Поговорили с председателем территориальной профорганизации работников краевых образовательных организаций общего и дополнительного образования, подведомственных министерству образования Красноярского края, о важности профсоюзной деятельности.
Нэлля Клим почти 10 лет возглавляет территориальную профсоюзную организацию работников краевых образовательных организаций общего и дополнительного образования, подведомственных министерству образования Красноярского края. Именно столько лет уже существует эта организация. Нелля Васильевна поделилась с газетой “Солидарность. Красноярский выпуск” секретами выстраивания эффективного социального партнерства, рассказала, как работает с активом с учетом большой удаленности краевых ППО друг от друга, как мотивирует членов профсоюза и помогает педагогам избежать профессионального выгорания.
– Нэлля Васильевна, расскажите о себе, о своем профсоюзном стаже и как давно работаете в территориальной профорганизации?
– У меня два высших образования – по специальности “учитель начальных классов” и “педагог-психолог”. Мой общий педагогический стаж составляет 30 лет. Трудилась в детском саду, школе, гимназии, Центре дистанционного образования детей-инвалидов. Параллельно занималась активной общественной деятельностью, которая, на мой взгляд, развивает личностные качества и повышает уровень профессионализма. По своей натуре я общественник.
Когда работала педагогом-психологом, я вступила в региональную общественную организацию “Творческий союз учителей Красноярского края”. Его деятельность направлена на методическое сопровождение педагогов, по сути, это наставническая помощь своим коллегам.
Важным социальным партнером Творческого союза учителей была и остается Красноярская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования. В тесном сотрудничестве мы ни раз организовывали и проводили совместные разработческие семинары, экспертные сессии и другие акции. Это позволило укрепить связи и межличностные контакты членов союза с коллегами из аппарата Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования.
В 2013 году в аппарате Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования созрело решение объединить первичные профорганизации краевых образовательных учреждений: детских домов, школ специального и дополнительного образования, подведомственных министерству образования Красноярского края, и создать территориальную организацию. Возникла необходимость выстроить работу с такими организациями, включая сотрудничество с их учредителем.
В тот же год я устроилась в аппарат Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования. Мне предложили возглавить новую территориальную организацию и начать предвыборную кампанию. В марте 2014 года прошла учредительная конференция, где меня избрали председателем.
– Было сложно начинать работу с нуля? Какой на тот момент у вас был профсоюзный опыт?
– Мой трудовой путь начался в 1983 году, тогда я сразу вступила в профсоюз. Таким образом, мой непрерывный профсоюзный стаж составляет уже почти 40 лет.
Первое время в новом статусе и должности мне было сложно, ведь до избрания председателем территориальной организации я была обычным пассивным членом профсоюза. У меня были слабые представления о деятельности профсоюзных активистов. Спасибо коллегам из аппарата Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования, которые мне очень помогали, подсказывали, разъясняли сложные правовые вопросы и ситуации. Помогают они мне и сейчас.
На первом этапе предстояло как-то сплотить и укрепить первичные профорганизации. Сложность состояла в том, что они сильно рассредоточены по всей территории края, удалены друг от друга. Я стала ездить в командировки, общаться с трудовыми коллективами, погружаться в их проблемы на местах, пыталась тут же оперативно их решать. Но даже сейчас остается ощущение, что не до конца дорабатываю некоторые вопросы, не могу своевременно проконтролировать их решение из-за географической удаленности первичек. То есть, нет возможности быстро прийти к ним ногами и помочь в решении какого-либо вопроса.
Конечно, я использую все современные возможности удаленного общения – по телефону или через Глобальную сеть. Но до сих пор в некоторых профорганизациях (особенно сельских) нет Интернета или его скорость очень низкая. Во время пандемии мы проводили онлайн-мероприятия, но почти половина первичных профорганизаций не могли подключиться из-за плохой связи.
Постепенно мы пришли к режиму двух встреч в год в Красноярске. В начале года проходит пленум территориального комитета. Там представляем отчет о работе за минувший год и утверждаем план деятельности на текущий. Обязательно проводим обучающий семинар для профактива по разным направлениям профсоюзной деятельности (уставные и организационные нормы, мотивация профсоюзного членства, охрана труда, информационная работа и другое). Во втором полугодии организуем также семинар-тренинг и групповые консультации. Таким образом, нам удается обучать профактив по разной тематике два раза в год.
В начале деятельности территориальной организации процент членства в первичных профорганизациях был невысоким, сейчас ситуация стала гораздо лучше, но, конечно, есть еще к чему стремиться. В настоящее время в территориальную профорганизацию входят 38 ППО. Председателей, освобожденных от основной работы, нет нигде. Я понимаю, что профсоюзная деятельность – хоть и полезная, но это большая дополнительная нагрузка. Поэтому, стараюсь упростить и облегчить для профактива выполнение профсоюзных задач: отправляю в первички макеты коллективных договоров, дополнительных соглашений, составленные юристами Профсоюза, бланки отчетной документации, письменные правовые консультации, разного рода информационную продукцию и другое. Председатели и профкомы ППО краевых образовательных учреждений ведут большую работу: выстраивают отношения с работодателем, заключают коллективные договоры, согласовывают локально-нормативные документы учреждения, решают проблемы членов профсоюза.
– Вам удалось выстроить работу с социальными партнерами?
– В системе образования региона действует главный акт социального партнерства – Отраслевое соглашение по учреждениям, находящимся в ведении министерства образования Красноярского края, на 2022-2024 годы. Оно заключено с Красноярской краевой организацией Профессионального союза работников народного образования и науки РФ. Все утвержденные нормы Отраслевого соглашения неукоснительно соблюдаются тремя сторонами – работодателем, учредителем и Профсоюзом.
Когда я пришла работать, председатель Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования Людмила Косарынцева поставила задачу – обсуждать трудовые ситуации работников совместно не только с работодателями, но и с учредителем краевых образовательных учреждений – министерством образования Красноярского края. Предстояло выстроить работу с начальниками разных отделов министерства, установить контакт со специалистами. По прошествии почти 10 лет могу сказать, что уже наработана хорошая практика – совместно мы решили немало вопросов в пользу работников краевых образовательных учреждений. Они касались заработной платы, условий труда, дополнительной нагрузки. Специалисты министерства откликаются на все мои запросы, при необходимости дают рекомендации. В министерстве образования Красноярского края считают важным соблюдать нормы Трудового кодекса РФ, обеспечивать соблюдение прав работников.
Еще одно направление социального партнерства – это взаимодействие с руководителями краевых образовательных учреждений. К сожалению, бывает иногда такое, что руководители краевых образовательных учреждений могут импульсивно, неосознанно или, наоборот, выполняя волю учредителя, нарушать трудовые права работников. В таких случаях для решения вопроса я провожу собственное расследование – сначала связываюсь с работодателем, потом с учредителем, получаю разъяснения. Были случаи, когда учредитель менял свою позицию. Также мы помогаем краевым образовательным учреждениям подготовиться к проверке различных надзорных органов, оформить документы, привести в соответствие условия труда.
– Какую роль отводите обучению профактива?
– В профсоюзной деятельности всегда есть чему учиться. Я работаю в Профсоюзе уже почти 10 лет, и до сих пор возникают вопросы, на которые нужно искать ответы. Поэтому, конечно, мы обучаем профактив. Проводим для них семинары по правовой тематике, социальному партнерству, обсуждаем актуальные вопросы трудового законодательства. Были у нас семинары по профсоюзной мотивации, формированию профсоюзной команды. Многие, кто только вступают в профсоюз, мало знают и понимают деятельность этой организации. Особенно если не состояли в ней ранее. Поэтому такие семинары и тренинги очень важны и полезны.
В марте этого года для профактива территориальной организации мы провели обучающий семинар по информационной работе. Преподавателями стали представители Федерации профсоюзов края, заместитель председателя ФПКК, главный редактор газеты “Солидарность. Красноярский выпуск” Валерий Хоботков и заведующий информационно-редакционным отделом ФПКК Александр Гунько. Членам профкомов первичных профсоюзных организаций преподаватели представили разнообразные возможности грамотно организованной информационной работы, благодаря которым у работников будет четкое понимание, что такое “профессиональный союз”, они смогут рассказывать членам коллектива о работе организации, и, самое важное, создавать и поддерживать положительный имидж профсоюзной организации и профсоюза в целом. Профактивисты посмотрели на практике, как нужно использовать мессенджеры и возможности профсоюзного стенда, сочиняли звучные слоганы, придумывали яркие плакаты и акции в нестандартной форме, готовились к выступлению перед СМИ и даже снимали видеоролик.
В этом году мы планируем организовать встречу с членами профкомов первичек краевых образовательных учреждений. Члены профкомов будут анализировать слабые и сильные стороны профсоюзной деятельности, свою роль в профсоюзной команде и вклад в общее дело, ставить задачи перед профкомом, решать правовые кейсы.
– 2023 год указом Президента России объявлен Годом наставника и педагога. В рамках этого будете проводить какие-то мероприятия?
– В планах проведение семинаров по наставничеству для членов профкомов и молодых педагогов. Планируем проводить профсоюзные уроки с учащимися старших классов. У нас проходят встречи, на которых профсоюзные лидеры выступают в роли наставников, делятся своим опытом по повышению профсоюзного членства, по охране труда, рассказывают, как разрешить спорную трудовую ситуацию и другое.
Я считаю важным уделять особое внимание реализации творческих возможностей педагогов. В состав территориальной организации входит ППО Краевого Дома работников просвещения. Они проводят различные творческие проекты для работников образования края. Стараюсь привлечь к участию в них все свои первичные профсоюзные организации. Ведь творческая деятельность – это профилактика профессионального выгорания.
Работа педагога очень стрессовая и эмоционально перегруженная. А в учреждениях специального образования работать еще труднее. Ведь там учатся дети с особыми образовательными потребностями. Педагогам нужно вкладывать много ресурсов и энергии в таких ребятишек, чтобы у них появилось поступательное развитие. Также энергозатратна для педагогов работа с родителями таких детей. И это тоже непросто, особенно убедить родителей поверить в своего ребенка и отказаться от завышенных ожиданий и требований. Работать в детском доме тоже психологически очень сложно. Дети, которые оказались в трудной жизненной ситуации, испытывают отчаяние, обиду, страх, незащищенность, отсюда у них – недоверие к окружающим и агрессия.
Безусловно, работая с таким детьми, профессиональное выгорание у педагогов наступает быстрее и интенсивнее. И я уверена, что только творчество, соприкосновение с искусством, поможет смягчить симптомы, возможно даже избежать профессионального выгорания. Педагоги отрываются от своей рутинной работы и окунаются в другой мир, и им это нравится. Участвуя в конкурсах, они общаются и лучше узнают друг друга.
Мне бы хотелось, чтобы все педагоги были вовлечены в конкурсы декоративно-прикладного искусства, в творческие интеллектуальные состязания, в сценическое искусство. Педагог должен быть творческим, с широким интеллектуальным кругозором, чтобы эти качества формировались и у тех, кого он учит и воспитывает.
– Что для вас профсоюз?
Профсоюз – это оберег труда, оберег трудящихся. Такая вот миссия у профсоюза. Во всем мире, включая нашу страну, сформировано трудовое законодательство, которое постоянно совершенствуется. Его должны соблюдать как работники, так и работодатели. Но тем не менее права работников нарушались, нарушаются и будут нарушаться дальше. Пока будет существовать труд, будут сталкиваться интересы работодателей и работников. Нужно вести работу с этими сторонами трудовых отношений, чтобы не допускать нарушения трудового законодательства, чтобы выстроить конструктивные договорные отношения между работодателем и работниками. Такой работой занимается только профсоюз. Это единственная существующая в мире общественная организация, которая законным способом вправе контролировать соблюдение трудового законодательства и не допускать нарушения трудовых прав работников.
– Нелля Васильевна, какие у вас планы на ближайшую перспективу?
– В ближайший месяц планируем собрать молодых педагогов из краевых образовательных учреждений и провести для них полезное обучающее мероприятие, осенью – еще один семинар для профактива территориальной организации. Кроме того, следующий год для территориальной профсоюзной организации – отчетно-выборный. Нужно уже сейчас начинать предвыборную кампанию и готовиться к отчетно-выборной конференции.
Анастасия Майорова, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №20-2023