Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым в мае 2019 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», разработанный во исполнение поручения Президента России по реализации Послания Федеральному Собранию от 20.02.2019 года.
Пунктом 5 указанного Плана мероприятий предусмотрена подготовка и внесение в 2019 году в Правительство Российской Федерации проектов постановлений, предусматривающих признание утратившими силу (не действующими на территории Российской Федерации) с 1 января 2021 года нормативных правовых актов СССР, РСФСР, содержащих обязательные требования в соответствующей сфере регулирования.
В конце сентября 2019 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в адрес Федерации Независимых Профсоюзов России были направлены перечни правовых актов СССР и РСФСР, подлежащих признанию утратившими силу, для направления обоснованных предложений по исключению из данных перечней не потерявших свою актуальность отдельных правовых актов СССР и РСФСР. Данные перечни были перенаправлены ФНПР своим членским организациям. На выполнение указанной работы было дано крайне ограниченное время. Перечни содержали более 20 000 нормативно-правовых актов в различных сферах правового регулирования, в том числе социально-трудовой сфере.
Провести анализ такого количества нормативно-правовых актов буквально за несколько дней фактически нереально, кроме того, полагаем, что не профсоюзы должны обосновывать необходимость оставить тот или иной нормативно-правовой акт, а инициатор “регуляторной гильотины”, то есть Правительство Российской Федерации.
“Регуляторная гильотина” не может заменить реформу законодательства и модернизацию системы регулирования. Важно не только сократить число уже принятых нормативных актов, но и обеспечить принятие качественных, эффективных актов в будущем.
В связи с вышеизложенным, Совет Федерации профсоюзов Красноярского края:
– заявляет решительный протест против реализации механизма «регуляторной гильотины»;
– считает, что подмена постоянной и планомерной работы по гармонизации правовой системы нашей страны единовременными акциями по массовой отмене нормативных правовых актов контрпродуктивна и идёт вразрез с принципами правового государства;
– требует проведения тщательного анализа нормативных правовых актов СССР, РСФСР, содержащих обязательные требования в соответствующей сфере регулирования с участием профсоюзных и других общественных организаций, а также научного сообщества и экспертов в соответствующей сфере деятельности;
– предлагает предусмотреть поэтапное принятие постановлений Правительства РФ, предусматривающих признание утратившими силу (не действующими на территории РФ) указанных нормативных правовых актов по мере анализа фактических последствий принятия того или иного нормативного правового акта;
– считает необходимым сохранить уровень гарантий и льгот работникам при отмене устаревших нормативных правовых актов.
В случае непродуманной отмены нормативно-правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения, которые могут привести к существенному снижению уровня гарантий и льгот в социально-трудовой сфере, «регуляторная гильотина» приведет к резкому обострению социальной напряженности в обществе и массовым уличным протестным акциям.