Социальное партнерство не теряет своей актуальности ни для Федерации профсоюзов Красноярского края, ни для других сторон трехстороннего диалога, поскольку из всех имеющихся форм взаимодействия власти, бизнеса и профсоюзов является наиболее организованной и реально действующей структурой.
И эту тему на протяжении 2021 года дважды обсуждали на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также на рабочем совещании с главами городских и муниципальных округов и районов Красноярского края.
О состоянии социального партнерства на карте региона рассказывает заместитель председателя ФПКК Лариса СОЛОВЬЯН.

– Как вы оцениваете динамику социального партнерства на уровне муниципальных образований в крае?
– Все стороны убеждены, что система социального партнерства – это единственный работоспособный и конструктивный механизм для решения трудовых конфликтов, который эффективно используется во всем цивилизованном мире. Без партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни благополучного общества – здесь нужен диалог на равных всех сторон социального партнерства.
На сегодняшний день в городских и муниципальных округах, муниципальных районах Красноярского края создано 46 координационных советов организаций профсоюзов, сформированы 43 территориальные трехсторонние комиссии, заключено 34 территориальных трехсторонних соглашения.
Но пока преждевременно говорить, что структура и содержание социального партнерства полностью отработаны и дают стопроцентный результат.
Для полного понимания состояния социального партнерства в муниципальных образованиях был проведен мониторинг текущей ситуации.
– Что показал мониторинг? И какие факторы влияют на уровень развития соцпартнерства?
– Согласно анализу данных, социальное партнерство на территориальном уровне развивается с разной степенью эффективности. И на это есть несколько причин, которые тормозят развитие соцпартнерства.
Во-первых, недостаточное количество профсоюзных организаций в реальном секторе экономики. Во многих муниципальных образованиях профсоюзные организации имеются только в бюджетных отраслях и ЖКХ, где уже отлажена система заключения двухсторонних отраслевых соглашений на уровне муниципального образования (района, города). А отсутствие профсоюзных организаций в других отраслях внебюджетного сектора экономики приводит к тому, что проблемы работников не рассматриваются на заседаниях городских, районных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Во-вторых, недостаточная работа краевых объединений работодателей по созданию своих структур на муниципальном уровне. В некоторых муниципальных образованиях структуры созданы, но не входят ни в одно краевое объединение, либо в состав союза не вошли крупные организации данного муниципального образования, охватывающие большую часть работающих, следовательно, установление каких-либо условий труда в соглашениях не будут распространяться на данных работников.
В-третьих, разница интересов, которая приводит к непониманию роли социального партнерства в развитии территории как органами местного самоуправления, так и работодателями и председателями координационных советов организаций профсоюзов.
Также добавлю, что большинство председателей районных, городских координационных советов профсоюзов являются не освобожденными от основной деятельности, это существенно сужает рамки их участия в защите социально-трудовых прав и интересов работников на уровне муниципального образования. Кроме того, в 2020-2021 годах прошли выборы в первичных профсоюзных организациях и были избраны новые председатели, многие из которых не включились в процесс работы в силу отсутствия знаний и опыта взаимодействия в рамках трехстороннего сотрудничества.
– Какие меры необходимо сегодня предпринять, чтобы переломить сложившуюся ситуацию?
– Для создания институтов социального партнерства на территориальном уровне нужно возобновить посещение территориальных образований рабочей группой краевой трехсторонней комиссии – и эта позиция была поддержана тремя сторонами.
Важно не только формировать соответствующие органы на муниципальном уровне, но и обучать их вопросам социального партнерства, пошагово рассказывать о действиях каждой стороны для налаживания эффективного взаимодействия. И Федерация профсоюзов Красноярского края готова предоставить площадку для этого – Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов. Учебный центр имеет филиалы в Лесосибирске и Шарыпово.
Кроме того, считаем своевременным и необходимым систематически рассматривать на краевой трехсторонней комиссии опыт работы муниципальных образований и городских округов о состоянии социального партнерства на территориальном уровне. На декабрьском заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений опытом социального партнерства поделились представители Назарово и Дивногорска. А в начале этого года заслушивался опыт работы сторон социального партнерства в Ужурском районе. Комиссия отметила, положительный результат работы территориальной трехсторонней комиссии, однако стороной профсоюзов была высказана серьезная озабоченность по вопросу полной ликвидации действующих в Ужурском районе первичных профсоюзных организаций в сфере ЖКХ.
Федерация профсоюзов Красноярского края считает, что такая ситуация недопустима на всех уровнях социального партнерства. Комиссия разделяет позицию профсоюзов, поэтому в адрес глав муниципальных образований было направлено обращение за подписью заместителя председательства правительства – Верещагина Сергея Викторовича (Прим. ред. – приводим полный текст обращения), об оказании всестороннего содействия и поддержки инициатив коллективов по созданию первичных профсоюзных организаций.
Подводя итоги, отмечу, что формат рассмотрения вопросов развития социального партнерства на территориальном уровне с участием руководителей органов местного самоуправления должен быть продолжен, так как это позволяет обмениваться опытом работы, своевременно определять причины сбоев в системе социального партнерства в муниципальных образованиях и оказывать необходимую помощь.
Главам муниципальных образований Красноярского края
О социальном партнерстве
Социальное партнерство, как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направлено на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Его правовая основа, принципы и задачи определены Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 “О социальном партнерстве”.Развитие экономических отношений приводит к необходимости выстраивания конструктивного диалога между властью, профсоюзами и работодателями на всех уровнях. В частности, в Красноярском крае сложилась система социального партнерства на региональном и муниципальном уровнях.
На сегодняшний день на территории региона действуют: краевое трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Красноярского края, Федерацией профсоюзов Красноярского края и краевыми объединениями работодателей на 2020 – 2022 годы (далее краевое трехстороннее соглашение), 6 отраслевых соглашений, более 60 территориальных трехсторонних и иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, порядка 3,5 тысяч коллективных договоров. На регулярной основе муниципальные образования и работодатели принимают активное участие в ежегодном смотре-конкурсе “За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства”.Однако в части муниципальных образований эта работа организована недостаточно или практически не ведется. Это такие территории как: города Боготол, Бородино, Дивногорск, Минусинск; Ачинский, Балахтинский, Бирилюсский, Богучанский, Большеулуйский, Емельяновский, Ермаковский, Ирбейский, Казачинский, Курагинский, Манский, Минусинский, Мотыгинский, Назаровский, Новоселовский, Партизанский, Саянский, Северо-Енисейский, Сухобузимский, Тасеевский, Туруханский районы; Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы.
В целях выстраивания конструктивного взаимодействия по вопросам социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений между сторонами социального партнерства, руководствуясь действующим законодательством и краевым трехсторонним соглашением, прошу вас активизировать работу по развитию системы социального партнерства на уровне муниципальных образований, в том числе в части организации системной работы сторон социального партнерства в целях заключения территориального трехстороннего соглашения и создания территориальной трехсторонней комиссии, а также оказывать всестороннее содействие и поддерживать инициативу коллективов по созданию первичных профсоюзных организаций.
Заместитель председателя Правительства края С.В. Верещагин