И еще раз о зарплате.
Рассказываем о ситуации с оплатой труда бюджетников

Оплата труда

По данным Красноярскстата, среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в учреждениях, находящихся в краевой и муниципальной собственности, в январе – июне 2023 года составила 62192 рубля. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года номинально она выросла на 17,8%, а в реальном выражении — на 12%. Среднесписочная численность за этот же период составила 240 тысяч человек и снизилась на 0,6%.

Федерация профсоюзов Красноярского края продолжает следить за ситуацией с оплатой труда в отраслях бюджетной сферы региона. Эти вопросы в основном обсуждаются на заседаниях рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию систем оплаты труда работников бюджетной сферы Красноярского края.

Так, в рамках комиссии решаются вопросы повышения заработной платы работников, которые не попали под “майские” указы президента РФ и не получают доплату до МРОТ. В частности, для этой категории заработная плата с 1 января 2022 года выросла на 10%.

Из-за более высокого роста цен, чем прогнозировалось, в 2022-2023 годах перенесли сроки индексации с октября на июль, увеличили уровень повышения заработной платы работникам на 8,6% в 2022 году и на 6,3 % в 2023 году вместо 4 и 5,5% соответственно ранее запланированных. На эти цели в этом году было предусмотрено около 1,3 млрд рублей.

Краевые организации профсоюзов мониторят вопрос индексации заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, это около 115 тысяч человек в крае. По итогам 6 месяцев 2023 года по отношению к аналогичному периоду 2022-го рост заработной платы в целом по краю работников, подпадающих под действие “майских” указов президента, составил:

– в образовании, в зависимости от категории, от 13% до 23%;

– в здравоохранении, в зависимости от категории, от 16% до 19%;

– в культуре — 12%;

– социальных работников – 20%.

Чтобы не допустить ухудшения условий оплаты труда все проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти региона по вопросам заработной платы рассматриваются и согласовываются с участием Федерации профсоюзов Красноярского края и соответствующих краевых отраслевых профсоюзов работников бюджетной сферы.

Одним из направлений работы краевых организаций профсоюзов для повышения заработной платы является непосредственное обращение в органы власти. Например, в этом году Красноярская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования решила вопрос повышения размера выплат педагогам, которые участвуют в проведении Единого и Основного государственных экзаменов. Размер компенсации с 1 июня 2023 года вырос на 20%. Он не менялся с 2018 года.

Вместе с тем, в бюджетной сфере в вопросе оплаты труда остается ряд проблем. Так, опережающий рост МРОТ по сравнению с заработной платой других категорий работников приводит к тому, что всё большее количество квалифицированного персонала попадает в категорию “получающих на уровне МРОТ”, а это приводит к социальной напряженности в коллективах. В 2023 году в целом по краю количество работников, получающих доплату до МРОТ, составило 81,9 тысяч человек.

Также остается не решенным вопрос увеличения доли тарифной части в структуре заработной платы с одновременным увеличением фондов оплаты труда работников. В настоящее время минимальный оклад в бюджетной сфере составляет 3451 рубль.

Доведение гарантированного уровня оплаты труда низкооплачиваемой категории работников до МРОТ за счет выплат стимулирующего характера приводит к значительному уменьшению объема выплат стимулирующего характера для остального персонала, что превращает систему оплаты труда в неэффективный механизм поощрения.

Еще одна проблема — существенный дефицит кадров в отраслях бюджетной сферы. Помимо того, в учреждениях края размер средней заработной платы отдельным категориям работников, подпадающим под “майские” указы президента, определяется исходя не из одной тарифной ставки или оклада, а фактической работы на 1,5-2 ставки или за счёт совмещения, сверхурочно или в выходные дни. Поэтому работники вынуждены трудиться в условиях высокой интенсивности для того, чтобы обеспечить контрольные показатели и более высокий доход для себя.

В связи с изменениями на федеральном уровне в области дополнительного спортивного образования, для тренера, перешедшего на должность тренера-преподавателя, ввели нормируемую учебную нагрузку – 18 часов в неделю вместо 40 часов. При этом почти в два раза снизили оклады, так как министерство спорта края полагает, что, работая более чем на одну ставку, тренеры-преподаватели сохранят прежний уровень заработной платы.

Также пока не установлен порядок аттестации на первую и высшую квалификационные категории по должностям “педагог-наставник”, “педагог-методист”. Поэтому доплата за квалификационные категории им пока не предусмотрена.

На федеральном уровне до сих пор не приняты решения о внедрении единых требований к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

Что касается перспектив, то планируется увеличить оплату труда всем работникам бюджетной сферы с учетом роста МРОТ в следующем году. Предлагается с 1 января 2024 года повысить зарплату путем выплаты ежемесячно по 3 тысячи рублей с начислением на эту сумму районного коэффициента и “северной” надбавки. Это обеспечит прирост заработной платы от 4 800 рублей (по центральным и южным территориям края) до 7 800 рублей (в северных территориях).

Кроме того, сохраняются требования достижения целевых показателей, установленных указами президента Российской Федерации в части размера заработной платы отдельных категорий работников. На эти цели в 2024 году предусмотрено около 20 млрд рублей.

Андрей Смирнов,
старший специалист отдела социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Красноярского края,
профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №48-2023

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий

  1. Ольга

    Для вспомогательного персонала краевая выплата 3000 в школе – это доплата до МРОТ.

    Ответить