Как организовать обучение по охране труда сотрудников офисов

Охрана и условия труда

 С 1 сентября 2022 года введены новые Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.

В рамках риск-ориентированного подхода для отдельных видов обучения по охране труда применяются категории риска и учитывается отнесение работодателей в соответствии с действующим законодательством к организациям микро- и малого, среднего и крупного бизнеса.

Предусмотрено, что работодатель формирует перечень работников, которым необходимо пройти обучение по охране труда. При этом предусматривается возможность исключения из указанного перечня работников, реализация трудовой функции которых связана исключительно с эксплуатацией офисной техники.

Обучение руководителей и специалистов по охране труда предусматривает разбивку на отдельные темы в зависимости от профессиональных рисков, которые идентифицированы работодателем в рамках соответствующей процедуры системы управления охраной труда, а также степени их возможного воздействия на конкретного работника.

 При планировании необходимо установить минимальное количество работников, которые должны обучиться в учебном центре (например Восточно-Сибирском региональном учебном центре профсоюзов), которое зависит от среднесписочной численности работников и категории риска организации.

 Можно  распределить обучение по 3 категориям риска:

1 категория:

 Характеристика категории риска

  • В штате только сотрудники офиса, которые работают на ПК, используют офисную и бытовую технику.
  •  Условия труда оптимальные и допустимые.
  •  СИЗ не выдают.
  •  Работники офиса не входят в комиссии/комитеты по ОТ, в т. ч. в комиссию по проверке знаний требований охраны труда, также никто из работников не должен уметь/обязан оказывать первую помощь согласно НПА.

2 категория:

Характеристика категории риска

  • В штате сотрудники офиса, которые работают на ПК, используют офисную, бытовую технику и автомобили.
  • Условия труда оптимальные и допустимые.
  • СИЗ получают работники, которые водят автомобили в служебных целях.
  • Работники офиса не входят в комиссии/комитеты по ОТ.

3 категория:

Характеристика категории риска

  • В штате сотрудники офиса, которые работают на ПК, используют офисную, бытовую технику и автомобили; уборщики; IT-специалисты.
  • Условия труда оптимальные и допустимые.
  • СИЗ получают уборщики и работники, которые водят автомобили в служебных целях.
  • Работники офиса не входят в комиссии/комитеты по ОТ.

Как организовать обучение в организации 1 категории риска

Стоит определить перечень должностей и профессий работников, которых  можно освободить от первичного, повторного инструктажа и обучения по программе Б. Согласно пп. 1354  Правил обучения, утвержденных постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464 (далее — Правила № 2464) освободить можно сотрудников, на рабочих местах у которых оптимальные или допустимые условия труда, а деятельность связана с опасностями от работы с оргтехникой, бытовой техникой и персональными компьютерами.

Внимание!

Когда по результатам оценки профрисков на рабочих местах выявили опасности, связанные с трудовой деятельностью, к примеру опасность физических перегрузок при неудобной рабочей позе или опасность падения тяжелых предметов, освобождать от инструктажей на рабочем месте и обучения по программе Б нельзя. Либо необходимо провести мероприятия, чтобы устранить выявленные профриски, либо организовать обучение.

Вводный инструктаж обязательно проводят до начала выполнения трудовых функций для новичков и всех, кто участвует в производственной деятельности.

Нужно провести вводный инструктаж с работниками офиса разово при приеме на работу. На занятии рассказать о безопасных методах и приемах выполнения работ при обращении с персональным компьютером, оргтехникой и бытовой техникой.

В офисах с  условиями  работы 1 уровня проще направить в учебный центр всех руководителей, которым требуется обучение по программе А.  Иначе для обучения внутри организации придется регистрироваться в реестре Минтруда, вести в ЕИСОТ реестр обученных лиц, разрабатывать дополнительную документацию, назначать работников для обучения, комиссию по проверке знаний и обучить их всех в учебном центре.

Обучение по программе  А  проходят при трудоустройстве и с  периодичностью не реже 1 раза в 3 года. Необходимо контролировать сроки обучения и своевременно организовывать обучение для руководителей.

Закон не устанавливает, какие приказы нужны, чтобы организовать обучение. Приказы издаются по необходимости, например при назначении ответственных и создании комиссий.

Необходимо подготовить программу вводного инструктажа с информацией о безопасных методах и приемах выполнения работ, с информацией об опасностях от  персональных компьютеров, оргтехники, бытовой техники и других опасностях, не связанных с производственной деятельностью (п. 10 Правил № 2464) и утвердить ее у руководителя.

В документе для удобства рекомендуется прописать текст инструктажа, а не только список тем, которые нужно осветить на занятии. Правила № 2464 не требуют регистрировать проведение инструктажей в журнале. Они не устанавливают конкретную форму или название документа, который должен оформить работодатель. Поэтому можно самостоятельно определить, в каком формате регистрировать инструктажи по охране труда, например, в журнале или личной книжке работника (п. 3 письма Минтруда от 30.05.2022 № 15-2/В-1677). При регистрации укажите в документе информацию из пункта 86 Правил № 2464.

Необходимо утвердить у директора перечень профессий и должностей работников, которых освобождаете от первичного инструктажа на рабочем месте, а также локальным нормативным актом, которым утверждаются  результаты планирования обучения по охране труда. Если в организации нет текучести кадров и численность по каждому виду обучения редко меняется, можно прописать результаты планирования в положении о порядке обучения.

Если  будет принято решение обучать по программе А внутри организации, то необходимо  подготовить методическую базу — программу обучения минимум на 16 часов, экзаменационные билеты и учебные наглядные материалы. При подготовке нужно учитывать примерный перечень тем для занятий из пункта 1 приложения 3 к Правилам № 2464. Руководители и специалисты, которые будут проводить обучение и проверять знания, назначаются приказом и  предварительно направляются на обучение в учебный центр.

Как организовать обучение  в организации  2 категории риска

Работников, источниками опасности для которых являются только ПК, оргтехника и бытовая техника можно освободить от первичного, повторного инструктажа и обучения по программе Б .

Работников, которые водят машины, освободить нельзя. Автомобиль — дополнительный источник опасности, поэтому работники должны проходить первичный и повторные инструктажи на рабочем месте. Кроме того, для этой категории работников требуется обучение первой помощи и безопасным методам и приемам выполнения работ по программе Б (подпункт «г» п. 33подпункт «в» п. 53 Правил № 2464).

Руководителя организации, его заместителя с обязанностями по охране труда, руководителей структурных подразделений и их заместителей нельзя освобождать от обучения по программе А. Также нельзя освободить от обучения по программе Б руководителей, которые будут проводить инструктажи на рабочем месте водителям автомобилей (пп. 5354 Правил № 2464).

От первичных и повторных инструктажей на рабочем месте можно освободить всех руководителей и  заместителей, для которых профессиональные опасности связаны только с ПК, оргтехникой и бытовой техникой (п. 13 Правил № 2464).

Со всеми работниками офиса проводится вводный инструктаж до начала трудовой деятельности. Для сотрудников, которые используют автомобили, организуются первичный и повторные один раз в шесть месяцев инструктажи на рабочем месте. Их проводят непосредственные руководители, которые прошли в учебном центре обучение по оказанию первой помощи и программе Б (подпункт «а» п. 33подпункт «е» п. 53 Правил № 2464). Инструктаж должен содержать информацию о безопасном использовании автомобиля, правилах оказания первой помощи, способах проверки исправности СИЗ.

Работников, которые водят автомобили, необходимо обучать оказанию первой помощи и по программе Б один раз в три года. Делать это можно в учебном центре или внутри организации.

Для внутреннего обучения потребуется создать комиссию, члены которой прошли обучение в учебном центре по программам А, Б и оказанию первой помощи.

Внимание!

Для обучения  по программе  оказания первой помощипотребуется преподаватель, который прошел подготовку по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации и  обучение по программе, составленной в соответствии с перечнем тем по  приложению 2  Правил № 2464 (п. 35 Правил № 2464). В качестве преподавателя можно подготовить своего работника или привлечь специалиста по договору гражданско-правового характера. 

Необходимо подготовить программу и журнал вводного инструктажа, утвердить перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от первичного инструктажа. Для удобства  можно подготовить перечни работников, которые должны проходить обучение по программам А, Б, а также список работников, которые используют автомобили. Обязательно нужно утвердить  локальным нормативным актом результаты планирования обучения по охране труда.

Правила № 2464 не обязывают работодателей разрабатывать программы инструктажей на рабочем месте, но и не запрещают. Поэтому, если работникам вашей организации удобно использовать программы как план инструктажа, можно актуализировать их и применять в работе. При разработке обязательно необходимо  использовать инструкции и правила по ОТ, утвержденные в организации.

Стоит разработать программу обучения по оказанию первой помощи, если планируете обучать работников внутри организации. Минимальный перечень тем, которые нужно включить в программу, указан в приложении 2 к Правилам № 2464. Программа должна быть рассчитана минимум на 8 часов,  в которой  не менее 4 часов должна быть практическая часть.

Для обучения внутри организации по программе  А  необходимо разработать программу и включить в нее темы из пункта 1 приложения 3 к Правилам № 2464.  Эта программа  должна быть  рассчитана минимум на 16 часов. Для обучения по программе Б разрабатывается программа для обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, связанных с управлением автомобилем. Программа  должна быть рассчитана минимум на 16 часов, причем не менее 4 часов обучения  должно отводиться на практические занятия (п. 49 Правил № 2464).

Как организовать обучение в организации 3 категории риска 

Также нужно составить перечень работников, источниками опасности для которых являются только ПК, оргтехника и бытовая техника и освободить их от первичного, повторного инструктажа и обучения по программе Б.

 Внимание!

Освободить от инструктажей и обучения нельзя уборщиков, IT-специалистов и персонал, который управляет автомобилями в служебных целях. К ним относятся не только водители, но и другие работники, которые водят машину в интересах работодателя.

Руководителя организации, его заместителя с обязанностями по охране труда, руководителей структурных подразделений и их заместителей нельзя освободить от обучения по программе А.

 Всех руководителей структурных подразделений и заместителей нельзя освободить от обучения по программе А.

 От обучения по программе  Б нельзя освободить руководителей, которые будут проводить инструктажи на рабочем месте водителям автомобилей, уборщикам и  IT-специалистам (пп. 5354 Правил № 2464). От первичных и повторных инструктажей на рабочем месте можно освободить всех руководителей и заместителей, для которых профессиональные опасности связаны только с ПК, оргтехникой и бытовой техникой (п. 13 Правил № 2464).

Для работников офиса организаций с характеристикой 3 категории риска проводятся все мероприятия, которые описаны для 1категории. Штатных уборщиков и IT-специалистов можно  обучать по тем же  программам и принципу, что и работников, которые водят автомобили в служебных целях.

Можно воспользоваться таблицей, где отмечены, какие виды обучения обязательны для разных категорий персонала.

 Необходимо провести планирование и организовать обучение для руководителей по программе А в порядке, описанном для организаций с характеристикой 1 категории риска.

 В учебный центр обязательно направляются руководители организации и работники, которые проводят обучение, инструктажи или входят в комиссию по проверке знаний.

Внимание!

Профсоюзы Красноярского края имеют свой учебный центр – Восточно-Сибирский региональный центр профсоюзов, который располагается по адресу: г. Красноярск, ул. Марковского, д. 81, тел.: 8(391)211-02-58; 8(391)211-14-21.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.