На заседании Совета Федерации профсоюзов Красноярского края рассмотрели вопрос развития социального партнерства на предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Он актуален всегда, ведь социальный диалог между работодателем и профсоюзом остается определяющим фактором стабильности предприятий и соблюдения прав работников.
Председатель краевой организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Глушинский отметил, что все вопросы на предприятиях отрасли решаются в диалоге с первичными профсоюзными организациями. Локальные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателями с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации. Положения коллективных договоров распространяются на весь трудовой коллектив, в том числе и на временных работников.
Под контролем профкомов – соблюдение трудового законодательства по вопросам оплаты труда, приема на работу, увольнения, ведения трудовых книжек, режима рабочего времени и времени отдыха, выплат надбавок стимулирующего характера сотрудникам. Так, профсоюз в этом году обращался в администрацию Красноярска и министерство тарифной политики Красноярского края с требованиями пересмотреть тарифы на перевозки, установить их в размере, позволяющем покрыть затраты транспортных предприятий на увеличение и индексацию заработной платы.
Еще одно важное направление работы – включение в коллективные договоры обязательств по финансированию оздоровления работников и членов их семей, а также организации спортивно-массовых мероприятий. Внедряются программы “Нулевой травматизм”, “Здоровье”, идет сезонная вакцинация от вирусных заболеваний, страхование от клещевого энцефалита, рассматривается вопрос о ДМС, созданы условия для занятия физкультурой и спортом, обновляется и приобретается спортивное оборудование. Большое внимание уделяется соблюдению в рабочих помещениях требований охраны труда.
Кроме того, коллективными договорами предусмотрены гарантии мобилизованным в зону СВО работникам предприятий, проводятся консультации по вопросам мобилизации, приобретения необходимых вещей, выплачивается материальная помощь сотрудникам и членам их семей.
Уделяют внимание и мотивации профсоюзного членства, обучению, в том числе и молодежи. Традиционно большую активность в образовательных проектах проявляют представители ППО “КрайДЭО”, “Балахтинского ДРСУ”, “ДРСУ-10”, “Ачинского ДРСУ”, “КРУДОР”.
Важным результатом диалога профсоюза и работодателей дорожного хозяйства стало доведение тарифных ставок 1-го разряда на уровне не ниже МРОТ с сохранением ранее согласованных межразрядных коэффициентов, установленных в коллективных договорах и отраслевых соглашениях. Достижение аналогичного результата по организациям автомобильного транспорта является стратегической задачей краевого комитета профсоюза.
В АО “Краевое АТП” уровень взаимодействия между работодателем и первичной профсоюзной организацией вырос, что позволило обеспечить рост заработной платы работников транспортного предприятия, расширить перечень гарантий, предусмотренных коллективным договором.
Высокий уровень социального партнерства показывает МП “КПАТП №7”, в котором охват работников профсоюзным членством длительное время сохраняется на уровне 90 %. Это во многом связано со стабильностью в коллективе, социально ориентированным руководством и авторитетом первичной профсоюзной организации и ее председателя Виктора Солодкого. На предприятии организуют конкурсы профессионального мастерства водителей, кондукторов, спортивные соревнования, индексируется заработная плата.
В МП “КПАТП №5” из 530 работающих в ППО состоит 301 человек. Председатель профсоюзного комитета Наталья Анышева ведет активную работу по увеличению профсоюзной численности, несмотря на текучесть кадров. Руководитель предприятия, понимая, как важно привлекать новых работников и сохранять старых, старается улучшать условия труда.
Несмотря на успехи, в развитии социального партнерства в отраслях автомобильного и городского пассажирского транспорта, дорожного хозяйства есть и трудности. Так, из-за отсутствия полномочных сторон социального партнерства не заключено отраслевое региональное соглашение, которое бы учитывало систему развития транспорта и дорожного хозяйства региона и позволяло вести полноценный социальный диалог с работодателями, влиять на популяризацию деятельности профсоюза, его имидж, рост профсоюзного членства в организациях.
Непросто складывается ситуация с созданием первичных профсоюзных организаций на частных автотранспортных предприятиях. Там зачастую руководители пресекают все инициативы по созданию ППО.
На предприятиях дорожного хозяйства ситуация с социальным партнерством гораздо лучше. Так, заключено и действует региональное соглашение между краевыми дорожными организациями, первичными профсоюзными организациями АО “Балахтинское ДРСУ”, АО “Большемуртинское ДРСУ”, АО “ДРСУ-10”, АО “КрайДЭО”, АО “Лесосибирскавтодор” и краевой организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Как итог идет планомерный рост заработной платы и развитие социальных гарантий. Можно отметить и сохранение в собственности края ключевых дорожных организаций, в которых работает свыше 3000 человек.
На всех предприятиях дорожной отрасли Красноярского края заключены коллективные договоры. Например, в АО “Ачинское ДРСУ” коллективный договор, который был заключен в начале этого года, улучшил положение работников по ряду параметров.
Владимир Глушинский отметил, что для сохранения штата высококвалифицированных сотрудников необходимо создавать условия для стабильной работы, в том числе и, в части заключения контрактов по обслуживанию автомобильных дорог с социально-ориентированными предприятиями по цене, обеспечивающей высокий уровень заработной платы работников.
На некоторых предприятиях наблюдается ухудшение взаимодействия между профсоюзом и работодателем. К примеру, находящиеся в пользовании ППО АО “КрайДЭО” домики на базе отдыха “Красноярский дорожник” в поселке Жемчужный республики Хакасия для отдыха членов профсоюза не вошли в перечень передаваемого в пользование ППО имущества по новому коллективному договору. Работодатель отказался исполнять ранее заключенное соглашение о выплатах членам профсоюза к Международному женскому дню и Дню защитника Отечества под предлогом “дискриминации” остальных сотрудников. Кроме того, на 30% снизились затраты предприятия на проведение культурно-массовых мероприятий. Как итог численность ППО снизилась на 15%.
Для развития социального партнерства представители профсоюза отстаивают интересы работников в созданных при органах региональной власти общественных советах, а также в органах управления предприятий. Например, председатель краевой организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Глушинский представляет интересы трудового коллектива в совете директоров АО “Краевое АТП” и АО “КрайДЭО”, но такие случаи являются лишь исключением. Отсутствие механизмов применения права работников участвовать в управлении организации, предусмотренного статьей 53 ТК РФ, препятствуют реализации этого прогрессивного вида социального партнерства.
Профсоюзный лидер отметил, что беспокойство вызывает судьба акционируемых автотранспортных муниципальных предприятий Красноярска, ведь не так много примеров повышения эффективности работы организаций после их акционирования, а тем более передачи акций частным инвесторам.
В завершении выступления Владимир Глушинский отметил, что работа по укреплению социального партнерства будет продолжена, так как через него краевая организация профсоюза видит больше рычагов для повышения благосостояния работников и предприятий.
– В целом, выстроенная профсоюзом автотранспортной и дорожной отраслей система социального партнерства позволяет оперативно реагировать на любые вызовы, не дожидаясь, когда проблема выйдет на уровень конфликта, а также работать на упреждение и решать вопросы, не выводя их в плоскость надзорных органов, – заключил Владимир Глушинский.
Подготовила Анастасия МАЙОРОВА, профсоюзная газета “Солидарность. Красноярский выпуск” №33-2024