В Красноярскую краевую организацию Общероссийского Профсоюза образования поступают многочисленные обращения от педагогических и иных работников образовательных организаций региона по вопросам оплаты труда, которые регулируются нормативными правовыми актами края.
Ситуация с дефицитом педагогических кадров в регионе продолжает оставаться сложной и усугубляется во многом из-за несправедливых подходов в системе оплаты труда работников.
В связи с тем, что проблемы оплаты труда не были разрешены в масштабах края ни органами государственной власти, ни органами прокуратуры, краевая организация Профсоюза направила письмо в адрес губернатора Красноярского края Михаила Котюкова с просьбой о личном содействии главы региона в целях приведения краевого законодательства в соответствие с нормами федерального законодательства.
Уважаемый Михаил Михайлович!
В Красноярскую краевую организацию Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации поступают многочисленные обращения от педагогических и иных работников образовательных организаций края по вопросам оплаты труда, которые регулируются законами и иными нормативными правовыми актами края.
1. В крае по-прежнему не разрешена проблема дифференциации в уровне оплаты труда педагогических работников в зависимости от уровня их квалификации.
Такие меры, как повышение минимального размера оплаты труда на 18,5% и установление специальной краевой выплаты в размере 3000 рублей с 01 января 2024 г. не привели к конечным желаемым результатам, в том числе к уменьшению количества педагогов, получающих оплату труда на уровне минимального размера оплаты труда независимо от уровня квалификации.
Заработная плата квалифицированных специалистов, таких как педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, уравнивается с оплатой труда неквалифицированных, что всё чаще обостряет ситуацию в коллективах. Доведение заработной платы работников до уровня минимального размера оплаты труда происходит за счет стимулирующей части фондов оплаты труда, что негативно влияет на эффективность работы образовательного учреждения в целом. Целевые показатели средней заработной платы в регионе достигаются посредством выполнения учебной нагрузки учителями в среднем на 1,7 ставки.
Следует отметить, что оклад учителя с высшим образованием составляет 9505 рублей, а это почти на 10 тысяч рублей меньше минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне. Считаем, что в сложившихся условиях только увеличение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и, как следствие, гарантированной части оплаты труда педагогов позволит изменить ситуацию в отрасли.
В целях нивелирования диспропорции в уровнях заработной платы квалифицированных и неквалифицированных работников предлагаем повысить минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы педагогическим работникам в сфере образования Красноярского края с 01 июля 2024 года на 3 тысячи рублей.
2. Работникам, работающим в образовательных организациях на условиях совместительства, не выплачивается региональная выплата.
Такая дискриминация в отношении оплаты труда совместителей обусловлена правовой нормой, установленной в абзаце 16 пункта 2.1. статьи 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда» (далее – Закон № 9-3864) «работникам, месячная заработная плата которых по основному месту работы при не полностью отработанной норме рабочего времени ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, исчисленного пропорционально отработанному времени, установить региональную выплату, размер которой для каждого работника определяется как разница между размером заработной платы, установленным настоящим пунктом, исчисленным пропорционально отработанному работником времени, и величиной заработной платы конкретного работника за соответствующий период времени».
Таким образом, краевой законодатель, установив механизм реализации государственной гарантии по обеспечению заработной платы работников на уровне минимального размера оплаты труда через предоставление региональной выплаты, проигнорировал выполнение указанной гарантии в отношении работников-совместителей, что является дискриминацией.
Поэтому считаем необходимым в абзаце 16 пункта 2.1. статьи 4 Закона № 9-3864 после слов «Работникам, месячная заработная плата которых» исключить слова «по основному месту работы».
3. Выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций края за счёт краевого и федерального бюджета (далее – выплата за классное руководство) начисляются как персональные стимулирующие выплаты и входят в минимальный размер оплаты груда.
Однако согласно позиции Минпросвещения России осуществление классного руководства не входит в основные должностные обязанности учителей и других педагогических работников, а является для них дополнительной работой, и выплаты за её выполнение рекомендовано относить к выплатам компенсационного характера. Это подтверждается и судебной практикой (определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 № 88-19544/2023 по делу № 2-3449/2022).
Предлагаемая краевой организацией Профсоюза поправка в приложение № 2 к приказу министерства образования и науки Красноярского края от 15.12.2009 г. № 988 была одобрена министерством образования края, но не получила поддержки в министерстве финансов края со ссылкой на то, что вознаграждение за классное руководство отнесено к персональным выплатам стимулирующего характера.
В целях исключения правовой неопределённости по данному вопросу предлагаем внести дополнение в приложение № 2 к приказу министерства образования и науки Красноярского края от 15.12.2009 г. № 988 о том, что выплаты денежного вознаграждения за классное руководство производятся сверх месячной заработной платы (с учётом компенсационных выплат, в том числе доплаты до минимального размера оплаты груда, региональной выплаты и выплат стимулирующего характера) пропорционально отработанному времени.
Уважаемый Михаил Михайлович!
Ситуация с дефицитом педагогических кадров в регионе продолжает оставаться сложной и усугубляется во многом из-за несправедливых подходов в системе оплаты труда работников.
В связи с тем, что вышеизложенные проблемы не были разрешены в масштабах края ни органами государственной власти края, ни органами прокуратуры, просим Вашего личного содействия в целях приведения краевого законодательства в соответствие с нормами федерального законодательства.
Л.В. Косарынцева,
председатель краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ