На пороге нового учебного года
Лидер краевой организации профсоюза работников образования выступила на августовском педсовете

В Красноярске на минувшей неделе состоялся традиционный августовский педсовет.
В нем приняли участие более тысячи человек. Это представители разных уровней власти, профсоюзы, педагоги и директора школ, главы муниципальных образований, заместители глав, курирующие вопросы образования, руководители муниципальных органов управления образованием, родители.

Фото – пресс-служба Законодательного собрания края

В этом году центральная тема педсовета — “Будущее края – альянс семьи и образования: диалог на уровне доверия”. Эксперты на дискуссионных площадках и круглых столах обсуждали вопросы развития образования, воспитания, профориентации и сохранение ценности семьи для школьников и студентов. Министр образования региона Светлана Маковская подвела итоги работы за прошедший год и озвучила основные направления на ближайший период. Председатель краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Людмила Косарынцева обозначила актуальные проблемы, с которыми сталкиваются педагогические коллективы и как участвует профсоюз в их разрешении.

По итогам педсовета участники приняли резолюцию, в которой отразили задачи реализации региональной образовательной политики в новом учебном году.

Ниже публикуем доклад Людмилы Косарынцевой.

Уважаемые коллеги!

Всегда очень приятно и, конечно, очень волнительно выступать на конференции перед вами. Вы те, кто сегодня стоит у руля, работаете в наших образовательных организациях, сеете разумное, доброе, вечное.

Прежде всего, хочу искренне поздравить вас с новым учебным годом, пожелать интересного и плодотворного учебного года, профессиональных успехов, личных достижений!

Очень хотелось сделать это выступление приветственным и праздничным, но в очередной раз начну с проблем и трудностей, которые, к сожалению, не решены и остаются наиболее острыми для краевой системы образования, а вот решение проблемы могло бы реально изменить к лучшему положение в образовании.

В первую очередь, это кадровый вопрос. Пока в крае не произошли положительные изменения в решении кадрового обеспечения образовательных организаций и, как следствие, количество учительских вакансий продолжает расти. Проанализировав ситуацию с дефицитом кадров, который по-прежнему характеризуется:

– слабым притоком молодых специалистов;

– сокращением доли учителей, находящихся в активном трудовом возрасте;

– увеличением доли учителей предпенсионного и пенсионного возраста.

Сама проблема ухода учителей из школ, даже если они хотят остаться в профессии, является комплексной.

Это и нерегулируемое количество времени, которое педагог обязан уделять родителям, чтобы отвечать на интересующие их вопросы. Также, несмотря на принятые меры по снижению количества отчетностей, одни оценочные мероприятия заменяются другими, которые не могут проводиться без учителя.

Но важнейшей причиной, толкающей учителей на поиск иной работы, является все-таки уровень оплаты труда. К сожалению, наши обращения к главе региона, в Министерство финансов о необходимости увеличения базовых окладов пока не привели к позитивным изменениям, направленным, в том числе, и на ликвидацию существующей диспропорции в оплате труда. При этом средняя нагрузка учителя продолжает расти и у многих достигает 2 и более ставок, а молодые педагоги, у которых нагрузка в пределах ставки, получают доплату до МРОТ. Такая же ситуация и в дошкольных учреждениях.

В связи с такой ситуацией в оплате труда молодые педагоги крайне неохотно идут работать в образовательные организации, да и те, кто пришел, задерживаются ненадолго.

В связи с этим мы продолжаем настаивать на изменениях в оплате труда и, прежде всего, на увеличении базовых окладов с увеличением фондов оплаты труда, а не за счет собственных средств, перекладывая средства из стимулирующего фонда на повышение базовых окладов. Мы это уже проходили и помним, к чему это привело.

Конечно, сегодня все ждут новую систему оплаты труда, которую должно предложить Правительство РФ, но с учетом того, что сроки внедрения каждый раз переносятся, считаем необходимым вернуться к изменениям в действующей системе оплаты труда.

Предлагаем Министерству образования края совместно с Профсоюзом незамедлительно начать эту работу. Еще и потому, что МРОТ будет продолжать расти, что реально приведет к еще большей социальной нестабильности и несправедливости в образовательных организациях, более того, на доплаты до МРОТ может быть использован весь стимулирующий фонд, а отсутствие дифференциации между квалифицированным и неквалифицированным трудом еще больше обострится.

Вторая проблема, решение которой помогло бы также улучшить кадровую ситуацию, это жилье, об этом заявляют порядка 42% опрошенных педагогов и особенно молодых педагогов.

Для стабилизации кадровой ситуации в учреждениях системы общего образования Красноярского края за счет оказания государственной помощи отдельным категориям педагогических работников в виде приобретения жилых помещений, стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, предлагаем следующее:

1) Предоставлять муниципальное жилье педагогическим работникам по договорам безвозмездного пользования сроком на 10 лет с последующей передачей жилья в собственность при условии сохранения трудовых отношений с образовательными организациями.

Следует отметить, что подобная программа функционировала в крае на основании Закона Красноярского края от 06.07.2004 № 11-2171 “О краевой целевой программе “Приобретение жилых помещений педагогическим работникам муниципальных учреждений системы общего образования Красноярского края” на 2004 год”.

Но, к сожалению, на сегодня не формируется специализированный жилищный фонд для педагогических работников и не предоставляются квартиры по договорам социального найма. В соответствии с законодательством в крае действуют жилищные программы для молодых специалистов бюджетников, но потребность в жилье намного больше, чем финансирование по реализации этих программ.

Хотелось бы получить от власти ответ на поставленный Профсоюзом вопрос. Какие будут предприняты дополнительные решения в жилищном вопросе и оказано содействие работникам краевых и муниципальных образовательных организаций? Например, в части предоставления на приемлемых условиях ипотечных кредитов гражданам – покупателям жилья в связи с низкой их платежеспособностью?

2) Обеспечить компенсацию аренды коммерческого жилья на период трудовых отношений за счет муниципальных бюджетов на основании принятых в территории Постановлений Глав или Соглашений.

3) Включить педагогических работников для предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, как закреплено в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Учитывать это в муниципальных нормативных правовых актах районов и городов края.

На наш взгляд, решение этих двух очень важных вопросов смогло бы реально изменить кадровую ситуацию в крае. Понимая, что это затратно, но положить начало в решении этих вопросов необходимо.

Уважаемые коллеги!

Мы, как общественная организация, стараемся всячески поддерживать наших педагогов. Это и содействие в проведении профессиональных конкурсов, где Профсоюз является учредителем, это и проведение различных экспертиз, это правовая помощь, а для молодых педагогов – это Выездная Школа молодого педагога, которая в этом году проводилась уже в 8 раз.

Мне бы хотелось, чтобы в вашем понимании Профсоюз представлялся не только как общественная организация, которая представляет и защищает права членов Профсоюза, но и как профессиональных союз, который содействует личностному и профессиональному росту педагогов.

Мы всегда открыты для конструктивного диалога и считаем, что очень важно в современных условиях создавать нужный настрой коллектива.

В связи с этим мы видим задачу в том, чтобы выявить совместно с социальными партнерами значимые болевые точки и определить комплекс мер по их минимизации. Эффективное участие профсоюзных организаций в этой работе очень важно.

И еще хотелось, чтобы пришло понимание и у родителей, что учителя – это не “про услугу”, а про интересное общение, знание, развитие.

Уважаемые коллеги!

Не могу не отметить, что для нашего Профсоюза этот год особенный, это год больших отчетов и выборов. Уже состоялись более 50% конференций в районах и городах края. Я хотела бы поблагодарить руководителей управлений образования за оказанную поддержку в проведении конференций и очень надеюсь, что избранные председатели территориальных организаций профсоюза оправдают надежды работников образования.

С новым учебным годом! Пусть в нем будет больше гражданского мира, человеческих радостей и учительских удовольствий!

Благодарю за внимание!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий