Летопись трудовых династий Красноярья наполнена судьбами людей различных профессий, в их числе – работники почтовой службы, чье историческое наследие корнями уходит во времена царской России. Правда, тогда на этой службе состояли только мужчины и их должность обязывала носить с собой военную амуницию в виде сабли и пистолета.
В современном понимании – это оператор российской почтовой связи общего пользования, у которого множество должностей и сотни тысяч сотрудников, а еще его «гендерный портрет» – женщины. И частью такой огромной трудовой «семьи» стала династия РАМДЕНОК. О том, как это произошло, нашему корреспонденту рассказала Елена РАМДЕНОК, переступившая в этом году 35-летний рубеж работы в АО «Почта России».
Штрихи к портрету
Отчий дом в сибирской глубинке – в селе Вознесенка Абанского района Елена покинула по окончании школы с твердым намерением поступить в Красноярский механический техникум. Тогда она даже и предположить не могла, что пойдет по родительским стопам: Ольга Ивановна Рамденок работала на местном коммутаторе телеграфистом в Отделе почтовой службы 663774. Из рассказов матери Елена знала, что в их родном небольшом селе телеграфные переговоры и телеграммы были очень востребованы среди населения. Ольга Ивановна считала свою профессию не только интересной, но и очень нужной людям, ведь транспортное сообщение с городом было далеко от идеала. Однако по прошествии нескольких лет матери пришлось оставить любимую работу из-за проблем со здоровьем. Впрочем, проза жизни внесла коррективы и в планы Елены, студенческий быт в стенах техникума не сложился.
Словно неотвратимый рок вел девушку прочь от избранного ею профессионального пути. Елена Петровна вспоминает, как в первый же месяц учебы их курс распределили на сельскохозяйственные работы. В советское время такая практика была повсеместной: осенью студентов отправляли на сбор урожая в различные совхозы и колхозы. Но обстоятельства сложились так, что сентябрь выдался прохладным, а теплые вещи из дома новоиспеченной студентке еще не доставили, поэтому отправиться вместе с сокурсниками в поездку не получалось. Преграды сыпались одна за другой, и Елена забрала документы из учебного учреждения. Однако в родные края девушка не вернулась. Ей попалось на глаза объявление о наборе абитуриентов на обучение почтовым специальностям. И она, не раздумывая, отправилась в приемную комиссию училища, которое вело набор до конца месяца.
Буквально через год девушка получила профессию и стала молодым специалистом. По ее словам, время пролетело незаметно, учебные дисциплины давались легко и образовательный процесс был интересным. Более того, перед Еленой открывались многообещающие трудовые перспективы – по распределению она попала на Прижелезнодорожный почтамт Красноярска. О будущем месте работы она узнала еще во время учебы, когда к ним приезжал сам начальник отделения Хачик Цолакович Хачатрян и рассказывал об организации, агитируя молодежь идти работать на свое предприятие. Первое знакомство с Прижелезнодорожным почтамтом состоялось в период прохождения практики. Тогда они всей группой попали на сортировку открыток: новогодние, к 23 февраля и 8 марта поздравительные открытки приходили в отделение в больших объемах, и ребят из профильных учебных учреждений приглашали помочь своим будущим коллегам.
Девушка видела в этих рабочих процессах столько захватывающего и интересного, что не сомневалась в выборе своего профессионального долга, а с годами это чувство росло и крепчало, помогая ей вдохновенно и искренне выполнять свою работу.
Вагончик тронется,перрон останется
О почтамте у молодой девушки сложилось хорошее впечатление, и она с удовольствием пошла туда работать вместе с еще четырьмя сокурсниками. Но с годами из тех, кто пришел из ее потока, осталась лишь Елена. Как человек амбициозный и целеустремленный, она стала расширять свои профессиональные компетенции – так сказать, без отрыва от производства, прошла курсы и повысила квалификацию до заместителя начальника почтового вагона. Елена Петровна считает, что разъездной характер работы далеко не всем был по плечу, поэтому многие из сокурсников уходили не только из отделений, но и вообще меняли профессию. А ей такой формат нравился, ведь она колесила по станицам и весям родного края.
Как пояснила моя собеседница, начальник почтового вагона как раз тот человек, который развозит почтовые отправления – открытки, письма, посылки по разным направлениям на территории всей страны. На тот момент на предприятии действовало девять почтовых линий, по которым курсировали собственные вагоны железнодорожного почтамта.
«У нас была ветка Красноярск – Ереван, которая занимала почти месяц пути – 28 дней. То есть люди отправлялись по данному маршруту и возвращались обратно в Красноярск практически спустя месяц. Также отправления следовали и по ветке Красноярск – Хабаровск. Почтовый вагон ходил в составе и по местным линиям: Красноярск – Шарыпова, Красноярск – Лесосибирск, Красноярск – Богучаны. Последняя линия до сих пор действует и курсирует почтовый состав по маршруту Красноярск – Карабула», – пояснила Елена Петровна.
Почтовый вагон считается таким же объектом почтовой связи, как и само отделение, к которому он приписан. Соответственно, в нем едут сотрудники почтамта, это проводник-электромонтер, начальник почтового вагона и заместитель начальника почтового вагона. По пути следования они принимают и выдают почту на станциях, а точнее – обмениваются на каждой крупной станции почтовыми отправлениями.
«Только представьте плечо доставки почты по ветке Красноярск – Хабаровск. Это ж практически маршрут на полстраны, который ты проезжаешь, следуя на восток России. За этот период ты наблюдаешь за тем, как меняются климат, природа, люди. Это действительно впечатляет и делает трудовые будни более красочными и интересными. Поэтому мне моя работа очень нравилась, но после замужества и прибавления в семье пришлось менять специфику», – дополнила собеседница.
Менее года Елена Петровна посвятила почте на колесах, и ей так и не удалось попасть в конечную точку маршрута линии Красноярск – Ереван, увидеть этот замечательный город так и осталось ее мечтой. Впрочем, как и детская мечта стать фармацевтом. Она хотела связать свою судьбу с медициной и поступать в профильное образовательное учреждение, но звезды распорядились иначе – не успела в срок подать документы.
Когда Елена Петровна была только в начале своего трудового пути были большие рабочие коллективы и масса многообещающих маршрутов и впечатлений. Сейчас многое изменилось, начиная от названия самого предприятия и заканчивая объемом работ. Но она с трепетом в душе вспоминает то время, когда приходила на почту в родном селе и тот до боли знакомый запах сургуча, который ни с чем не перепутаешь. Все это врезалось в память и не отпускает. И до сих пор не верится, что по прошествии десятков лет действительность изменилась и почта осталась прежней лишь в обрывках ее детских воспоминаний, да в отдаленных населенных пунктах Матушки-Сибири.
«Нам в Вознесенку почту доставляли на самолете-кукурузнике трижды в неделю. А в нагрузку вместе с почтовыми отправлениями приходили и железные коробки с фильмами для местного клуба. С аэродрома эти грузы везли на телеге, так что на балансе местного почтового отделения был и гужевой транспорт, и парнокопытный сотрудник – трудолюбивая лошадь. Этот типичный советский деревенский уклад, организация перевозок и подход к работе сейчас воспринимается как нечто архаичное, но это наша история. Прямо не верится, что так было, потому что теперь с перевозкой почты гораздо больше волокиты и проблем. А раньше ни дождь, ни снег не были помехой, система работала стабильно», – отмечает Елена Рамденок.
По ее мнению, техническая революция, цифровизация и шагающий семимильными шагами научный прогресс изменили не только окружающую действительность, но и людей. Будучи школьницей, она удивлялась рассказам педагога физики, что за рубежом есть фотоаппараты, которые делают почти мгновенные фотокарточки, или аппаратура, которая позволяет смотреть фильмы на телевизоре с помощью специальных кассет. А потом, спустя пять-семь лет эта техника появилась и в Союзе: Елена сама делала фото на полароид и крутила фильмы на видеомагнитофоне.
«Технологии открыли новый мир человеку, но в то же время бесповоротно разрушили сложившиеся традиции. Почтовая связь, можно сказать, попала «под раздачу» в лихие девяностые. Хотя надо отдать должное государству, что заработную плату нам платили исправно в отличие от повально закрывающихся не только в регионе, но и по всей стране предприятий. На фоне происходящего мы с пониманием относились к нечастым задержкам зарплаты, так как видели, что люди не получали ее месяцами. Это было сложное время», – делится воспоминаниями собеседница.
В период экономической нестабильности Елена Рамденок оставалась преданной Прижелезнодорожному почтамту и трудилась оператором сортировки. У нее был сменный режим работы, но она справлялась с семейным бытом и воспитывала своего первенца – сына Руслана. Через девять лет в семье наметилось прибавление и очередной декретный отпуск по уходу за дочерью. Вновь в трудовой процесс Елена включилась уже имея за плечами диплом специалиста почтовой связи Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Начиная с 2006 года, после окончания заочного отделения вуза, Елена плавно продвигалась по карьерной лестнице. Работала в диспетчерской службе, оператором, инженером отдела эксплуатации, главным специалистом отдела эксплуатации и наконец заняла должность руководителя отдела эксплуатации красноярского магистрального сортировочного центра.
«Думаю, мне очень повезло с коллективом, в лице которых на протяжении многих лет я видела единомышленников и соратников по цеху. Они стали для меня надежным плечом в работе и советниками в профессиональном развитии. Мой карьерный рост не только личная заслуга, но и внимание со стороны руководства. Мои стремления расширять профессиональный кругозор привели меня на новый уровень, и я стала руководителем. Но наравне с этим прибавилось и ответственности, поэтому я обязана оправдать доверие коллег», – признается Елена Петровна.
И действительно на руководящем посту ей приходится выполнять серьезные задачи: планировать доставку почтовых направлений, вести отчетность по распределению грузов, доказывать необходимость построения маршрутов с привлечением различного транспорта, следить за наличием расходных материалов и прочим.
«В нашей работе нет места хаотичности, воздушный, речной, морской и наземный транспорт, доставляющий почту, следует строго по определенным маршрутам. Чтобы исключать накладки и сбои в доставке мы загодя планируем объемы почтовых грузов, распределяем нагрузку на транспортные линии и следим за исполнением своих обязательств», – резюмирует собеседница.
По словам Елены Рамденок, все направления доставки привязаны к определенному субъекту и в зависимости от территории выстраиваются не только с учетом охвата близлежащих муниципалитетов, но и потребностей населения. Так, в период праздничных дат и с учетом сезонности востребованность в почтовых услугах возрастает, поэтому случаются коллапсы и простои. Этого стремятся избежать, поэтому маршруты постоянно уточняются и коррелируются. Сейчас в ведении группы эксплуатации красноярского магистрального сортировочного центра четыре собственных железнодорожных маршрута, девятнадцать авиамаршрутов по магистрали, из них – десять по России. И так как это северное направление, то красноярское отделение обеспечивает доставку почты даже в самые удаленные уголки, где налажено лишь воздушное транспортное сообщение, а водный путь доступен лишь в период навигации.
«Есть места, где на большую землю фактически нет проезда и в распоряжении населения и транспортных служб лишь старая дорога, колеи которой круглый год напоминают полное бездорожье и отличную трассу для участников трофи-рейдов. Обычно такие проезды используются как сообщение между портами и за редким исключением ведут к населенным пунктам. Климат и условия диктуют почтовой службе суровые правила, с которыми приходится считаться. К примеру, Норильск, Дудинка, Диксон в основном получают почтовые грузы только благодаря авиации и лишь во время навигации используется доставка морским путем. Это в моей работе требуется знать и учитывать», – признается руководитель отдела эксплуатации красноярского магистрального сортировочного центра.
Более того, вместе с коллегами ей приходится просчитывать ежемесячно объемы почтовых отправлений на авиаперевозки. Это в советское время при отсутствии места в багажном отделении под почту авиакомпанией высвобождались пассажирские места. Сейчас же коммерческие перевозчики вправе отказать в транспортировке багажа при невыгодном для них с финансовой точки зрения маршруте. Им же тоже приходится учитывать свои мощности и прибыль.
По наблюдениям Елены Петровны, самый загруженный период по доставке приходится на август-сентябрь, когда люди массово возвращаются с летнего отдыха, а также когда кругом царит предновогодняя суета и грядет Сочельник. В эти дни ввоз и вывоз товаров возрастает кратно, поэтому почта просто захлебывается в почтовых отправлениях. Сюда же добавляются массовые отправки праздничных товаров и атрибутики коммерсантами, и нагрузка на транспортные сообщения увеличивается в разы. Конечно, в такие моменты работникам почты не позавидуешь, но Елена Петровна уверенно говорит, что научились справляться и находить оптимальные выходы в таких ситуациях. А еще она признается, что когда только пришла работать на почту, то ее интерес и желание погрузиться в профессию были вызваны пытливостью и любопытством. Сейчас же она воодушевляется тем, что многое сделано ее руками, глаз радуется, когда смотрит на плоды своего труда, а результаты работы вселяют в душу чувство гордости, что создается комфорт для людей.
Несмотря на то, что бытует мнение, что население страны практически перестало оправлять письма и открытки близким и друзьям, Елена Петровна уверяет, что объемы деловой и заказной корреспонденции вовсе не уменьшились, а возросли. Личная переписка, конечно, ушла в онлайн-пространство, но не исчезла. Тонны открыток, пересылаемых накануне праздников советскими гражданами, превратились фигурально выражаясь, в килограммы. Однако перед почтовой службой открылись новые горизонты – ощутимые обороты стали набирать маркетплейсы и интернет-магазины, у которых оборот почтовых отправлений составляют не только миллионы мелких пакетов и бандеролей, но и крупногабаритные посылки.
Проводя параллели между советской эпохой и современностью, Елена Рамденок вспомнила курьезные ситуации, которые произошли с ней на почте. К примеру, будучи молодым оператором, она вывозила на специальных телегах на перрон посылки для загрузки их в почтовый вагон. В один из таких дней она увидела шагающего у поезда мужчину с бандеролью под мышкой. Как внимательный и ответственный сотрудник Елена бросилась в вдогонку за потенциальным похитителем чужого имущества. Она засыпала его вопросами и требовала пояснить, откуда у него посылка и не стащил ли он ее с их почтовой телеги. Мужчина в недоумении отнекивался и спешил отделаться от Елены, которая все не унималась. Тогда тот остановился и наконец признался, что таскает ее с самой Камарчаги. Елена обступила, но еще долго провожала взглядом человека до остановки, а потом с улыбкой вспоминала этот случай.
Также врезался в память и разговор с одной рачительной бабушкой, которая все названивала на почту, чтобы узнать судьбу своей посылки. Оказалось, пожилая женщина переживала, что в приложении посылка длительное время оставалась без движения, то есть застряла на одном из сортировочных пунктов. Елена пояснила вопрошавшей, что сейчас грузы отправляют не в полном объеме и придется подождать. Это длилось несколько дней, пока Елена не уточнила, за что ж так волнуется отправительница. А суть в том, что сердобольная бабушка отправила своим детям в пластиковых бутылках яйца, которые по всем срокам уже точно не пригодны к употреблению. В очередной раз заверив женщину, что все будет хорошо, предупредила, чтобы та больше не отправляла в таком виде продукты, а сама позвонила коллегам, чтобы те наклеили предупреждение на посылку во избежание повреждения упаковки.
Как-то в процессе обработки документов на отправку посылок в руки собеседницы попал бланк, с оборотной стороны которого оформитель написал сотруднику почты, чтобы тот поставил посылку в холодильник, поскольку он отправляет родственникам сало и небольшой кусочек мяса. Понятное дело, что будет с этими продуктами в процессе длительной транспортировки и какой сюрприз ожидает адресата.
И таких случаев в практике почтовых служб сотни, если не тысячи, но даже это не отбивает желание у специалистов работать и делать жизнь граждан на порядок комфортнее.
Традиции семейные, почтовые
В семье Рамденок из года в год собирались за большим столом все родственники, делились житейской мудростью и рассказами о своем быте. В одной из таких душевных бесед Елена Петровна и предложила сыну сменить логистическую компанию на почтовое отделение. Тогда Руслан работал экспедитором, а мать советовала присмотреться к вакансии водителя. Конечно, везде были свои плюсы и минусы, но после непродолжительных раздумий сын устроился на почту. Сначала курсировал по маршруту, который перевозил почту в Авиационное отделение перевозки почты (АОПП) и из АОПП. А теперь считается универсальным водителем, который способен выполнить доставку почтового груза как городским, так и междугородним маршрутом.
Кроме того, в почтовой связи работает и родной брат Елены – Рамденок Сергей Петрович. Его профессиональная вотчина – Иркутская область, а точнее участок обработки отправки почты города Железногорск-Илимский. Как и его племянник он доставляет почту по определенным маршрутам. На местном почтовом отделении в должности кассира трудится и его супруга –Светлана Николаевна. Вот и получается, что почтовая связь крепко переплелась с судьбами этих людей и стала канвой преемственности поколений.
Беседовала Елена Пузевич, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №30-2024