работы по вине работодателя в связи с задержкой заработной платы в размере не менее 2/3 средней заработной платы.

Оплата времени простоев не по вине работника производится в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В коллективных договорах может быть предусмотрена оплата времени простоев не по вине работника в большем размере.

2.2.23. Повышенный размер заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается Работодателем с учетом специфики их труда в порядке и на условиях, определенных системой оплаты труда, коллективным договором.

2.2.24. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать возможность дополнительных ежемесячных и иных доплат работникам, находящимся в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком.

2.2.25. Работникам за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации, выплачивать дополнительное вознаграждение в порядке и на условиях, установленных коллективными договорами (соглашениями), локальными нормативными актами. Не снижать заработную плату работникам, получающим оклад (должностной оклад) в календарном месяце, имеющем нерабочие праздничные дни, по этим основаниям.

2.2.26. Выделять или перечислять средства профсоюзным организациям на проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в размерах, установленных законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Профсоюзы

2.2.27. Осуществлять защиту законных прав и интересов работников в установленном законом порядке.

2.3. В сфере развития рынка труда и содействия занятости населения

Стороны социального партнерства считают приоритетными следующие направления совместной работы на предстоящий период:

– формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями рынка труда и социально-экономического развития города;

– повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда;

– обеспечение гарантий в сфере занятости населения.

Администрация, Работодатели, Профсоюзы

2.3.1. В пределах своей компетенции создавать и сохранять рабочие места, развивать гибкие формы занятости, не допускать массового высвобождения работников.

2.3.2. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

2.3.3. Рассматривать на заседаниях городской трехсторонней комиссии вопросы массового высвобождения работников, анализировать и обобщать причины массового высвобождения работников, принимать меры, смягчающие последствия массового высвобождения.

2.3.4. Организовывать в пределах своей компетенции проведение акций, мероприятий, направленных на повышение престижности рабочих профессий среди молодежи, безработных и незанятых граждан.

2.3.5. Продолжить работу в пределах своих полномочий по более широкому привлечению учащихся и студентов на временную работу с полным и неполным рабочим днем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

2.3.6. В целях получения молодежью навыков трудовой деятельности, формирования уважительного отношения к труду, сохранения преемственности кадров организовывать в рамках своих полномочий систему наставничества и стажировки непосредственно в организациях.

При заключении коллективных договоров предусматривать обязательства сторон о порядке и условиях организации системы наставничества и стажировки.

2.3.7. Считать критериями массового увольнения работников:

а) увольнение в связи с сокращением численности или штата работников в следующем количестве:

для организаций с численностью до 100 человек:

– 10 и более человек в течение 30 календарных дней;

– 30 и более человек в течение 90 календарных дней;

для организаций с численностью от 101 до 500 человек:

– 30 и более человек в течение 30 календарных дней;

– 60 и более человек в течение 90 календарных дней;

для организаций с численностью от 501 и до 3000 человек:

– 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

– 100 и более человек в течение 90 календарных дней;

для организаций с численностью от 3001 и более человек:

– 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

– 200 и более человек в течение 90 календарных дней;

б) ликвидацию организаций (прекращение деятельности работодателем – индивидуальным предпринимателем) с численностью работающих 15 и более человек.

2.3.8. Принимать участие в проведении мероприятий, направленных на содействие занятости населения.

2.3.9. Разрабатывать мероприятия, направленные на повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников.

Содействовать в пределах своих полномочий переобучению на предприятиях города с последующим трудоустройством работников, высвобождение которых связано с созданием или прекращением бизнеса при реализации Генерального плана г. Красноярска и программ развития г. Красноярска.

2.3.10. Участвовать в развитии Национальной системы квалификаций в г. Красноярске.

2.3.11. Размещать на официальных сайтах сторон Соглашения информацию о состоянии рынка труда и уровне безработицы в г. Красноярске согласно официальным данным КГКУ «ЦЗН г. Красноярска».

2.3.12. Содействовать сохранению и развитию занятости: граждан предпенсионного возраста, инвалидов, работников, имеющих несовершеннолетних детей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.

Администрация, Работодатели

2.3.13. Участвовать в пределах своих полномочий в формировании прогноза потребности экономики города в кадрах на среднесрочную перспективу, принимать меры для повышения ее достоверности (качества).

2.3.14. Осуществлять в рамках своей компетенции оптимизацию, реструктуризацию, ликвидацию организаций, подразделений, рабочих мест, изменение форм собственности, полное или частичное приостановление производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест, только после предварительного (не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий) уведомления профсоюзных органов, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

2.3.15. Совместно с КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» разрабатывать мероприятия, направленные на содействие занятости и поддержку высвобождаемых работников в случае предстоящего массового увольнения не позднее, чем за 3 месяца.

2.3.16. Оптимизировать в пределах своих полномочий привлечение иностранных работников с учетом развития экономики города, соблюдая приоритет трудоустройства жителей города.

2.3.17. Содействовать сохранению и созданию рабочих мест для инвалидов.

2.3.18. Проводить в рамках своих полномочий профориентационную работу среди обучающихся общеобразовательных организаций с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

2.3.19. Содействовать совместно с КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» в пределах своих полномочий трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, их закреплению на рабочих местах.

2.3.20. Содействовать в пределах своих полномочий незанятым трудовой деятельностью гражданам в организации собственного дела.

2.3.21. Содействовать организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Работодатели, Профсоюзы

2.3.22. Оказывать содействие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в подготовке квалифицированных специалистов.

2.3.23. Вносить в коллективные договоры и соглашения обязательства, направленные на сохранение рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, подготовку высвобожденных работников, предоставление льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.

Администрация

2.3.24. Способствовать в рамках полномочий при решении вопросов местного значения повышению престижа труда и рабочих профессий.

2.3.25. Проводить в рамках полномочий анализ потребности организаций
г. Красноярска в квалифицированных кадрах и участвовать в формировании предложений о подготовке рабочих и специалистов по профессиям (специальностям).

2.3.26. Принимать меры по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления, предоставлять сторонам социального партнерства полную, достоверную и своевременно информацию о принимаемых мерах.

Работодатели

2.3.27. Своевременно представлять в КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» в порядке, определенном законодательством:

– информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

– информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

– информацию о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

– информацию о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, приостановке производства.

2.3.28. Предусматривать включение в коллективные договоры пунктов по финансированию мероприятий, направленных на:

– профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников;

– смягчение негативных социальных последствий высвобождения работников;

– наставничество и адаптацию молодых работников на предприятии;

– повышение привлекательности рабочих мест.

2.3.29. Взаимодействовать в пределах своих полномочий с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования по вопросам подготовки кадров. Предоставлять рабочие места для прохождения обучающимися этих организаций производственной практики.

2.3.30. Рассматривать в пределах своей компетенции возможность создания временных рабочих мест для проведения общественных работ для ищущих работу и безработных граждан, направленных
КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» в организации.

2.3.31. Рекомендовать разрабатывать и осуществлять меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивать действие коллективного и трудовых договоров.

2.3.32. Создавать условия для карьерного (должностного) и профессионального роста работников организации.

2.3.33. При приеме на работу знакомить работника с коллективным договором, действующим в организации, территориальным и отраслевым соглашениями в сфере труда, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

2.3.34. Обеспечивать сохранность архивных документов, подтверждающих страховой стаж и заработную плату работников, осуществлять передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации организации – архивным органам.

Профсоюзы

2.3.35. Разрабатывать дополнительные меры по защите членов профсоюзов при массовых высвобождениях работников.

2.3.36. При разработке отраслевых соглашений и коллективных договоров добиваться:

– создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников;

– выработки системы мер по материальной поддержке работников, увольняемых в связи с сокращением численности (штатов), ликвидации, реорганизации или банкротства организаций;

– закрепления в организациях молодых специалистов и молодых рабочих.

2.3.37. Предоставлять бесплатную юридическую помощь, консультации членам профсоюза. Представлять интересы членов профсоюза, профсоюзных организаций в судебных органах.

2.3.38. Осуществлять контроль в рамках полномочий за соблюдением в организациях законодательства в вопросах приема, увольнения, сокращения численности, предоставления гарантий, льгот, в том числе при смене собственника имущества и ее реорганизации.

2.4. В области охраны труда и здоровья населения

Администрация, Работодатели, Профсоюзы

2.4.1. Добиваться обязательного включения в коллективные договоры и соглашения раздела «Охрана труда», с указанием в нем:

– мероприятий по улучшению условий и охраны труда, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– мероприятий по развитию физической культуры и спорта;

– гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

2.4.2. Содействовать проведению обучения и проверки знаний в области трудового законодательства и охраны труда работников, включая руководителей и специалистов служб охраны труда, членов комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

2.4.3. Проводить разъяснительную работу об ответственности работников за несоблюдение требований охраны труда, неприменение средств индивидуальной и коллективной защиты.

2.4.4. Содействовать проведению специальной оценки условий труда в организациях, созданию и функционированию в организациях системы управления охраной труда, проведению мероприятий по оценке и управлению профессиональными рисками.

2.4.5. Содействовать созданию, восстановлению и укреплению служб охраны труда, созданию комитетов (комиссий) по охране труда в организациях, а также развитию сервисного обслуживания в сфере охраны труда.

2.4.6. Организовывать проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта в сфере охраны труда.

Администрация, Работодатели

2.4.7. Проводить совещания по вопросам охраны труда, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины, снижение производственного травматизма, профессиональных заболеваний, соблюдение требований промышленной безопасности.

2.4.8. В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда разрабатывать в пределах своих полномочий конкретные мероприятия по охране труда (программы, планы, соглашения и др.) и финансировать их в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

2.4.9. Обеспечивать проведение специальной оценки условий труда с участием представителей первичных профсоюзных организаций в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда», мероприятий по оценке и управлению профессиональными рисками.

Администрация, Профсоюзы

2.4.10. Участвовать в пределах своих полномочий в расследовании тяжелых, групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях, у индивидуальных предпринимателей.

Администрация

2.4.11. Проводить в пределах своих полномочий мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях г. Красноярска.

Работодатели

2.4.12. Обеспечивать безопасные условия труда, полноту предоставляемых компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, соблюдение законов и нормативных правовых актов по охране труда.

2.4.13. Информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, сроках проведения специальной оценки условий труда, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

2.4.14. Предусматривать в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным по охране труда профсоюзов, членов комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием и условиями труда на период их участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, а также на период их обучения по охране труда.

2.4.15. Обеспечивать обучение и проверку знаний по охране труда руководителей, специалистов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда.

2.4.16. Обеспечивать финансирование проведения обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2.4.17. Обеспечивать приобретение и выдачу работникам средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими Типовыми отраслевыми нормами и Правилами, а также осуществлять контроль за правильностью их применения.

2.4.18. Создавать условия для осуществления контроля за соблюдением на рабочих местах требований норм и Правил по охране труда уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных организаций, а также членами комитетов (комиссий) по охране труда.

2.4.19. Предоставлять сведения администрации г. Красноярска для проведения мониторинга о состоянии условий и охраны труда.

2.4.20. Выплачивать лицам, имеющим законное право на возмещение вреда, связанного со смертью кормильца в результате несчастного случая на производстве, единовременное пособие на каждого иждивенца в размере и порядке, установленных в коллективных договорах, но не менее 20 минимальных размеров оплаты труда.

2.4.21. В случае установления работнику инвалидности вследствие несчастного случая на производстве либо установления профессионального заболевания работодатель обязуется единовременно выплатить пострадавшему компенсацию в размере и порядке, установленных в коллективных договорах, но не менее:

– 12 минимальных размеров оплаты труда — при 1-й группе инвалидности;

– 9 минимальных размеров оплаты труда — при 2-й группе инвалидности;

– 6 минимальных размеров оплаты труда — при 3-й группе инвалидности.

Профсоюзы

2.4.22. Взаимодействовать со службами контрольно-надзорных органов, с которыми заключены соответствующие договоры и соглашения в проведении контроля за состоянием охраны труда, проведением специальной оценки условий труда, выполнением мероприятий, соглашений, коллективных договоров в организациях, где имеются профсоюзные организации.

2.4.23. Защищать интересы членов профсоюза, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания.

2.4.24. Продолжить работу по совершенствованию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Обеспечивать им методическую и консультационную помощь, проводить совместно с работодателями их обучение по охране труда.

2.4.25. Оказывать бесплатную консультативную и практическую помощь членам профсоюзов в защите их права на безопасные условия труда, представлять их интересы в органах государственной власти, в суде и других органах.

2.4.26. Разрабатывать и внедрять методические рекомендации профсоюзному активу по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением условий и охраны труда.

2.4.27. Осуществлять контроль состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

2.4.28. Участвовать в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, мероприятиях по оценке и управлению профессиональными рисками.

2.5. В сфере развития системы социального партнерства

Стороны Соглашения, рассматривая социальное партнерство как сотрудничество в выработке согласованных принципов проведения социально-экономической политики г. Красноярска и в решении важнейших проблем, считают необходимым в предстоящий период определить и реализовать меры, направленные на повышение статуса городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Администрация, Работодатели, Профсоюзы

2.5.1. Обеспечивать ведение коллективных переговоров по подготовке проектов соглашений, изменений, дополнений в соглашения и предоставлять сторонам имеющуюся информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

2.5.2. Способствовать и оказывать взаимную поддержку в проведении работы по вовлечению организаций в систему социального партнерства для осуществления более полной защиты социально-трудовых и связанных с ними экономических прав работников и работодателей.

2.5.3. Информировать стороны о принимаемых решениях и нормативных правовых актах по вопросам, включенным в Соглашение.

2.5.4. Признавать отраслевые (межотраслевые), тарифные и территориальные соглашения, коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального мира и способствовать заключению коллективных договоров.

2.5.5. Проводить ежегодные встречи профсоюзного актива и представителей Работодателей с участием Главы города.

2.5.6. Принимать меры по предупреждению коллективных трудовых споров, содействовать деятельности в организациях и у индивидуальных предпринимателей комиссий по трудовым спорам.

2.5.7. Организовать и ежегодно проводить конкурс «На лучшую организацию по развитию социального партнерства и охраны труда» с утверждением итогов на заседании городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2.5.8. Не допускать в содержании коллективных договоров условий, ухудшающих положение работников по сравнению с настоящим Соглашением и действующим законодательством.

2.5.9. Проводить мероприятия по пропаганде и распространению передового опыта в сфере социального партнерства.

2.5.10. При выполнении Соглашения соблюдать принципы социальной ответственности.

Администрация, Работодатели

2.5.11. Обеспечивать в пределах своих полномочий условия для функционирования Профсоюзов и их выборных органов, реализации прав и гарантий профсоюзной деятельности, содействовать созданию Профсоюзов в организациях.

Администрация, Профсоюзы

2.5.12. Оказывать в пределах своих полномочий правовую и методическую помощь представителям Работодателей и работников по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений, применения трудового законодательства.

Администрация

2.5.13. Проводить в установленном порядке уведомительную регистрацию коллективных договоров, территориальных (отраслевых) соглашений, контролировать их выполнение. Выявлять условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В случаях неустранения условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством, сообщать об этом в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае.

2.5.14. Обеспечивать участие представителей сторон социального партнерства в работе комиссий, рабочих групп, образуемых администрацией г. Красноярска, при рассмотрении социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2.5.15. Включать Федерацию профсоюзов Красноярского края, краевые объединения Работодателей в перечень организаций, которым осуществляется рассылка правовых актов, касающихся вопросов социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2.5.16. Обеспечивать условия для участия сторон социального партнерства в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере труда, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Работодатели

2.5.17. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно и бесплатно перечислять на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

2.5.18. Предоставлять профсоюзному активу, не освобожденному от основной работы, время для исполнения общественных обязанностей в организации в согласованные сроки с сохранением заработной платы. Условия предоставления времени определяются коллективным договором.

2.5.19. Обеспечивать включение представителей профсоюзных организаций в состав выборных коллегиальных органов управления, в состав комиссий при реорганизации и ликвидации организаций.

Профсоюзы

2.5.20. Организовывать обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых и социально-экономических отношений, по практике заключения коллективных договоров.

2.5.21. Инициировать заключение коллективных договоров, осуществлять контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров, участвовать в выявлении, предупреждении и разрешении коллективных трудовых споров.

2.5.22. Отдавать предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.

2.6. В области социальной политики

Администрация, Работодатели, Профсоюзы

2.6.1. Эффективно использовать в пределах своих полномочий бюджетные средства, средства организаций и профсоюзов на организацию отдыха и лечения работников и членов их семей, лиц предпенсионного возраста, отдыха и оздоровления детей и иных категорий населения.

2.6.2. Принимать в пределах своих полномочий участие в финансировании социально-культурных, спортивных, оздоровительных мероприятий, вовлекать лиц предпенсионного возраста к участию в данных мероприятиях.

2.6.3. Создавать в рамках своей компетенции условия для социальной адаптации на рынке труда лиц предпенсионного возраста, женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивать профессиональное обучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

2.6.4. Оказывать в рамках своих полномочий содействие медицинским организациям в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения, особенно лиц предпенсионного возраста, в части предоставления оплачиваемых дней для прохождения работниками медицинских обследований (консультаций) в медицинских организациях по месту прикрепления работника.

2.6.5. Участвовать в осуществлении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения и дополнительного профессионального обучения работников предпенсионного возраста, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей в соответствии с действующим законодательством.

2.6.6. Участвовать в организации и проведении отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей, а также детей, чьи родители заняты в бюджетной сфере, в соответствии с действующим законодательством.

Работодатели и Профсоюзы

2.6.7. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать:

– преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата: работников предпенсионного возраста;

– работников, имеющих несовершеннолетних детей;

– если оба родителя трудятся в данной организации;

– родителей, воспитывающих детей в одиночку.

2.6.8. При заключении коллективных договоров и соглашений рассматривать возможность включения мероприятий по:

– развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах;

– предоставлению гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

– финансированию на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников в лечебных и оздоровительных учреждениях.

Администрация

2.6.9. Осуществлять в пределах своих полномочий мероприятия в сфере улучшения жилищных условий работников муниципальных предприятий и учреждений системы образования, культуры, спорта, социальной защиты населения, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, краевых организаций здравоохранения, переданных в государственную собственность Красноярского края из муниципальной собственности г. Красноярска, в порядке, установленном правовыми актами г. Красноярска, в том числе:

– постановлением администрации г. Красноярска от 19.12.2013 № 736 «Об утверждении Положения о порядке предоставления муниципальных жилых помещений в общежитиях»;

– постановлением администрации г. Красноярска от 14.08.2015 № 539 «Об утверждении Положения о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда города Красноярска»;

– постановлением администрации г. Красноярска от 28.06.2012 № 281 «Об утверждении положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности».

Профсоюзы

2.6.10. Оказывать консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты: наемных работников – членов профсоюза, работников предпенсионного возраста – членов профсоюза, пенсионеров, инвалидов.

3. ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ

3.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2022 года и действует по 31 декабря 2024 года. Стороны имеют право один раз продлить действие Соглашения на срок не более трех лет.

3.2. Соглашение действует в отношении:

– всех Работодателей, являющихся членами объединений Работодателей, заключивших Соглашение. Прекращение членства в объединении Работодателей не освобождает Работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение Работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнить обязательства, предусмотренные этим Соглашением;

– Работодателей, не являющихся членами объединения Работодателей, заключивших Соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;

– Администрации г. Красноярска в пределах взятых на себя обязательств;

– всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеуказанными Работодателями.

3.3. Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других работодателей в течение всего срока его действия путем направления сообщения в департамент экономической политики и инвестиционного развития г. Красноярска (в письменной форме) о присоединении к Соглашению.

Неприсоединение к Соглашению не является препятствием для его выполнения.

3.4. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

3.5. Изменение и дополнение Соглашения производятся по взаимному согласию сторон.

3.6. Досрочное прекращение действия Соглашения возможно только по взаимному соглашению сторон.

3.7. Выполнение Соглашения обеспечивается сторонами социального партнерства.

3.8. Контроль за выполнением Соглашения осуществляют стороны социального партнерства, городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

3.9. Каждая из сторон социального партнерства разрабатывает мероприятия по реализации Соглашения в течение 3 месяцев с момента его подписания.

3.10. Заключение, изменение пунктов Соглашения, требующих финансирования за счет средств бюджета г. Красноярска, осуществляется сторонами до внесения в Красноярский городской Совет депутатов соответствующего проекта бюджета на год, относящийся к сроку действия Соглашения.

3.11. После подписания Соглашения Администрация опубликовывает текст Соглашения в газете «Городские новости» с предложением работодателям, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к Соглашению.

3.12. Стороны договорились, что коллективные переговоры о заключении очередного Соглашения будут начаты не позднее 3 месяцев до окончания действия настоящего Соглашения.

Глава города Красноярска С.В. ЕРЕМИН

Председатель Федерации профсоюзов Красноярского края О.Х. ИСЯНОВ

Председатель регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края» Ю.П. ВАСИЛЬЕВ

Президент некоммерческого партнерства работодателей «Союз товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края» Р.Г. ГАЛЕЕВ


[1] Организация – юридическое лицо любой формы собственности и ведомственной принадлежности.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края