Красноярский электровагоноремонтный завод был основан в 1898 году и успешно пережил непростые периоды последнего времени, среди них – распад Советского Союза, кризис 1998 года, акционирование и передачу активов из ОАО “РЖД” в частную собственность, никак не связанную с железнодорожным транспортом. Но в последнее время в СМИ было много новостей о сложностях на старейшем машиностроительном гиганте региона.
Предприятие из крупнейшего налогоплательщика, лидера ремонтной отрасли подвижного состава с численностью работников в несколько тысяч человек, превратилось в завод с периодически возникающей задолженностью по заработной плате и налогам, с протестами сокращаемого персонала и убытками. Все происходившее на предприятии стало закономерным итогом некомпетентного управления.
Основной портфель заказов и львиную долю выручки заводу всегда обеспечивал ремонт электропоездов с географией заказов – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Это единственное предприятие России, которое может выполнять работы по ремонту электропоездов переменного тока в полном объеме и в соответствии с требованиями отрасли. Однако из-за непродуманных действий с 2022 года контракты с ОАО “РЖД” были разорваны, ремонт электропоездов ушел из производственной программы. Также в ремонт перестали брать пассажирские вагоны. Большая часть производственных цехов была законсервирована, людей сокращали или они были вынуждены увольняться из-за снизившейся заработной платы.
После смены акционеров в марте 2023 года на предприятие пришел новый генеральный директор Роман Буртовой. Он показал, что новая команда видит в заводе большой потенциал для развития и негативные тенденции последних лет вполне можно переломить. Он сразу же провел совещание с руководством Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава ОАО “РЖД” и обсудил возможность возобновления ремонта электропоездов и их составных частей. В результате достигнуты договоренности, что в ближайшее время будут отремонтированы первые за последний год 7 вагонов. Также прорабатывается перспектива увеличения объемов ремонта электрических машин для “ЛокоТех-Сервиса”, ведется набор персонала на вновь открываемые рабочие вакансии. В этой ситуации самое главное, что остался костяк специалистов, которые смогут обеспечить многократное увеличение объемов производства, есть и все оборудование, и необходимая оснастка для обеспечения принятых решений.
Перед новым руководством завода стоят непростые задачи, в том числе и по долговым обязательствам (задолженность за поставленные ранее материалы и комплектующие, просроченные выплаты по налогам и прочее), которые могут не позволить реализовать все намеченные для возрождения предприятия шаги. В случае, если все причастные к судьбе завода смогут пойти навстречу и помочь пережить это тяжелое время, то предприятие сможет в короткий срок вернуть себе репутацию стабильного и надежного партнера, способного решать любые задачи в сфере ремонта подвижного состава.
Вадим ТОРОПОВ, председатель ППО “Красноярский электровагоноремонтный завод”.
Профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №20-2023