Линия жизни

У каждого человека своя жизненная дорога. У одного она ничем значительным не отмечена. У другого наполнена глубоким содержанием.
Линия обывателя не по душе Дарье КИРЕЕВОЙ, учителю русского и английского языков и литературы Павловской школы, председателю ППО, профлидеру Совета молодых педагогов Нижнеингашского района и председателю Совета молодых педагогов краевой организации Профсоюза образования. Ее жизнь полна значимых событий, ей есть о чем поведать людям.

Вот почему она охотно откликнулась на просьбу корреспондента газеты “Солидарность. Красноярский выпуск” рассказать о пути в профессию, педагогическом долге и опыте профсоюзной деятельности.

– Дарья Владимировна, помните ли момент, когда поняли, что ваше призвание – педагогика?

– Быть учителем – детская мечта. Осознание своего предназначения пришло ко мне в совсем юном возрасте: примерно годам к шести я точно понимала, что я буду педагогом. Однако мой путь в профессию нельзя назвать привычным и легким. В педагогику пришла не сразу. Так сложилось потому, что профильный университет не готов был принять меня на обучение из-за возраста. Одиннадцать классов я закончила в шестнадцать лет и мне тактично намекнули, что сначала нужно получить среднее специальное образование, чтобы просто-напросто повзрослеть. Поэтому мой первый диплом не из области педагогики, а из сферы машиностроения: я получила специальность техник-конструктор в Колледже электроники, экономики и управления в Красноярске.

В день защиты диплома, а защитилась я на пятерку, подала документы в Педагогический университет имени Виктора Петровича Астафьева по направлению “Русский язык и литература”. По окончании университета прошла дополнительно профессиональную переподготовку по программе “Иностранный язык”, стала филологом и учителем английского языка. И по сей день на протяжении семнадцати лет преподаю три предмета: русский язык, английский и литературу для ребят в школе.

– На ваш взгляд, почему молодежь не спешит идти работать в школу, и почему профессия учителя не столь популярна в абитуриентской среде?

– К сожалению, вектор молодежных взглядов с течением времени поменялся. В приоритете множество новых профессий и это прослеживается еще с того времени, как я поступала в университет. У нас был большой поток, порядка сотни человек, но из моей группы, а это 40 студентов, до последнего курса дошли лишь тринадцать. И всего шестеро из нас, включая меня, пришли работать в школу.

Сегодня со старшеклассниками мы работаем на профориентацию, стараемся показать все положительные стороны нашей профессии, но, тем не менее, очень мало детей, которые готовы связать свою дальнейшую судьбу со сферой образования. А когда спрашиваем, почему так? Они говорят, что замечают, насколько труд учителя очень сложен сам по себе и не физически, а именно морально. То есть сегодня не многие готовы ежедневно работать с разными людьми и учиться находить подход к каждому из них. К тому же и бюрократическая система, в которой живет общество, тоже накладывает определенный отпечаток. Дети в поиске более легких путей, но все же в данном выборе все индивидуально.

Я встречаю молодых коллег, которые так же осознанно, как и я, приходят в образование и остаются на долгий период времени, понимая, что наша профессия, правда, достаточно сложная.

– Кадровый “голод” в сфере образования особо ощутим среди предметников и иностранный язык – не исключение. Насколько сложно педагогам адаптироваться, так скажем, к более узкой направленности?

– Основной фундамент, как правило, закладывается еще в школьные годы. Мне в этом плане очень повезло с учителем. У меня вела русский язык и литературу прекрасный педагог, которая по-настоящему любила свой предмет. Она – профессионал, ас в своем роде, и меня всегда это сильно подстегивало к изучению языка не как просто носитель, я впитывала все как систему знаний. А вот с учителем английского языка отношения были не совсем гладкими, плюс изучать мы начали иностранный язык в пятом классе. Это сейчас ребята со второго класса уже делают первые шаги в этом направлении. А нам было достаточно сложно еще и потому, что педагог был очень требовательный.

Признаюсь честно, никогда не блистала знаниями, но училась на четверки вперемешку с пятерками. Любовь к иностранному языку проявилась, наверное, к окончанию средней школы. Когда в девятом классе уже стала понимать иностранный язык как систему, то есть как систему языкознания, вот тогда и стала его любить.

В свое время я пришла к тому моменту, что была готова переобучиться, что хотела обучать иностранному языку детей. И это было тогда, когда сложилась система русского языка у меня в голове, соответственно, я была готова в эту систему привнести и иностранный язык для сравнения.

И сегодня я преподаю детям иностранный язык как систему сравнений с русским языком, поскольку им очень сложно воспринимать несколько языков, когда еще продолжают изучение и своего родного языка. Со слов моих ребятишек, что уже сдавали иностранный язык в виде зачетов и экзаменов, им помогало как раз в процессе постижения языка то, что язык был представлен как система, а не просто как набор лексических единиц, каких-то грамматик и всяких конструкций.

– Из ваших наблюдений, может ли педагог определить, есть ли у ребенка способности к языкам?

– Никогда, особенно в первые годы обучения, не ставлю штамп и не навешиваю ярлыки, что у ребенка не будет хороших результатов в изучении иностранного языка. Считаю, такой подход в корне неправильным, и эту точку зрения высказываю в любых дискуссионных моментах. Осуждаю молодых коллег, которые этим грешат в своей педагогической практике. Поскольку, если ты приходишь на каждый из уроков и показываешь ребятам, как ты любишь язык, то чаще всего дети не осознанно, но идут за тобой. Если в какие-то моменты что-то не получается, то это не значит, что не получится потом.

В моей многолетней работе немало примеров, когда дети в начальной школе упорно сидят с твердой тройкой, а уже в шестом-седьмом классе имеют оценку “четыре” или “пять”. А потом в девятом классе на государственной итоговой аттестации показывают достаточно хорошие результаты. Причем многие из них после школы связывают свою деятельность с филологией и дальнейшим изучением языка.

Что на это влияет? Интерес, который, по крайней мере, я стараюсь нести на каждый урок, в том числе и в плане методических моментов. Разнообразие и нестандартный подход я очень люблю и применяю это на практике. Также учитываю уровень знаний учеников в моменте, поскольку на протяжении всего образовательного процесса у детей не раз меняется интерес к предметам. Сначала может быть тяга к точным наукам, а потом к гуманитарным и наоборот.

Например, однажды к нам перевелась из другой школы девочка, у которой по английскому языку было затяжная неудовлетворительная оценка. С чем это было связано не понятно. На моих уроках она месяц была молчаливым наблюдателем, когда дети активно работали, не задавала вопросов и не проронила ни слова. Просто тихо сидела. Я понимала, что ребенку нужно дать время на адаптацию и заняла выжидающую позицию, хотя видела ее оценочный лист и что у нее стоит “два” на протяжении всего предшествующего года обучения. Но на одном из нестандартных уроков, где я проводила квест, предложила ей роль судьи. Девочка с одноклассниками переходила от задания к заданию и следила за алгоритмом их переходов. А когда дети дошли до определенного этапа и возникла задуманная мной заминка, они не смогли разгадать фонограмму. И эта девочка в тот момент прочитала на иностранном языке достаточно серьезный по объему текст, и прочитала так, что даже я не посмела ее исправить. Этим была шокирована не только я, но, вероятно, и одноклассники. В тоже время я была несказанно рада такому событию и искренне радовалась за нее. Этот случай произошел лет восемь назад, и он до сих пор в моей памяти.

Поэтому, когда ребята говорят, что не могут читать на английском, я рассказываю им эту правдивую историю и уверяю, что нужно просто в себя поверить. Та девочка поверила в свои силы и закончила школу с аттестатом, где были лишь четверки и пятерки. Для меня это памятный момент.

– Получается ли у Вас быть педагогом лишь в школе, но не быть им в семье? Кто Вы в глазах своих близких?

– Можно сказать, что моим детям повезло. В 2019 году я ушла со школы, в которой обучался старший сын и в которую потом пришла младшая дочь. Мне предложили должность директора в другой школе и на этот момент сын был уже девятиклассником. Накануне принятия этого решения состоялся серьезный разговор с ним. Тогда я его попросила только об одном – помнить, что он никогда не должен создавать ситуаций, из-за которых бы мне было стыдно за него. С моим уходом ничего не должно было измениться. На это он ответил, что рад моему уходу и что благодарен мне за то, что я никогда не вмешивалась в процесс обучения, будучи его действующим учителем иностранного языка.

Я преподавала у него в классе, но при этом никогда не держала тотального контроля за оценками и за тем, как он себя ведет. То есть у нас всегда было четко разграничение: в школе я – Дарья Владимировна, обычный учитель, ровно такой же, как и для всех детей. А дома – конечно, мама. И эта граница не нарушалась ни старшим ребенком, ни мной.

Дочь уже пошла учиться в школу, в которой не было мамы, поэтому легко вошла в этот процесс. Для них я не учитель, это позиция детей. Если на первых порах я пыталась, к примеру, даже подтянуть по английскому языку, дети ставили барьер, что не нужно этого делать. Дома ты мама, говорили они и добавляли, что читать и писать умеют, а когда будет нужна какая-то помощь, мы к тебе подойдем. Считаю, что это правильные границы, которые никто из нас не нарушает.

– Вам удалось поработать и в городской, и в сельской школах. Скажите, где комфортнее и почему?

– Как коллега я бы не делала категоричных разграничений. А как педагог скажу, что разница между учениками городской школы и сельскими школьниками колоссальная. Знаете, в чем? Дети в сельской территории более открыты не только для общения, но и в плане получения от учителя знаний. Мне комфортнее в сельской школе, вероятно, и потому, что вокруг как раз нет такого количества гаджетов, всеобщей доступности к каким-то развлечениям, может быть и моментов, которые бы отвлекали ребят от процесса обучения. Поэтому с этими детьми работать легче. Однако есть и сложность. Любой из коллег, который имел возможность сравнить городскую и сельскую школы, я думаю, согласятся со мной. Многим сложно адаптироваться под более малокомплектные классы. Для города по тридцать учеников в классе – норма, и педагог настраивается на работу с таким количеством детей. Когда же приходишь в сельскую школу, то у тебя в классе по двенадцать или пятнадцать учеников. Были в моей педагогической практике случаи, когда в классе всего четыре ребенка, и приходилось перестраивать весь образовательный процесс, так сказать, адаптировать учебные планы под ситуацию, и это довольно сложно, но интересно. По крайней мере я это воспринимала не как сложность, а как один из этапов своего собственного развития.

Мой переход в сельскую школу как раз попал в период перехода на дистанционное обучение. Пришлось экстренно осваивать различные интерактивные площадки и смотреть, каким образом вывести процесс обучения в онлайн-формат. Дети же эту форму обучения восприняли легко и с ними было комфортно заниматься. В сельской школе дети тянутся к знаниям, видят то, что транслирует учитель, ими воспринимается все с положительным эффектом. Более того, к педагогу они приходят не с какими-то претензиями или упреками, а с благодарностью. И это, соответственно, нас мотивирует.

– Скажите, насколько актуален вопрос “отцов и детей” с педагогической точки зрения?

– Это очень важный для меня вопрос, потому что, находясь в педагогическом сообществе и возглавляя Совет молодых педагогов района, я на протяжении уже достаточно длительного времени вместе с коллегами обсуждаю педагогическую деятельность в разрезе взаимодействия с родителями. Мне очень повезло, что за семнадцать лет педагогического стажа, не было конфликтов. Правда, нет и алгоритма, что должен предпринимать учитель, чтобы у него не было конфликтов с родителями. Но сто процентов могу озвучить три золотых правила для учителя, которые действуют и делают работу учителя эффективной. Во-первых, нужно любить и уважать свою профессию. А значит, никогда не создавать со своей стороны таких ситуаций, которые бы наводили тень на педагога. Учителя – персоны публичные, поэтому нужно уметь четко разграничивать, где твое личное, а где общественное. И ни в коем случае не смешивать эти стороны жизни. Тогда вопросов со стороны общества будет все меньше, а репутация останется не запятнанной. Соответственно, если вы любите свою профессию и относитесь к ней как к образу жизни, то конфликты просто не будут возникать в вашей судьбе.

Второе золотое правило – уважать учеников и родителей ровно так же, как бы вы хотели, чтобы уважали вас. Даже если какая-то получилась сложная ситуация, ни в коем случае нельзя выходить за рамки дозволенного. Мы все находимся в социуме и понимаем те правила, по которым общество будет судить о вашей персоне. Если не хотите, чтобы оскорбляли и унижали вас, ни в коем случае не должны этого делать по отношению к ребенку, который младше и зачастую не понимает ту мысль, которую вы несете, так же и в отношении родителей.

Третье правило – никогда не сдаваться. Если понимаете, что ситуация уже случилась, и она зашла в тупик, нужно уметь находить третью нейтральную сторону в лице службы медиации, Совета старшеклассников либо Управляющего Совета школы. И нужно это для того, чтобы люди смогли посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны и помогли понять и принять все, что происходит, и найти решение.

Уверена, если молодой педагог будет следовать этим трем правилам, то, на мой взгляд, сложностей у него не должно быть в профессии.

Все мы – люди, и педагоги тоже бывают неправы. Мы эмоциональны и импульсивны, что накладывает отпечаток на те ситуации, которые сегодня происходят вокруг нас. Поэтому необходимо уметь каким-то образом сглаживать конфликты и, конечно же, на самом деле уважать себя и другую сторону образовательного процесса – родителей и детей.

В последнее время стала замечать, что родители охотно идут в школу за советом, когда в семье возникают проблемы с детьми. Меня радует, что приходят папы и мамы к молодым коллегам, спрашивают, как лучше поступить в той или иной ситуации, обсуждают, что у них не получается. И это говорит о том, что меня окружают пусть и молодые, но профессионалы. Были у меня и моменты, когда, будучи директором, я пыталась отстаивать позиции молодых педагогов. Но, к сожалению, опыт – сын ошибок трудных, показал, что родители были правы в своих претензиях. Поэтому сегодня я выступаю третьей стороной, стараюсь абстрагироваться от того, что это мои коллеги и посмотреть на каждую ситуацию со стороны. И только после этого принимаю какое-то взвешенное решение и даю советы, чтобы это все было действенным.

– Сегодня Вы не только учитель школы, но и лидер ППО, а также председатель Совета молодых педагогов. Как вы попали в профсоюзную струю и теперь органично совмещаете эти должности?

– В профсоюз я попала в первый год своей работы в школе, где меня окружали достаточно возрастные коллеги, которые видели в профсоюзе что-то такое неотъемлемое от системы образования. Сначала я до конца не понимала, в чем ценность профсоюза, но видела, как работают лидеры нашей первичной профсоюзной организации. И мне их сплоченность и активность импонировала. Я была свидетелем того, что с их мнением при принятии решений считаются представители администрации, что профлидеры реально способны влиять на определенные моменты педагогической деятельности. И это укрепляло мою веру в профсоюз. А когда совершенно неожиданно сложил свои полномочия председатель первичной организации, на собрании трудового коллектива была предложена моя кандидатура на этот пост.

Было очень приятно, но в то же время ответственно за оказанное мне доверие. Конечно, я понимала, что не хватает самых элементарных знаний, но готова была учиться. И как раз, наверное, понимание того, что профсоюз – не просто активные, позитивные, грамотные люди, а еще и очень серьезная движущая сила в лице коллег, помогло мне стать настоящим профлидером.

Все это пришло, когда я стала взаимодействовать в роли председателя первичной организации с председателем территориальной организации. Очень мудрая и грамотная женщина научила многому. И теперь для меня это не работа, не общественная нагрузка, а моя отдушина, возможность не падать духом даже тогда, когда становится очень сложно. И если наступает период достаточно сложный на работе, то такой общественно значимый труд для меня дает возможность абстрагироваться, порадоваться победам на профсоюзной ниве, пообщаться с людьми. А еще я постоянно ощущаю прилив сил и свой профессиональный рост благодаря интересным профсоюзным проектам. Теперь профсоюз, как и педагогика – мой образ жизни, благодаря которому есть возможность посмотреть на профессию другими глазами, почувствовать, что ты сегодня для кого-то значим не просто как педагог или руководитель образовательного учреждения, а еще и как личность.

– Скажите, как проходят летние каникулы педагога и профлидера в одном лице?

– В то время как кто-то ставит цель, как можно больше объехать родственников или отправится на отдых в жаркие страны, мое лето всегда делится ровно на три периода. Первый отрезок отпуска я провожу за просмотром какого-то хорошего старого кино или чтением интересных книг.

Второй период всегда посвящен только семье. Когда решаются многие бытовые вопросы, большего времени и внимания уделяется детям, их развлечениям и совместному отдыху с нами, родителями.

А в третий период как раз я морально настраиваюсь на новый учебный год. В этот интервал времени моего отпуска занимаюсь саморазвитием и планирую свою деятельность на год. Прохожу курсы повышения квалификации, занимаюсь написанием профильных статей, с которыми буду выходить в течение года на образовательные форумы, конференции и транслировать свой педагогический опыт. Это может быть и разработка значимых интересных мероприятий, которые будут проходить в единой связке с Советом молодых педагогов или с профсоюзным активом. Можно сказать, что с пятого августа и до конца месяца длится чисто профессиональный отпуск, во время которого могу себе позволить подумать над проектами, придумать новые форматы активностей, заняться самообразованием. В этот момент коллеги адресуют много вопросов, связанных с охраной труда и с соблюдением трудового законодательства. Ведь в процессе учебного года мы с головой погружаемся в профессиональную деятельность. Соответственно детально разбирать эти вопросы не всегда удается. А вот летом педагоги более охотно откликаются на любые мероприятия: как образовательные, так и связанные с профсоюзом. Например, каждое лето мы с коллегами по цеху проводим выездную школу молодого педагога, куда привлекаем не только коллег в возрасте до 35 лет, но и тех, чей стаж педагогической деятельности достигает двух десятков лет и больше, в качестве спикеров.

Все люди, которые приезжают в “Багульник”, члены профсоюза. Там работает уже сложившая команда, которая наполняет школу интересными и эффективными программами и проектами, которые отвечают запросам современной молодежи.

Для меня каждая школа – новый этап в моей жизни, потому что запросы становятся более серьезными. Если посмотреть, как мы приезжали на первую школу и какова была наша программа и какова она сейчас, это совершенно разные вещи. Это этап саморазвития, в том числе и работы в команде. Если посмотреть с профессиональной точки зрения, это возможность общаться с лидерами мнений не только в лице председателя краевой организации профсоюза – Людмилы Косарынцевой и ее заместителя Натальи Савченко, но и вести открытый диалог с деятелями профильных ведомств и политики.

Согласитесь, когда и где еще представится возможность молодым коллегам обсудить насущные проблемы и вопросы с министром или губернатором Красноярского края. В праздные будни эти возможности будут сведены к нулю. А в рамках этого проекта можно открыто говорить о том, что тревожит или уделить внимание к сложной ситуации, которая может быть разрешена только представителями власти. Поэтому интерес к этой площадке с каждым годом у педагогов растет. Это еще один реальный пример того, что никогда не стоит опускать руки и всегда находить положительные моменты в нашей деятельности. Если этого позитива от нас, учителей будет много, я думаю, что это возвратится к нам сторицей. А это и комфорт, и наши достижения, это те дети, которые будут уходить и приходить к нам в профессию, и не будут замечать только какие-то шероховатости и сложности. Поэтому накануне 1 Сентября желаю своим коллегам как можно больше позитива и желания идти в ногу со временем, принимая все то, что нас окружает.

Уважаемые коллеги, поздравляю с наступающим Днем знаний! Этот день особенно важен для всех нас, ведь он начинает отсчет нового года и новых достижений. Желаю вам бесконечной любви к призванию, уверенности, творческих успехов и достижений, сил в нашем наставническом деле. Будьте здоровы, успешны, энергичны. Пусть работа приносит много позитивных моментов и отличных эмоций!

Беседовала Елена ПУЗЕВИЧ, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №32-2024

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий