“Без партнерских отношений не может быть ни сильного государства, ни благополучного общества”

Социальное партнерство не теряет своей актуальности ни для Федерации профсоюзов Красноярского края, ни для других сторон трехстороннего диалога, поскольку из всех имеющихся форм взаимодействия власти, бизнеса и профсоюзов является наиболее организованной и реально действующей структурой.

И эту тему на протяжении 2021 года дважды обсуждали на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также на рабочем совещании с главами городских и муниципальных округов и районов Красноярского края.

О состоянии социального партнерства на карте региона рассказывает заместитель председателя ФПКК Лариса СОЛОВЬЯН.


Лариса СОЛОВЬЯН, заместитель председателя ФПКК

– Как вы оцениваете динамику социального партнерства на уровне муниципальных образований в крае?

– Все стороны убеждены, что система социального партнерства – это единственный работоспособный и конструктивный механизм для решения трудовых конфликтов, который эффективно используется во всем цивилизованном мире. Без партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни благополучного общества – здесь нужен диалог на равных всех сторон социального партнерства.

На сегодняшний день в городских и муниципальных округах,  муниципальных районах Красноярского края создано 46 координационных советов организаций профсоюзов, сформированы 43 территориальные трехсторонние комиссии, заключено 34 территориальных трехсторонних соглашения.

Но пока преждевременно говорить, что структура и содержание социального партнерства полностью отработаны и дают стопроцентный результат.

Для полного понимания состояния социального партнерства в муниципальных образованиях был проведен мониторинг текущей ситуации.

– Что показал мониторинг? И какие факторы влияют на уровень развития соцпартнерства? 

– Согласно анализу данных, социальное партнерство на территориальном уровне развивается с разной степенью эффективности. И на это есть несколько причин, которые тормозят развитие соцпартнерства.

Во-первых, недостаточное количество профсоюзных организаций в реальном секторе экономики. Во многих муниципальных образованиях профсоюзные организации имеются только в бюджетных отраслях и ЖКХ, где уже отлажена система заключения двухсторонних отраслевых соглашений на уровне муниципального образования (района, города). А отсутствие профсоюзных организаций в других отраслях внебюджетного сектора экономики приводит к тому, что проблемы работников не рассматриваются на заседаниях городских, районных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

 Во-вторых, недостаточная работа краевых объединений работодателей по созданию  своих структур на муниципальном уровне. В некоторых муниципальных образованиях структуры созданы, но не  входят ни в одно краевое объединение, либо в состав союза не вошли  крупные организации данного муниципального образования, охватывающие большую часть работающих, следовательно, установление каких-либо условий труда в соглашениях не будут распространяться на данных работников.

В-третьих, разница интересов, которая приводит к непониманию роли социального партнерства в развитии территории как органами местного самоуправления, так и работодателями и председателями координационных советов организаций профсоюзов.

Также добавлю, что большинство председателей районных, городских координационных советов профсоюзов являются не освобожденными от основной деятельности, это существенно сужает рамки их участия в защите социально-трудовых прав и интересов работников на уровне муниципального образования. Кроме того, в 2020-2021 годах  прошли выборы в первичных профсоюзных организациях и были избраны новые председатели, многие из которых не включились в процесс работы в  силу отсутствия знаний и опыта взаимодействия в рамках трехстороннего сотрудничества.

– Какие меры необходимо сегодня предпринять, чтобы  переломить сложившуюся ситуацию?

– Для создания институтов социального партнерства на территориальном уровне нужно возобновить посещение территориальных образований рабочей группой краевой трехсторонней комиссии – и эта позиция была поддержана тремя сторонами.

Важно не только формировать соответствующие органы на муниципальном уровне, но и обучать их вопросам социального партнерства,  пошагово  рассказывать  о действиях каждой стороны для налаживания эффективного взаимодействия. И Федерация профсоюзов Красноярского края готова предоставить  площадку для этого – Восточно-Сибирский региональный  учебный центр профсоюзов. Учебный центр имеет филиалы в Лесосибирске и Шарыпово.

 Кроме того, считаем своевременным и необходимым систематически рассматривать на  краевой трехсторонней комиссии опыт работы муниципальных образований и городских округов о состоянии социального партнерства на территориальном уровне. На декабрьском заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений опытом социального партнерства поделились  представители Назарово и Дивногорска.  А в начале этого года заслушивался опыт работы сторон социального партнерства в Ужурском  районе. Комиссия отметила, положительный результат работы территориальной трехсторонней комиссии, однако стороной профсоюзов была высказана серьезная озабоченность по вопросу полной ликвидации действующих в Ужурском районе первичных профсоюзных организаций в сфере ЖКХ.

Федерация профсоюзов Красноярского края считает, что такая ситуация недопустима на всех уровнях социального партнерства. Комиссия разделяет позицию профсоюзов, поэтому в адрес глав муниципальных образований было направлено обращение за подписью заместителя председательства правительства – Верещагина Сергея Викторовича (Прим. ред. – приводим полный текст обращения), об оказании всестороннего содействия и поддержки инициатив коллективов по созданию первичных профсоюзных организаций.

Подводя итоги, отмечу, что формат рассмотрения  вопросов развития социального партнерства на территориальном уровне с участием руководителей органов местного самоуправления должен быть продолжен, так как это позволяет обмениваться опытом работы, своевременно определять причины сбоев в системе социального партнерства в муниципальных образованиях и оказывать необходимую помощь.


Главам муниципальных образований Красноярского края
О социальном партнерстве
Социальное партнерство, как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направлено на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Его правовая основа, принципы и задачи определены Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 “О социальном партнерстве”.Развитие экономических отношений приводит к необходимости выстраивания конструктивного диалога между властью, профсоюзами и работодателями на всех уровнях. В частности, в Красноярском крае сложилась система социального партнерства на региональном и муниципальном уровнях.

На сегодняшний день на территории региона действуют: краевое трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Красноярского края, Федерацией профсоюзов Красноярского края и краевыми объединениями работодателей на 2020 – 2022 годы (далее краевое трехстороннее соглашение), 6 отраслевых соглашений, более 60 территориальных трехсторонних и иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, порядка 3,5 тысяч коллективных договоров. На регулярной основе муниципальные образования и работодатели принимают активное участие в ежегодном смотре-конкурсе “За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства”.Однако в части муниципальных образований эта работа организована недостаточно или практически не ведется. Это такие территории как: города Боготол, Бородино, Дивногорск, Минусинск; Ачинский, Балахтинский, Бирилюсский, Богучанский, Большеулуйский, Емельяновский, Ермаковский, Ирбейский, Казачинский, Курагинский, Манский, Минусинский, Мотыгинский, Назаровский, Новоселовский, Партизанский, Саянский, Северо-Енисейский, Сухобузимский, Тасеевский, Туруханский районы; Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы.

В целях выстраивания конструктивного взаимодействия по вопросам социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений между сторонами социального партнерства, руководствуясь действующим законодательством и краевым трехсторонним соглашением, прошу вас активизировать работу по развитию системы социального партнерства на уровне муниципальных образований, в том числе в части организации системной работы сторон социального партнерства в целях заключения территориального трехстороннего соглашения и создания территориальной трехсторонней комиссии, а также оказывать всестороннее содействие и поддерживать инициативу коллективов по созданию первичных профсоюзных организаций.

Заместитель председателя Правительства края С.В. Верещагин

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края