Окружное совещание работников здравоохранения в Красноярске прошло при участии региональных профлидеров Сибирского и Уральского федеральных округов. В течение двух дней организаторы встречи и сами участники обсуждали эффективность социального партнерства в территориях, делились практиками правовой защиты, говорили о насущных проблемах медработников и обменивались опытом успешного разрешения штатных ситуаций первичными профсоюзными организациями.
Точки роста и перспективы
Открывая окружное совещание, лидер профсоюза работников здравоохранения России и Общественного совета при Минздраве Анатолий Домников отметил положительную динамику вовлечения в профсоюзные ряды – прирост общей численности за 2022 год составил 0,3%. Такого результата организация добилась впервые по прошествии многих лет, и это стало посылом к всеобщей сплоченной работе в 2023-ем, который был объявлен Годом организационного укрепления профсоюза. Символично и то, что в этот период профсоюзный “костяк” дополнили и профорганизации, принявшие решение войти в состав России, – из ЛНР и ДНР.
По последним данным, профсоюзная семья медицинских работников стала свыше двух миллионов человек. По словам профлидера, наметилась хорошая тенденция вступления в профсоюз среди работающей молодежи и студентов средне-специальных и высших учебных учреждений. И все это благодаря грамотному подходу к работе с профессионально подрастающим поколением в возрасте от 14 до 35 лет. Молодых людей, посвятивших себя отрасли здравоохранения, сегодня свыше 737 тысяч человек, из них вовлечено в профсоюзное движение почти 70%.
Анатолий Домников, обращаясь к аудитории, сказал: “без молодежи нет будущего” и добавил, что “главная наша цель – укрепить у них осознанное отношение к профсоюзному членству”.
В разрезе молодежной политики профсоюз действовал целенаправленно и энергично, свидетельством этого стало масштабное участие молодых людей в различных профсоюзных мероприятиях. Например, респондентами социологического исследования, инициированного профсоюзом, стали пятнадцать тысяч человек. Свои плоды принесла и практика ввода “дорожных карт” по увеличению профсоюзного членства работников в региональных и межрегиональных организациях с низким показателем профчленства в молодежной среде. Так, ситуация изменилась в Томской областной организации, где прирост рабочей молодежи составил плюс 11,14% и перешагнул охват профчленства в 50%. Наравне с коллегами расширили свои профсоюзные ряды и кемеровчане (+5, 67%), и иркутяне (+4,28%), и новосибирцы (+3,92%). Положительная динамика роста наметилась и в Красноярской краевой профсоюзной организации – плюс 0,09%.
“Ежегодно в профсоюз вступает порядка 200 тысяч человек. Это целая армия! Значит, профсоюзная идея продолжает оставаться востребованной”, – отметил Анатолий Домников.
Акцент на укрепление кадров
При сложившейся положительной динамике увеличения профсоюзного членства по-прежнему присутствует точечный отток в профсоюзных организациях здравоохранения, поэтому профсоюз не должен допускать снижения численности в ППО ниже 50%.
Соответственно профлидер заострил внимание на том, что первостепенной задачей сегодня остается работа первичных профсоюзных организаций, роль которых заключается в обеспечении членов профсоюза социально-экономической защитой и в создании благоприятного производственного климата в коллективе. И в этом ключе развитие социального партнерства на уровне первичных организаций не менее важно. По мнению Анатолия Домникова, необходимо не утратить преимущества в первичках на представительство интересов работников при проведении переговоров и заключении коллективных договоров с работодателем. Причем результативность работы в этом направлении зависит от профсоюзного комитета. И чтобы обеспечить качественную деятельность профкома необходимо выяснить причины, мешающие эффективной работе.
“Понятно, что далеко не все профсоюзные лидеры владеют достаточными знаниями и умениями. И не всегда им удается выстроить эффективный диалог с руководителем организации. Отсюда и возникает объективная потребность в их обучении и оказании практической помощи вышестоящими профорганами. Что же касается самих руководителей медицинских организаций, то они, по сути, работают в двух ипостасях. С одной стороны – представители работодателя, с другой – они являются наемными работниками, и также могут нуждаться в защите своих трудовых прав. А поэтому могут и должны быть членами профсоюза. Причем не только они сами, но и заместители, и весь административно-управленческий аппарат”, – пояснил Анатолий Домников.
В то же время в ходе совещания была отмечена необходимость подбора кандидатур не только на должность председателя, но и в состав профкома первичной профсоюзной организации помимо врачей и медсестер еще и других сотрудников управленческого звена – юристов, специалистов по охране труда, кадровиков, экономистов и представителей администрации. При таком подходе профком сможет принимать грамотные решения и под руководством своего лидера обеспечит защиту прав и интересов членов профсоюза, а также предотвратит развитие конфликтных ситуаций в коллективе.
Как раз темы конфликтов в своем докладе коснулся секретарь ФНПР по СФО Дмитрий Морокин. С его слов, Центр мониторинга конфликтов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в последнее время фиксирует самое большое количество конфликтов на территории Сибирского федерального округа, и, к сожалению, в сфере здравоохранения. Поэтому секретарь ФНПР, обратив внимание на этот аспект, резюмировал:
– Ваш труд по защите прав и интересов важен и актуален всегда. Поэтому желаю вам бодрости духа, азарта в вашей работе и согласия с социальными партнерами. А каждому члену профсоюза безопасных условий труда и достойной заработной платы.
В свою очередь Анатолий Домников на приводимые коллегой аргументы парировал, что уровень конфликтных ситуаций имеет конкретные предпосылки, а именно, колоссальный дефицит кадров и неадекватно низкую оплату труда. В этом плане профсоюз здравоохранения прилагает немало усилий для исправления ситуации и уже достиг некоторых результатов.
Он также коснулся темы альтернативных профсоюзов и обозначил шаги в этом направлении – необходимо проводить четкую разъяснительную работу в медучреждениях, чтобы руководство понимало, на что нацелены такие профсоюзы и как оградить трудовой коллектив от возможных последствий их деятельности. Вдобавок он акцентировал внимание присутствующих, что в Красноярском крае лишь 60% главных врачей являются членами профсоюза, а значит, Красноярской краевой организации профсоюза работников здравоохранения есть над чем работать не только единолично, но и в тандеме с социальным партнером – Министерством здравоохранения.
Соцпартнерство – решать проблемы сообща
С тем, что темы социального партнерства и мотивации профсоюзного членства не только актуальны, но и прочно вплетены в “канву” деятельности профсоюза здравоохранения нельзя не согласиться.
Председатель Красноярской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Елена Чугуева считает, что социальное партнерство – именно та площадка, что дает профсоюзному движению возможность вникать, рассуждать и агитировать членов профсоюза на основе результатов своей деятельности. Поэтому, на ее взгляд, поднять престиж и показать роль профсоюза в обществе как раз под силу руководителям профсоюзных организаций, которые опираясь на реальные примеры, демонстрируют работодателям, что выполнение обязательств коллективного договора, повышение корпоративной солидарности и организационного доверия может положительно повлиять на удовлетворенность сотрудников работой в организации. Эту точку зрения разделяют все участники окружного совещания, более того, они согласны с профлидером, что любая профсоюзная задача должна реализовываться совместными усилиями, в том числе и при участии партнеров, которые стремятся, чтобы медицинская помощь становилась качественнее, а микроклимат в коллективах – благоприятным.
Примеров тому достаточно, и один из них – практика взаимодействия с социальными партнерами от лица Федерации профсоюзов Красноярского края.
“Мы делаем все для того, чтобы в системе здравоохранения и в других отраслях были выстроены такие отношения, которые бы позволяли оперативно реагировать на все проблемы, возникающие у наемных работников. Как и во всех субъектах, в Красноярском крае заключено и действует трехстороннее соглашение между Федерацией профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти. Раз в два месяца проходит заседание трехсторонней комиссии, на котором рассматриваются наиболее актуальные и важные темы вместе с нашими партнерами. В аналогичном формате на протяжении многих лет плодотворно сотрудничаем и с надзорными органами – прокуратурой и инспекцией труда”, – рассказал председатель ФПКК Олег Исянов.
Действительно более десятка лет ФПКК конструктивно решает многие насущные вопросы и держит на контроле соблюдение трудовых прав. Сейчас, с приходом нового губернатора у профсоюзов наметился новый этап взаимодействия с властью, с чем связаны определенные ожидания профсоюзной стороны – проведение традиционных встреч председателей краевых отраслевых профсоюзных организаций с представителями Правительства для обсуждения назревших проблем. Подобная практика уже успешно реализуется в рамках диалога с отраслевыми министерствами, Фондом обязательного медицинского страхования и депутатским корпусом Законодательного собрания, что дает направленный импульс для укрепления и развития социального партнерства.
Подтверждением тому служат слова Ильи Зайцева, председателя Комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного собрания Красноярского края, который в своем выступлении заявил о готовности к совместной работе с отраслевыми профсоюзами края.
“Для крайкомов открыты двери в составе нашего комитета. И будь то краевые нормы или проекты законов, или федеральное законодательство мы всегда советуемся с профсоюзами так как для нас это важно, поскольку есть прямая связь непосредственно с сотрудниками”, – пояснил депутат.
Впрочем, народный избранник говорил не только о взаимодействии с профсоюзной стороной, но и об общности позиций по ключевым рабочим моментам. Речь об особенности Красноярского края, на территории которого действуют шесть тарифных (зарплатных) зон. Соответственно, Комитет вместе с Министерством здравоохранения и Федерацией профсоюзов работает над тем, чтобы эти особенности учитывались на федеральном уровне, в том числе в рамках тех средств, которые край получает на обязательное медицинское страхование. Как и отраслевой профсоюз депутаты сейчас в ожидании принятия решения об изменении системы оплаты труда медицинских работников, поскольку данный вопрос давно назрел и считается одним из приоритетных в повестке Комитета по охране здоровья и социальной политике.
“Особенно остро стоит эта проблема сейчас, накануне рассмотрения проекта бюджета Красноярского края на следующий год. Проводим консультации с Министерством финансов Красноярского края, поскольку принято решение о повышении минимального размера оплаты труда на 18,5%, в связи с чем возникает предпосылка к обострению ситуации на фоне дисбаланса, существующего в оплате труда между обеспечивающим и основным персоналом. Корректировкой бюджета уже предусмотрен резерв объемом 12 млрд рублей, значит будут предприняты шаги, направленные на стабилизацию ситуации”, – сказал Илья Зайцев.
Также он сообщил о намерении сотрудничать в этом направлении с законодательными органами других субъектов, которые обладают положительным опытом. Затронул и тему специальных социальных выплат, установленных президентом с 1 января этого года, в отношении которых наверняка у многих коллег есть вопросы по отдельным категориям.
С сожалением было отмечено и то, что не всегда Министерство здравоохранения России способно оперативно интерпретировать устанавливаемые законотворцами федеральные нормы, фактически давая субъектам карт-бланш в принятии тех или иных решений на собственный страх и риск. Такую ситуацию медицинское сообщество наблюдает в травматологии и по оказанию неотложной экстренной помощи, когда в ряде субъектов выплаты есть, а в других – нет, и каждый решает сам, кто имеет право на доплату, а кто – нет. Конечно же отсутствие единого подхода создает сегодня определенные сложности.
Так сказать, не сходит с “передовицы” и проблема невероятной загруженности врачей огромным объемом бумажной работы и отчетности. Спускаясь по вертикали, вся эта бумажная волокита зачастую отнимает столько времени, что рядовым медицинским сотрудникам и лечить то некогда. Масса их рабочего времени уходит на составление соответствующих отчетов и справочной информации. В свое время аналогичная ситуация сложилась и в системе образования, но при содействии заместителя Председателя Правительства Татьяны Голиковой объем бумажной работы у педагогов был снижен. Депутат надеется, что подобный перелом наступит и в системе здравоохранения, для чего готов активно работать совместно с профсоюзами и Министерством здравоохранения, чтобы такие решения были приняты.
Инициативы и реалии
Как правило, фонд не только определяет способы оплаты и тарифы по ОМС, но и принимает решение по объемам распределения медицинской помощи между всеми участниками системы, в частности, медицинскими организациями. В отношении последних как раз и прозвучала на окружном совещании не менее интересная инициатива директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края Сергея Козаченко. Речь о том, чтобы в первую очередь заказ получали медицинские организации, имеющие абсолютное членство в отраслевом профсоюзе. Такая позиция руководителя вполне логична, поскольку в стенах этого учреждения на сегодняшний день почти стопроцентное профсоюзное членство. На его взгляд, обязательное медицинское страхование – одна из разновидностей социального партнерства, поэтому и он, и его коллектив, работая на всех общественных площадках, в большей степени уделяют внимание защите прав застрахованных. А это тождественно той правозащитной работе, которую проводит профсоюз здравоохранения.
“Я думаю, что защита прав, застрахованных в системе ОМС, и то, чем занимаетесь вы в отраслевом профсоюзе это, наверное, во многом идентичные вещи. И для нас очень важно, чтобы все ваши усилия вели к положительным результатам. Ведь наша работа касается абсолютно всех граждан – и тех, кто лечит, и тех, кого лечат. Поэтому в рамках нашего социального партнерства хотелось бы видеть большой потенциал, который еще не раскрыт в силу того, что некоторые государственные цели и задачи несколько опережают нашу готовность им соответствовать”, – высказал свою точку зрения Сергей Козаченко.
Глава территориального фонда также говорил о недостаточно качественной работе в плане диагностики заболеваний и поиске совместных с профсоюзом решений в этом направлении. Более того, разговор зашел и о создании единой системы в России ПРОФов.
“В стране настало время создать единую систему профилактической диспансеризации, а значит, необходимо совместить источники, и профилактические медицинские осмотры от работодателя должны стать частью системы ОМС. А пока работодатель, делая свои ПРОФы, не всегда нацелен на раннюю диагностику значимых заболеваний и их дальнейшее сопровождение”, – сказал Сергей Козаченко.
Продолжая тему профилактики, он высказался и о создании абсолютно новой модели первички и серьезном подходе к экономике труда. С его слов, нельзя в отрасль директивно впихивать эту модель, не понимая, как изменится функция врачебной специальности, должности в первичке. В этом же плане должна соответствовать степени ответственности, функциям персонала и оплата труда иначе профсоюзу будет сложно достигать нужных результатов.
В заключении своего выступления перед аудиторией руководитель фонда сказал, что отношения в его трудовом коллективе строятся именно на понимании того, что мы не только работники фонда, но и члены медицинского профсоюза. И что здравоохранение и медицина, могут существовать без обязательного медицинского страхования, а вот ОМС без здравоохранения и медицины существовать не может.
В свою очередь Анатолий Домников заявил, что предложения спикера обязательно будут приняты в работу. А также сфокусировал внимание и представителя фонда, и министра здравоохранения Красноярского края на следующем моменте, что все больше и больше в систему госгарантий входит коммерческих организаций. Однако в профсоюзное движение вовлечены практически лишь государственные учреждения. Из коммерческого сектора имеют ППО в лучшем случае единичные организации. В плане продвижения профсоюзной идеологии в коммерческих организациях пока все достаточно сложно, но с ними однозначно будет вестись работа, ведь в общем объеме учреждений здравоохранения на долю коммерческих приходится порядка 40%.
Сложившуюся ситуацию и большинство тем, озвученных спикерами в ходе совещания, прокомментировал министр здравоохранения Красноярского края Борис Немик. Сначала он отметил общность Сибирского и Уральского округов и с точки зрения вопросов охраны здоровья, и в части территориальной плотности населения, и в отношении концентрации медицинских организаций в регионах. По его данным, сейчас в Красноярском крае 129 медицинских организаций и 10 образовательных организаций краевого подчинения, и для такой большой “семьи” нужно создать достойные условия труда и гарантировать всем право на здоровье.
В этом ключе, соответственно, министерством и ведется плодотворная работа в рамках трехстороннего и двустороннего соглашений. По словам Бориса Немика, нет никаких организационных и технических проблем для возобновления работы двухсторонних комиссий, тем более, что рука об руку с представителями профсоюзной стороны решается много вопросов в отрасли в составе рабочих групп. Например, такими как рабочая группа по заключению контрактов с главными врачами или рабочая группа в Министерстве здравоохранения с участием заинтересованных сторон по вопросам системы оплаты труда и социальной поддержки медицинских работников.
Более предметно министр остановился на оплате труда и напомнил, что еще несколько лет назад в бюджетной сфере в том числе и в здравоохранении гарантированная часть оклада медицинских работников составляла лишь 19%. Но после прошлогоднего увеличения эта часть приблизилась к 37%. Хотя, как признается Борис Витальевич, есть стремление довести эту окладную часть до порога в 50%. Данные меры в части роста заработной платы медицинским сообществом были восприняты позитивно, при том, что в отношении северных территорий увеличение заработной платы в отличие от центральных районов прошло опережающими темпами.
“Общая индексация заработной платы в середине прошлого года была на уровне 8% в то время как в северных территориях – 30%. Тогда в крае наблюдался достаточно серьезный отток кадров из Минусинской группы районов. Поэтому были приняты такие решения, которые поддержало Правительство края и комитеты ЗК, что позволило изменить уровень оплаты труда” – пояснил руководитель краевого министерства здравоохранения.
Считается, что Красноярский край относится к тем территориям, где достаточно высокий уровень средней заработной платы в экономике. В связи с этим по указу президента для достижения дорожной карты ведомству необходимо поддержать достаточно высокий показатель оплаты труда медицинского персонала, указанных категорий. По данным министерства, уровень оплаты труда в крае за восемь месяцев этого года по врачам составил 123 000 рублей, а среднего медицинского персонала – 62 000 рублей
Для края этот разрыв по уровню заработной платы достаточно существенный. Поэтому ведомство обращается в федеральное министерство и федеральный фонд для унификации в рабочем порядке подходов к формированию заработной платы.
На протяжении года совместной работы с профсоюзом удалось увеличить заработную плату преподавателей медицинских техникумов, социальных работников, педагогов от 17 до 23%. В свое время этот вопрос также был проблемным и не единожды выносился на обсуждение министерством, для того чтобы уровень оплаты преподавателей в здравоохранении, был, как и в других ведомствах.
“Еще раз обозначу наш подход, что при увеличении заработной платы нужно иди по пути индексации окладной части и, соответственно, повышать соотношение окладной части в остальных выплатах”, – подытожил министр.
Далее им были озвучены решения, принятые на уровне края, относительно дорожной карты и ликвидации дефицита кадров.
Ситуация с кадрами в Красноярском крае примерно идентична той, что и в других регионах, несмотря на то, что достаточно высокий уровень обеспеченности на
10 000 населения врачами и средними персоналом. Укомплектованность в целом медперсоналом еще не та, которой бы хотелось достичь. Министр констатирует тот факт, что есть определенный дисбаланс, и поэтому в крае были приняты определенные шаги в части мер поддержки, связанных с первичным образованием. Так, с 2020 года в крае действует закон Красноярского края “Об обеспечении системы здравоохранения края квалифицированными медицинскими кадрами”, в рамках которого за счет средств краевого бюджета дополнительно обучаются студенты Красноярского медицинского университета по этой программе, что в целом позволяет примерно на 50% увеличивать общую долю целевиков, обучающихся в настоящее время в медицинском вузе.
“Считаю, это достаточно значимый механизм, который позволит развивать наши медицинские организации. Сюда же входит и решение по отдельным населенным пунктам, а именно, восстановленная краевая программа по аналогии с федеральным проектом “Земский врач”, “Земский фельдшер скорой помощи”, – высказался Борис Немик.
И здесь же уточнил – по краевой программе есть оговорка, что это подъемные для завершившего обучение в медицинском университете впервые либо приехавшего на территорию Красноярского края специалиста впервые, которые они получают при устройстве на работу в межрайонные центры с населением свыше 50 000 человек.
Также прорабатывается и вопрос, связанный с компенсацией арендной платы за жилье. Министерство выходит на законодательный уровень по увеличению размера данной компенсации в северных территориях. Так что есть уверенность, что эти решения будут приняты до конца текущего года. В то же время краевым законом дополнен вопрос, связанный с целевым обучением и назначением социальных стипендий, чтобы в средних специальных медицинских образовательных организациях были группы уже целевого обучения для последующего принятия решения по трудоустройству.
С другой стороны, по словам министра, наиболее проблемные темы остаются. Так, кроме улучшения условий это и нагрузка на специалистов, и, конечно, вопросы экономики труда и производительности. На стадии обсуждения в министерстве новый приказ по нормирования труда, в рамках которого потребуется и финансирование, и установление нормативов приема врачей первичного звена с учетом требований по управлению расписанием.
Повестка окружного совещания превалировала содержательными диалогами о главном, поэтому и помогла многим осознать необходимость и важность организационного укрепления, выяснить ожидания руководителей медицинских учреждений от взаимодействия с социальными партнерами. И это далеко не единственная встреча единомышленников, в последующих номерах мы расскажем о проблемах, с которыми сталкиваются профсоюзные организации здравоохранения в своей повседневной работе.
Елена Пузевич