Ликбез для профактивистов от СоцФонда

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Социальный фонд как правопреемник двух ведомств — Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выступает гарантом всех выплат, услуг и обязательств, и отвечает на запросы общественности в части качества обслуживания и оформления мер поддержки. У профактивистов при обращении в клиентские службы и филиалы организации нередко при оформлении пенсии возникают вопросы, в которых им сложно разобраться, поэтому публикуем некоторые разъяснения СоцФонда.

Как будут функционировать клиентские службы СоцФонда? На местах они ничего не решают, происходит их постоянная реорганизация. Фактически гражданам по пенсионным вопросам в клиентских службах ничего не разъясняют, предлагают сдать документы на назначение пенсии, приходят отказы (по досрочным пенсиям) без объяснения причин. Либо предлагают обратиться в МФЦ, сдать документы, где также не дают разъяснений.

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ “О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации” с 1 января 2023 года начал работу Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — Социальный фонд России), который объединил Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС).

Объединение ПФР и ФСС предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые сегодня есть в компетенции двух фондов. Оно направлено на повышение качества обслуживания граждан, более быстрое и удобное оформление мер поддержки. Объединение позволит снизить административную нагрузку на бизнес и расширить категории граждан, обеспеченных социальным страхованием.

Объединение фондов — это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения. Все федеральные меры социальной поддержки можно будет оформить по единому запросу. Даты доставки пенсий и пособий сохранятся. Граждане продолжат получать пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, в прежние сроки и обращаться по привычным адресам.

Оказание государственных услуг Социального фонда России будет осуществляться в единых офисах клиентского обслуживания. Мероприятия, направленные на совершенствование деятельности Социального фонда России, ни в коей мере не повлияют на соблюдение законных прав и интересов граждан Красноярского края при получении государственных услуг ПФР и ФСС.

Клиентские службы являются структурными подразделениями Фонда, осуществляющими прием граждан и страхователей по вопросам предоставления государственных услуг, мер социальной защиты (поддержки), и иных функций, относящихся к компетенции Фонда.

Основными задачами и функциями клиентских служб являются обеспечение качественного приема и консультирования граждан и страхователей при очном посещении гражданами клиентских служб по вопросам, относящимся компетенции Фонда.

По вопросу поступивших отказных решений сообщаем, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении Фонда.

Одновременно сообщаем, что получить консультацию по вопросам пенсионного и социального обеспечения можно по телефону Единого контакт-центра  взаимодействия с гражданами 8 (800–  100–00–01).

Как и куда сейчас обращаться за назначением пенсии, какой порядок?

СФР уделяет большое значение заблаговременной работе с будущими пенсионерами. Такая работа начинается с гражданами за пять лет до наступления пенсионного возраста.

Заблаговременная работа — это комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах, учтенных для своевременного и правильного назначения пенсии. Благодаря такой работе специалисты СФР за несколько месяцев или даже лет до пенсии знакомят граждан со сведениями, отраженными на их индивидуальном лицевом счете, а при необходимости оказывают содействие в запросах документов о страховом стаже или заработке.

Заблаговременная работа позволяет заранее подтвердить все необходимые обстоятельства, влияющие на пенсию, и занести их на индивидуальный лицевой счет будущего пенсионера, конечно же, каждый может ознакомиться с актуализированными сведениями своего индивидуального лицевого счета на Едином портале государственных услуг или в Личном кабинете гражданина на сайте СФР.

В результате проведения такой работы пенсия назначается по имеющимся в СФР уточненным данным лицевого счета. За месяц до наступления пенсионного возраста достаточно только подать личное заявление на установление пенсии. Если гражданин удовлетворен полнотой сведений на своем индивидуальном лицевом счете, он может подать заявление об установлении пенсии, проставив отметку о согласии с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся сведениям без предоставления дополнительных документов о стаже и заработке одним из способов:

– в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) или личный кабинет гражданина на сайте СФР (https://es.pfrf.ru/login/);

– через работодателя;

– лично (через представителя) в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг или клиентских службах СФР;

– по почте.

По вопросу заблаговременной подготовки документов можно обращаться в клиентские службы СФР по предварительной записи по телефону Единого контакт- центра взаимодействия с гражданами 8 (800–100–00–01), также через Личный кабинет гражданина на сайте СФР или обратиться и к своему работодателю, чтобы он направил в СФР макет будущего пенсионного дела по электронным каналам связи.

Рассмотрение заявления о назначении пенсии и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии осуществляется территориальным органом СФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

С 01.01.2023 г. из 30% страховых взносов,  уплачиваемых работодателем, сколько процентов идет на пенсионное обеспечение работнику (сколько процентов составляет солидарная часть пенсии, а сколько — индивидуальный тариф, который направляется на формирование страховой пенсии)?

В соответствии  с пунктом 3 статья 425 налогового кодекса Российской Федерации начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах ( единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено настоящей главой:

1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 30 процентов;

2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 15,1 процента.

Из совокупного тарифа (30%) на обязательное пенсионное страхование идет 21,84 % на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,67 %, на обязательное медицинское страхование — 5,49 %.

На что идут 15,1% страховых взносов, уплачиваемых работодателями сверх установленной предельной величины страховых взносов? Ранее лишь 10% сверх базы уплачивались в ПФР.

Совокупный тариф страховых взносов, начисленный сверх базы для начисления страховых взносов ( 15,1 %) распределяется следующим образом: 10,99 % идет на обязательное пенсионное страхование, 1,34 % идет на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 2,76 % идет на обязательное медицинское страхование.

Назначение пенсии раньше на 24 месяца по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, но не ранее достижения возраста 55 и 60 лет, соответственно, женщины и мужчины, с учетом переходного периода. Какие периоды подлежат зачету в такой стаж?

При назначении пенсии по статье 8 Закона № 400-ФЗ предусмотрены общие условия назначения (часть 1) и назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (часть 1.2). В указанных случаях различный порядок исчисления страхового стажа.

1. Частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ  предоставляется право на страховую пенсию по старости при соблюдении общих условий назначения (достижение соответствующего возраста, наличие требуемой продолжительности страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК). Лица, достигшие возраста 55 и 60 лет в 2023 году, будут иметь право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 60 и 65 лет (соответственно, женщины и мужчины) при наличии ИПК в размере 30,0.

По общему правилу в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, предусмотренные статьей 11 Закона № 400-ФЗ, а также засчитываются иные периоды, указанные в статье 12 Закона № 400-ФЗ (военная служба, периоды ухода, периоды получения пособия по безработице и др).  Не засчитываются периоды отпуска без сохранения заработной платы.

2. Частью 1.2 статьи 8 Закона № 400-  ФЗ предусмотрено установление страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 при наличии длительного страхового стажа. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет (мужчины) и не менее 37 лет (женщины), страховая пенсия по старости назначается на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8, но не ранее достижения мужчинами 60 лет, при наличии соответствующей величины ИПК (в зависимости от года возникновения права — в 2023 году требуемая величина ИПК составляет 25,8).

Данная норма введена с 01.01.2019 Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ. Одновременно названным законом статья 13 “Порядок исчисления страхового стажа” Закона № 400-ФЗ дополнена частью 9, в соответствии с которой в целях определения права на указанную страховую пенсию по старости в длительный страховой стаж засчитываются периоды работы и иной деятельности (часть 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ), а также период  получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.” Никакие другие нестраховые периоды не засчитывались.

Федеральным законом от 04.11.2022 № 419-ФЗ внесены изменения в часть 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ.

Помимо периодов работы и получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности в длительный страховой стаж засчитываются:

– периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы (пункт 1 части 1 статьи 12):

– период оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы РФ, на основании контракта (пункт 12 части 1 статьи 12).

При этом периоды участи в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании засчитываются в страховой стаж в двойном размере (часть 10 статьи 13).

Внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 24.02.2022 (статья 8 Федерального закона от 04.11.2022  № 419-ФЗ).

Назначение пенсии гражданам, имеющим трудовой стаж на территории СССР (союзные республики), СНГ. Какой порядок? Действует ли обязательный регламент, обязывающий СоцФонд РФ (ранее ПФР) делать запросы о стаже работы и зарплате в другие страны? Если пенсионные органы бывших союзных республик отказывают в предоставлении документов, что делать работнику в такой ситуации? В том числе, если на руках у него есть подтверждающие справки от работодателей из других стран? Почему они не принимаются Соцфондом?

Основными нормативными актами, которые устанавливают нормы  и условия пенсионного обеспечения являются:

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”;

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ;

3. Федеральный закон от 15.12.2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;

4. Федеральный закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”;

5. Соглашение от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, которое прекратило свое действие для Российской федерации 31.12.2022 (участниками соглашения являлись — Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина);

6. Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (участниками соглашения являются — Армения, Республика Беларусь (+ Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 о сотрудничестве в области социального обеспечения), Казахстан, Киргизия, Россия);

7. Договор между РФ и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения;

8. Соглашение от 16.05.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения;

9. Соглашение от 10.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова “О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения”;

10. Соглашение от 29.06.1999 между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении;

11. Договор от 18.12.2007 между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения;

12. Договор от 14.07.2011 между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения;

Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях” периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых в взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Лицам, прибывшим из государств–  бывших республик СССР учитывается  страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов.

Согласно Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 №1015 периоды работы подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы могут подтверждается трудовой книжкой, установленного образца.     При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Таким образом органы СФР должны предъявлять соответствующие  требования  к оформлению  и подтверждению документов о страховом стаже и заработке граждан. Учитывая изложенное, при новом установлении пенсий, территориальные органы СФР осуществляют подтверждение страхового стажа и заработка, на основании ч. 9 ст. 21 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

Согласно п.12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 за стаж приобретенный на территориях государств — членов ЕАЭС до вступления в силу Соглашения, пенсия назначается и выплачивается по законодательству государств — членов, в том числе с учетом положений Соглашения от 13.03.1992, за стаж работы, приобретенный после вступления в силу Соглашения, пенсия назначается и выплачивается государством — членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.

На основании ст.10 “Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019”, утвержденного решением совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122, компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до 13.03.1992 без направления формуляра “Запрос”, с 13.03.1992 только на основании формуляра “Запрос”.

В настоящее время из АО “Единый накопительный пенсионный фонд” Республики Казахстан поступают отказы в предоставлении ответов на формуляры “Запрос” по причине того, что, по мнению Казахской Стороны, пенсионное обеспечение указанных граждан должно осуществляться в соответствии с Соглашением от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения и ЕНПР не является компетентным органом в рамках реализации данного Соглашения.

Стаж работы на территориях государств-членов ЕАЭС за периоды до 1 января 2021 года, в том числе по документам о стаже и заработке, поступившим из архивных учреждений и иных организаций в ответ на направленный территориальным органом СФР формуляр “Запрос”, либо представленным самими трудящимися, не может быть принят во внимание, так как противоречит положениям Порядка взаимодействия.

Только в случае поступления от компетентного органа (КОИГ) государства -члена ЕАЭС соответствующего формуляра, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 Порядком взаимодействия № 122 может быть рассмотрен вопрос о зачете в стаж периодов работы при установлении пенсии.

Почему пенсионные органы не засчитывают в стаж работника работу, подтвержденную справками от работодателей, заблаговременно взятыми работниками, в нашей стране? Пока СоцФонд запросит подтверждения, предприятия могут ликвидироваться, подтвердить стаж может быть некому, что делать работнику в такой ситуации?

Органы СФР засчитывают в стаж периоды работы по справкам работодателей, независимо от даты выдачи этих справок (п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Правительством РФ от 02.10.2014 № 1015).

При этом справка должна содержать все необходимые реквизиты — номер, дату выдачи, ФИО, полную дату рождения, место и период работы, должность, основания выдачи — приказы, лицевые счета и др. (если справка выдается при увольнении, то принимается и без оснований выдачи) (п. 59 указанных Правил). Если справка оформлена с нарушениями — органами СФР осуществляется проверка в виде запросов в адрес организации работодателя, если она ликвидирована — в адрес правопреемника или архивной организации.


При наличии всех данных в Соцфонде и наступления соответствующего пенсионного возраста, почему не осуществляется автоматическое назначение пенсии, а действует заявительный характер? В настоящее время (так называемый переходный период) есть случаи, когда работники не знали, что им по возрасту уже положена пенсия, ПФР их об этом не извещал, и они теряли полгода своей неназначенной пенсии.

Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, назначение пенсии носит заявительный характер, является актом волеизъявления гражданина.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального Закона от 28.12.2013            № 400-ФЗ “О страховых пенсиях” (далее – Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно части 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ  днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Страховая пенсия по старости назначается в беззаявительном порядке некоторым категориям граждан:

– получателю страховой пенсии по инвалидности при соблюдении условий для назначения ему страховой пенсии по старости, в том числе по достижении пенсионного возраста (ч. 6 ст. 22 Закона № 400-ФЗ);

– лицу, достигшему возраста 80 лет и являющемуся получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца в случае, если размер страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) превысит размер страховой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца)
(ч. 6.1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ);

– гражданам, признанным в установленном порядке безработными, по предложению органов службы занятости о досрочном назначении пенсии, при отсутствии возможности для трудоустройства,  в соответствии со статьей 32 Федерального Закона от 19.04.1991
№ 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон
№ 1032-1);

– лицу, получающему пенсию, предусмотренную Законом № 1032-1, страховая пенсия по старости назначается со дня достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (ч.6.3 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).

Также, согласно статье 25.1 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом, назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.

Информация о действующем пенсионном законодательстве находится в свободном доступе, в частности размещена на официальном сайте Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (sfr.gov.ru).

Контролирует ли Соцфонд перечисление со стороны работодателей страховых взносов по дополнительным тарифам в связи с вредными и тяжелыми условиями труда? В случае, если работодатель прекратит уплачивать доптарифы на заведомо “вредных” предприятиях и подавать сведения о вредных условиях труда по Спискам №№ 1, 2 в Соцфонд, что делать работнику в этой ситуации? Может ли Соцфонд обязать производить выплаты и подавать сведения нерадивых работодателей?

После завершения отчетной кампании по предоставлению страхователями сведений о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) и сведений представленных в налоговые органы, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю проводится работа по сверке данных, представленных работодателями в отношении застрахованных лиц на индивидуальных лицевых счетах которых при наличии информации о кодах особых условий труда факт начисления страховых взносов по дополнительному тарифу отсутствует.

При обнаружении в представленных страхователями сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в том числе полученных от налоговых органов, страхователю (работодателю) направляется уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся расхождений.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования” за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных  и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются штрафные санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Работодатель может прекратить уплату страховых взносов по дополнительным тарифам только в случае если на рабочих местах лиц, занятых на работах, предусмотренных пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, по результатам СОУТ установлены допустимый (2) или оптимальный (1) классы условий труда, и об этом он должен уведомить работника.

Как решается вопрос с пенсионным страхованием самозанятых?

У самозанятых есть некоторые варианты пенсионного обеспечения.

1 вариант. Не платить в СФР ничего и получать социальную пенсию по старости при достижении определенного возраста.

2 вариант. Если у человека ранее ( до того, как он стал самозанятым) был наработан стаж и хватает пенсионных балов, тогда он может претендовать на страховую пенсию по старости.

3 вариант. Самозанятый может вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию для уплаты страховых взносов в СФР. Это формирует страховую пенсию. Чтобы получить год пенсионного стажа необходимо заплатить страховые взносы в фиксированном размере.

Так же обращаем внимание, что если человек получает пенсию и при этом применяет спец режим “Налог на профессиональный доход”. То он считается работающим пенсионером. И страховая пенсия выплачивается ему, как работающему пенсионеру – без учета индексации.

Каким образом работнику вернуть накопительную часть пенсии, размещенную в НПФ, если последний обанкротился?

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” при ликвидации негосударственного пенсионного фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок с даты принятия решения о ликвидации фонда передаются в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом Банком России.

В этом случае страховщиком средств пенсионных накоплений становиться Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Соответственно, за выплатами за счет средств пенсионных накоплений гражданин может обратиться в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Не отменят ли перерасчет пенсии с учетом индексации пенсии за весь период работы работающим пенсионерам при их увольнении?

Согласно ч.3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ “О страховых пенсиях” (Далее – ФЗ №400), пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. 2,5-8 ст.18 ФЗ №400, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с ФЗ №400 с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии  с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Информацией о законопроектах,  отменяющих указанную норму права, Отделение Социального фонда России по Красноярскому краю не располагает.

Есть ли какие-либо изменения по программе софинансирования пенсии? Как забрать деньги из Соцфонда РФ по госпрограмме софинансирования пенсии?

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов (далее – ДСВ) на накопительную пенсию.

Для получения государственного софинансирования пенсионных накоплений, необходимо перечислить на накопительную пенсию не менее 2 000 рублей в год. Застрахованным лицам, приступившим к уплате ДСВ в 2014 году, государственная поддержка формирования пенсионных накоплений завершится в 2024 году по уплаченным ДСВ в период с 01.01.2014 по 31.12.2023.

Уплату ДСВ можно продолжать и далее, без государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, с начислением инвестиционного дохода.

Сделать взнос в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений можно самостоятельно, перечислив средства в Пенсионный фонд через кредитную организацию. Перечислить денежные средства в рамках Программы можно разовым платежом или несколькими платежами в течение года.

Работающим гражданам проще сделать это через работодателя, написав заявление для удержания ДСВ из заработной платы. Удержание и перечисление ДСВ на накопительную пенсию осуществляется, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления.

Работающие граждане – участники Программы могут получить налоговый вычет на сумму уплаченных ими ДСВ на накопительную пенсию, обратившись к своему работодателю или в инспекцию Федеральной налоговой службы по месту жительства.

Ст. 2 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ “О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений” предусмотрено, что за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:

1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

2) срочная пенсионная выплата;

3) накопительная пенсия.

Застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной пенсии.

При этом если гражданин  является получателем пенсии, в соответствии с пунктом 1.2. статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ “О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений” застрахованные лица, реализовавшие право на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, вправе вновь обратиться за осуществлением единовременной выплаты не ранее чем через пять лет со дня предыдущего обращения за выплатой средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Красноярскому краю

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий