Там, за Саянами

"Солидарность. Красноярский выпуск"

У профсоюзного актива встречи бывают разные – дружеские, деловые, рабочие… Но, пожалуй, единичные из них способны врезаться в память – накладывать неповторимый отпечаток, выделять человека из общего потока жизни. Как раз такой и стала встреча с коллегами и членами профсоюза для автора рассказа-зарисовки, которая поделилась с нашим изданием своими воспоминаниями о поездке в Тыву.

Красноярск. Аэропорт. Кызыл. Мы снова в дороге. Мы – это председатель Олег Килин и я, главный технический инспектор труда Краснояркого теркома Росуглепрофа Марина Спевакина.

Работы и планов много, но сколько всего будет никто из нас не мог и предположить. В окна отправленной встречать нас генеральным директором Тувинской горнорудной компании (ТГРК) Валерием Куликовым машины светило ослепительное солнце. Мы ехали по уже такой знакомой дороге в степи, окаймленной горами.  Над нами небо и облака, которые казалось можно достать рукой. А под нами уголь – “здесь везде уголь”, – говорят старожилы. – “Гора щедрая, но суровая!”

А, по сути, у Тувинской горнорудной компании таких горы две – это в Каа-Хеме и Чадане. Суровость обеих уже испытана и самими горняками, и нами, протопавшими не один десяток километров по горным выработкам и отвалам. Если заглянуть в историческую справку, то уголь стали брать открытым способом на Чаданском месторождении с 1964 года, а Каа-Хемском – с 70-го.

Тувинский народ простой и разговорчивый, если и вы будете с уважением относиться к ним.

– “Ты, что опять полезешь в гору?” – как-то спросил меня пожилой водитель, с лицом, испещренным морщинами, как сами горы Тывы. – “Полезу” – улыбаясь, ответила я. – “Зачем? Гора суровый, не ходи” – убеждал меня Кара-оолович. – “Работа у меня там”. – “Странная у тебя работа – с мужиками по горе лазить!” – не унимался водитель. – “Ты же зимой уже была, по снегу не налазилась?” – произнес он, цокая одними губами и мотая головой. – “Нет, не налазилась, и вряд ли когда-нибудь это произойдет!” – ответила я, не пытаясь переубедить сухонького, небольшого роста пожилого человека. 

И так каждый раз, когда приезжаешь в Тыву на Каа-Хемский участок добычи угля. За восемь лет своей работы я научилась подстраиваться под колорит любой территории – они все разные. Где-то более динамичные, как в Бородино, а где-то нужно время для того, чтобы встроиться как бы в жизненную систему самого горного предприятия.

Тувинская горнорудная – это тот колорит, когда первый час нужно просто сидеть, молчать, пить чай и ждать, когда ты сам вольешься в их процесс. Пытаться торопить, настаивать на чем-то и убеждать – бесполезно. Все пойдет кувырком. Проверено и не раз. Но потом, вдруг появляется ритм, и ты успеваешь абсолютно все и даже больше.

Так произошло и в этот раз. Задачи у нас было две, и они не особо пересекались – это отчетно-выборная конференция в первичке ТГРК и совместная выездная проверка с государственной инспекцией труда Республики Тыва. Минуя гостиницу, мы приехали с Олегом Михайловичем на Каа-Хемский участок и сразу же разошлись. Он – в профком первички угольщиков, я – на встречу с госинспектором и новоиспеченным заместителем технического директора по ПБ и ОТ – Эртежи Ондару.

Гора. Дорога. Камень. В каждом населенном пункте и в каждом месте силы есть свои особенности. Перед тем, как побывать на горных работах, мы заехали на священный камень. Национальные традиции поклонения природе и духам вернулись тувинским горнякам спустя несколько десятилетий с приходом нового руководителя – Валерия Куликова.

– Мы чтим и уважаем народные традиции и обычаи Тувы. В нашем коллективном договоре прописаны оплачиваемые выходные дни, связанные с национальными праздниками – Шагаа и Наадым. Я сам с большим уважением отношусь к почитанию предков и подношению священным камням “ак чем” – белой пищи, – поделился с нами руководитель угольной компании.

Конечно, Валерий Михайлович прав в том, что коллектив сплачивается не только на уровне договоренностей между профсоюзом угольщиков и руководством компании, но и при совместной поддержке национальных устоев и традиций.

Первый день прошел на контрасте, я пару раз забежала в профком глянуть, как там и что. Олег Михайлович пребывал в кругу постоянно сменяющихся работников предприятия – членов профсоюза. Завтра – конференция, и я договорилась с госинспектором работать без меня. Но не тут-то было, на следующий день в ТГРК приехал инспектор из Ростехнадзора.

Улыбчивый инспектор, увидев меня рано утром, произнес – “А я вас знаю! Ну, что едем?!”

Едем! Конечно, я еду. На ходу переобувшись в “кирзачи”, прихватив каску и крикнув председателю первички – “Буду к началу конференции”, я умчалась в гору. Описывать все четыре дня думаю нет смысла, они просто пролетели в вихре событий – профком, гора, дорога.

– “Когда вы приедете к нам еще?” – спрашивали нас практически все, когда мы покидали территорию компании.

– “Пока не знаем. У нас десять первичек. Работы много”.

– “Да, да” – кивали они головой, не слушая про красноярские предприятия, про то, что они все далеко от Красноярска, про то, что у нас на сегодня уже проведено 20 проверок. Двадцать! И это с марта по сентябрь. Тувинцам нет дела, что там – за Саянами. Они здесь – в Тыве, и им важно знать, когда мы снова приедем к ним, приедем отдать дань традициям, проявить уважение и просто посидеть за чашкой ароматного саган-дайля и помолчать.

Марина Спевакина, Красноярский терком Росуглепрофа
Профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №45

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий