Образовательная среда ФПКК: реалии и перспективы

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Как никогда бурно прошел двухдневный образовательный марафон для профсоюзных кадров и актива “90 минут с Учебным центром”. Для одних участников он стал ступенью к новым знаниям, другим дал возможность восполнить пробелы, а третьим – переосмыслить методы и подходы к обучению профсоюзных кадров.

О том, насколько продуктивен многовекторный формат мероприятий и какие прогрессивные практики максимально соответствуют запросам профсоюзной аудитории и современности, наш корреспондент рассуждал с заместителем председателя Федерации профсоюзов Красноярского края Ларисой СОЛОВЬЯН, курирующей вопросы обучения профсоюзных кадров и актива.

Акценты, форматы, генерация идей

Профессиональная риторика заседаний методического совета ФПКК уже вышла за пределы привычного планирования: разработка учебных программ и педагогических практик начала формироваться на комплексном анализе запросов слушательской аудитории и ее потребностях в новых знаниях. Следом претерпела ряд изменений концепция профсоюзного образования и стала более гибкой и содержательной – на смену классическим методикам пришла вариативная подача тематических образовательных модулей, которые затронули не только основные аспекты профсоюзной деятельности, но и социально-производственную сторону жизни рядовых членов профсоюза.

По словам председателя Методсовета ФПКК Ларисы Соловьян, ранее обучение профактива концентрировалось в основном на профсоюзных темах, но время диктует новые запросы в профсоюзном сообществе и образовательный вектор развернулся в сторону психологии и поведенческих реакций внутри коллектива и индивидуума. А это в свою очередь, вызвало потребность не только в пересмотре временных рамок и формата образовательного процесса, но и в расширении компетенций преподавательского состава.

Именно поэтому, следуя вызовам современности, история марафона “90 минут с Учебным центром” стала продолжением почти одноименного проекта, прошедшего в прошлом году накануне юбилея Восточно-Сибирского регионального учебного центра профсоюзов. Уже тогда не единожды и организаторы, и профсоюзные педагоги заявили о своем профессионализме благодаря используемым формам и форматам учебной информации не только в Красноярске и на территории региона, но и за его пределами. И что более приятно, форматы и идеи нашли отклик в сердцах обучающихся, а также были взяты на вооружение многими коллегами различных отраслевых профсоюзов.

Однако успех – достижение не одного дня – за ним кропотливая работа, в которой своя роль отведена и методическому совету. Только на первый взгляд обширный пласт деятельности в профсоюзе у методсовета завязан на поиске и планировании учебных программ и следовании им. На самом деле недостаточно только четко подойти со всех сторон к образовательному процессу, нужно еще прислушиваться к советам коллег, понимать и вникать в потребности профактива на местах.

“Мы должны мыслить и действовать в едином ключе, чтобы через обучение помочь председателям первичек и их активу расширить профессиональные горизонты, восполнить недостающие звенья в оргработе, продумать: назрела ли необходимость в повышении квалификации в сфере охраны труда или требуется ли детальное изучение темы соцпартнерства. Эти вопросы базовые, к ним необходимо возвращаться регулярно, чтобы уровень подготовки профсоюзных кадров оставался на высоте”, – отметила председатель методсовета.

Действительно, в условиях, когда учебным центром и методсоветом созданы оптимальные программы и формы для обучения, далеко не все профлидеры осознают необходимость расстановки приоритетов при выборе образовательных программ и семинаров. Часто подобная позиция привод к дилемме – чему же учить профактив: например, науке разрешения конфликтов или тонкостям социального партнерства и основам ведения переговоров? Дискуссии на эту тему вовсе не редкость в профсоюзной среде, но убедительным аргументов в пользу выбора профсоюзной тематики становится снижение количества членов профсоюза. Даже те, кто немало сил и средств тратят на обучение членов профсоюза получают “выхлоп” равный нулю, ведь вчерашние деятельные ребята, перспективные активисты и энергичные общественники теряют “запал”. А все потому, что со временем восприятие затирается и теряется общий ориентир профсоюзной идеологии. Соответственно нужны новые инструменты и практики, успешный опыт единомышленников, который бы позволил лидерам расти и мотивировать других. Как раз с этим на образовательной площадке Учебного центра проблем нет. Программам, разработанным и предлагаемым профсоюзным образовательным учреждением дана положительная оценка и обратная связь, получаемая центром, служит тому подтверждением. 

“Учебный центр не первый год на слуху далеко за пределами Красноярска и применяемая им прекрасная современная техническая база позволяет масштабно использовать имеющиеся ресурсы без привязки к месту нахождения. Таким образом выездные семинары и образовательные онлайн-проекты дают общественникам не только знания, но и площадку для обмена мнениями. Люди постепенно разворачиваются в сторону идей профсоюза и эти перемены заметны, но не так ощутимы по ряду объективных причин”, – отметила Лариса Владимировна.

В самом деле на фоне естественной убыли членов профсоюза присутствует отток профсоюзных кадров во внешнюю среду. Получившие образование профсоюзные активисты либо остаются невостребованными, либо, следуя личным амбициям, ищут себя в управленческой среде муниципалитетов или бизнес-нише. И это, к сожалению, ахиллесова пята современного профсоюзного образования. Впрочем, не добавляет оптимизма и отсутствие системности обучения профактива. Некоторые профсоюзы распыляются на гуманитарную – психологическую составляющую при подборе образовательных программ и теряют нить профсоюзной идеологии. А учить в первую очередь нужно азам профсоюзной деятельности, а уже потом психологии и другим наукам.

Мы же все чаще наблюдаем такую картину: от групп поступают запросы, которые в основном хотят учиться тайм-менеджменту, ведению соцсетей, проектному управлению и прочему, что, конечно же, лишь косвенно связано с профсоюзной деятельностью и может пригодиться на другом месте работы. Зато в отношении профсоюзных программ, спрос в разы ниже. Такой подход к профсоюзному обучению не только не рационален, но даже абсурден! А значит, и трата профсоюзных денег на заказ таких образовательных модулей иногда не оправдана. Поэтому необходимо в корне менять ситуацию и подавать значительно меньше гуманитарных тем и больше специализированных программ, посвященных конкретным профсоюзным задачам.

Камни преткновения

Несмотря на то, что учебный центр является востребованным образовательным пространством в крае, его потенциал задействован не полностью. И этому есть объективные причины. С одной стороны, в общей массе обучаемых нередко присутствуют абсолютно далекие от понимания сути профсоюзного движения люди, с другой – отсутствие возможности у работодателей освобождать обучаемых на длительное время и неспособность пройти все ступени профсоюзного образования из-за производственной нагрузки.

В первом случае явно “хромает” внутренняя мотивация подающего надежды активиста или же человека отправляют на обучение для галочки. Когда член профсоюза намерен чего-то достичь и видит перед собой перспективы для личностного роста на профсоюзной ниве, то его мотивация обязательно должна перекликаться с возможностями профсоюзного образования и той пользой для профорганизации, которую обученный человек может ей принести.

“И профлидер, и общественник должен обладать рядом компетенций, а для перехода на новый уровень профсоюзной деятельности его профессиональные горизонты и багаж знаний должны расширяться и дополняться. Для этого необходимо постоянно повышать квалификацию. К сожалению, сегодня далеко не все это понимают и предпочитают действовать по-старинке. Однако окружающая нас действительность быстро меняется и требует перемен, причем не только в подходе к организационной работе, но и в защите интересов и прав трудящихся с учетом нововведений в правовом поле, охране труда и других направлениях”, – поясняет Лариса Владимировна.

В словах председателя методсовета заложено рациональное зерно, и с этим нельзя не согласиться. Ведь говоря о профсоюзном обучении и о профсоюзных кадрах нельзя забывать, что наши социальные партнеры – работодатели и органы государственной власти расходуют значительные средства на обучение своих специалистов. В том числе и тех, кто будет сидеть за столом переговоров и заключать соглашения и коллективные договоры. И здесь профсоюзы не имеют морального права быть менее подготовленными, чем оппоненты переговорного процесса.

О степени ответственности в рамках колдоговорной кампании Лариса Владимировна знает не понаслышке: как зампредседателя Федерации профсоюзов Красноярского края она, участвующая на протяжении многих лет в переговорных процессах разного уровня партнерства. Она считает, что рука об руку с учебным центром необходимо сегодня помогать профактивистам выстраивать профессионально и грамотно коммуникации и с соцпартнерами, и с трудовыми коллективами, одним словом, формировать из них грамотных профсоюзных лидеров, так как они – будущее любой профорганизации.

“Вопрос подготовки профсоюзных кадров важно решать совместными усилиями отраслевых организаций профсоюзов, территориального объединения и образовательных учреждений профсоюзов. И игнорирование столь стратегически важного вопроса, как формирование должного образовательного уровня профсоюзных кадров, несомненно, обернется не только снижением результативности профсоюзной работы на местах, но и аукнется отсутствием мотивации вступления в профсоюз. А этого допускать никак нельзя”, – с уверенностью говорит Лариса Соловьян.

Что же касается второй проблемы, то в свое время учебный центр адаптировал свои образовательные программы под обучение групп отраслевых профсоюзов с учетом их производственной загрузки на рабочих местах. Ранее для получения сертификата об окончании курса требовалось пройти поэтапное обучение. Речь о трех образовательных модулях, на каждый из которых приходилось не менее двух-трех дней очных занятий на базе Учебного центра или работы педагогов со слушателями курса в выездном формате.

Теперь же подход к образовательной программе изменился, и она предусматривает полное погружение профактива в темы в течение двух- или трехдневного интенсивна. Качество обучающих модулей по-прежнему остается на высоте, но учебный материал аудитории подается в лаконичном и понятном формате, плюс задействованы активные формы, практики и тренинги для закрепления материала и обмена мнениями среди слушателей.

Конечно, полностью уйти от вопроса освобождения сотрудников от работы на период обучения не удается. Однако многие работодатели постепенно меняют свое мировоззрение и проявляют заинтересованность в обучении. Также и методсовет изменил подход к обучению первичного звена организации, теперь на базе Учебного центра для членов профсоюза различного ранга и возраста проходит масса полезных профильных курсов на бесплатной основе, причем не только очно, но и в дистанционном формате. Правда, почему-то желающих гораздо меньше, чем технически и в плане маневренности способен принять и разместить центр. Согласитесь, тут опять-таки недосмотр и недоработка профлидеров в плане информирования профактива, а они в первую очередь должны быть заинтересованы в наращивании пула грамотных активистов. Вероятно, никто не вправе требовать от лидеров полной самоотдачи в данных вопросах, но это очередной повод задуматься, а есть ли место халатности и бездействию в профсоюзном движении.

В диалоге рождается истина

Сегодня учебный центр предлагает около 60 программ для профессионального обучения профактивистов, а также укомплектован разнообразными техническими средствами обучения – от проекторов и ноутбуков до аудиторий с сетью Интернет для проведения аудио- и видеоконференций. Благодаря этому даже в период пандемии обучение, не прекращаясь ни на день, и, к примеру, ШМПЛ перешла в онлайн-пространство. Так что ни одного академического часа и ни одного слушателя не было потеряно!

“В части современных программ и методических разработок учебный центр старается идти в ногу со временем. Однако его ресурсы не задействованы в полном объеме. Стыдно признать, но некоторые отраслевые профсоюзы не используют его возможности и мало кто берет в расчет и то, что на его базе есть гостиничный комплекс на 36 мест. Не это ли прекрасный шанс организовать масштабное обучающее мероприятие “под ключ” для профсоюзного актива?!” – отметила Лариса Владимировна.

К слову, эта информация действительно была в диковинку для некоторых присутствующих на круглом столе “Профсоюзное обучение – успех профсоюзной организации” профлидеров. А ведь организационный аспект в образовательном процессе далеко не последний шаг к успеху, но и его до сих пор умудряются упускать. Как впрочем и то, что в стенах центра комфортно и полезно повышать квалификацию именно по узкоспециализированным профсоюзным направлениям, как например: организационная работа в профсоюзах, коллективно-договорное регулирование, общественный контроль за охраной труда и прочее. Об этом и многом другом в рамках круглого стола говорили участники – представители ФПКК, руководители и ответственные лица за обучение профсоюзных кадров, председатели и профактив отраслевых профсоюзов, сотрудники самого образовательного учреждения.

Но изначально важной темой конструктивной полемики круглого стола стали актуальные вопросы из уст модератора – Ларисы Владимировны – “Кого учим?”, ” Чему учим?” и “За что платим?”. Эти риторические вопросы заставили участников мероприятия всесторонне оценить собственные подходы к обучению своего актива, поделиться сложностями и успешными практиками, а также найти ответы у опытных коллег.

“По-новому организованная система обучения более чутко отзывается на потребности профактива членов профсоюза. Да, она гибка и способна динамично реагировать на происходящие в стране и за ее пределами социально-экономические и общественно-политические изменения, вооружать профсоюзных лидеров необходимыми знаниями, не дожидаясь пока вслед за верхним уровнем управления в соответствии с новыми реалиями перестроится нижний, как это было раньше. Организаторы обучения, подчиняясь рыночным отношениям, работают исключительно по запросам членских организаций ФПКК. Такая система обучения не терпит формального подхода, деятельности ради деятельности, в этом случае она просто не выживет. Поэтому мы готовы переломить ситуацию и искать новые точки роста и развития”, – резюмировала председатель методсовета ФПКК Лариса Соловьян.

Диалог получился предметный и содержательный: состоялась презентация возможностей учебного центра, были озвучены итоги реализации образовательных программ для профсоюзных кадров и актива за 2023 год, а также рассмотрены перспективы развития профсоюзного образования.

Остается посыл обсудить череду изменений, произошедших в системе профсоюзного образования в последние годы, и ее каждый оценивает сейчас неоднозначно. Оно и понятно, что, старая система обучения, увы, разрушена. Обучение строится исходя из потребностей, а перспективной подготовки кадров у многих учреждений в силу разных причин просто нет. Соответственно, сейчас необходимо уходить от фрагментарного получения знаний и комплексно, сообща искать решения на проблемные вопросы в сфере профсоюзного образования.

Напомним, Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов в рамках образовательного марафона “90 минут с Учебным центром” во втором и третьем квартале текущего года проведет второй и третий этапы обучения. В программу также войдут открытые лекции очного формата, круглый стол, тематические тренинги и онлайн-лекции по актуальным для профсоюзного сообщества темам. Те, кто еще не с нами – добро пожаловать в когорту жаждущих знаний активистов!

Елена Пузевич, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №15-2024

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий