Речников защищает профсоюз

На прошедшем 15 сентября заседании Совета Федерации профсоюзов Красноярского края Александр ИВАНОВ – председатель Енисейской территориальной (бассейновой) организации Общественной организации – профсоюза работников водного транспорта РФ (Енисейский баскомфлот) – рассказал о практике правозащитной работы в профсоюзной организации. Опыт Енисейского баскомфлота не мог не заинтересовать слушателей: у профорганизации нет штатных правовых инспекторов, однако удалось наладить эту работу в сотрудничестве с работодателями. Подробнее в материале.

Енисейский баскомфлот объединяет 19 первичных профсоюзных организаций предприятий и организаций внутреннего водного транспорта, расположенных в трех субъектах Российской Федерации: Красноярский край, Иркутская область и Республика Бурятия. Охват профсоюзным членством составляет 52%.

Стоит отметить, что в настоящее время в краевой организации отсутствуют штатные правовые инспекторы труда и юристы, но в состав профкомов первичных профсоюзных организаций входят штатные юристы работодателей, которые помогают профсоюзу в осуществлении его деятельности.

Среди направлений правозащитной работы Енисейского баскомфлота: контроль за соблюдением трудового законодательства и за выполнением условий коллективных договоров работодателями; защита прав членов профсоюзов в комиссиях по трудовым спорам и судах; экспертиза проектов коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, юридические консультации членов профсоюзов и профсоюзных организаций.

Совместно с работодателями профсоюзные комитеты за период 2016-2019 провели 136 проверок выполнения условий коллективных договоров, соблюдения требований трудового законодательства. Все нарушения устраняются работодателем добровольно, по договоренности с профсоюзом.

За указанный период рассмотрено 137 письменных жалоб и 673 устных обращений по вопросам охраны труда, режиму труда и отдыха, оплаты труда и другим вопросам, из них решено в пользу членов профсоюза – 439.

В суды подано 8 исковых заявлений по вопросу назначения досрочных страховых пенсий, на сегодняшний день удовлетворено 8 исков, проведена экспертиза 26 проектов коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, 4 нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что руководство предприятий и организаций отрасли на сегодняшний день можно охарактеризовать как социально ориентированное, стремящееся не нарушать трудовые права работников.

Приведем несколько примеров решения вопросов по защите прав работников.

ОТСТОЯЛИ ПРЕДПРИЯТИЕ И РАБОЧИЕ МЕСТА

Проектом Генерального плана городского округа города Красноярска до 2033 года предусматривалось, что территория Красноярского речного порта (грузового района “Енисей”) должна быть перенесена в зону жилой застройки, а территория грузового района “Злобино” – в многофункциональную общественно-деловую зону (в городе Красноярске по этому вопросу проводились публичные слушания).

Концепция проекта Генплана фактически предполагала закрытие Красноярского речного порта либо вынос его за пределы черты города.

На тот период, это 2015 год, в ОАО “Красноярский речной порт” на постоянной основе трудились более 700 человек, проживающих в основном в Кировском, Свердловском и Ленинском районах Красноярска, то есть имеющих рабочее место в шаговой доступности от места своего постоянного проживания.

Закрытие Красноярского речного порта либо вынос его за пределы черты города неизбежно повлекло бы за собой массовые увольнения работников.

Что было сделано

От имени Енисейского баскомфлота, руководителей организаций отрасли, профкома первичной профсоюзной организации в адрес главы города Красноярска Эдхама Акбулатова, председателя Красноярского городского совета депутатов Валерия Ревкуца были направлены письма с обоснованием экономической и социальной опасности принятия таких решений о судьбе порта. Поддержку оказали Федерация профсоюзов Красноярского края и ЦК отраслевого Профсоюза, откуда также были направлены обращения в адрес наших оппонентов.

Было организовано массовое участие речников (членов профсоюза, профкома, клуба капитанов, совета ветеранов, курсантов профильных учебных заведений) в общественных слушаниях. Так, на слушаниях в Свердловском и Кировском районах значительный процент участников слушаний составляли представители отрасли.

Руководители отрасли выступили в защиту предприятия в средствах массовой информации, была опубликована статья председателя Енисейского баскомфлота в газете “Солидарность. Красноярский выпуск”.

Чего добились

По результатам публичных слушаний в проект Генерального плана были внесены изменения, и территория Красноярского речного порта, грузовых районов “Енисей” и “Злобино” стала отнесена к зонам промышленных предприятий. Рабочие места были сохранены, ОАО “Красноярский речной порт” продолжил работу в штатном режиме.

ПОВЛИЯЛИ НА ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”, в соответствии с которым была изменена часть первая статьи 104 Трудового Кодекса РФ. Изменения коснулись учетного периода при суммированном учете рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. В отличие от предыдущей редакции, предусматривавшей годовой учетный период, вводились дополнительные ограничения по учетному периоду, и теперь он не мог превышать трех месяцев.

С одной стороны, нововведения носили положительный характер, поскольку не позволяли работодателям длительное время без предоставления должного отдыха задействовать работников на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами. С другой стороны, закон не учитывал специфики отдельных отраслей.

Так, на территории Красноярского края навигация по реке Енисей и его притокам в силу сезонности может осуществляться только на протяжении 5-6 месяцев в году (с мая по октябрь), и в этот короткий период времени предприятиям отрасли необходимо выполнить договорные обязательства по завозу грузов на Север. В силу специфики на всех рабочих местах на флоте присутствуют вредные и опасные производственные факторы.

При реализации указанной статьи Трудового Кодекса РФ в новой редакции плавсоставу в разгар навигации (по истечении трехмесячного периода) должны были быть предоставлены суммированные дни отдыха за учетный период. Либо судно в рейсе с грузом должно было остановиться и экипаж в полном составе отдыхать несколько дней подряд, либо на судно должен быть принят дополнительный (подменный) экипаж, что в свою очередь неизбежно повлекло бы за собой снижение заработной платы.

Что было сделано

Енисейский баскомфлот направил обращения в ЦК Профсоюза. Проведены личные встречи и беседы с юристами ФНПР по данному вопросу. От ЦК и от Баскомфлотов направлены обращения в ФНПР, Минтранс РФ.

Работодателями были направлены соответствующие обращения в Российскую палату судоходства и Росморречфлот.

Чего добились

Федеральным законом от 08.06.2015 г. N 152-ФЗ “О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации” введена часть вторая статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, которая устроила все стороны социального партнерства:

“В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года”.

ОТСТАИВАЕМ ПРАВА ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА НА ДОСРОЧНУЮ ПЕНСИЮ

Начиная с середины 2019 года, Управление пенсионного фонда в городе Лесосибирске массово отказывает в назначении досрочной пенсии членам экипажей судов филиала АО “Енисейское речное пароходство” Подтесовской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Работники вынуждены обращаться в суд за защитой своих пенсионных прав. Отмечу, что работники трудятся и проживают в Подтесово, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что дает им право получать досрочную пенсию.

Штатная численность работников около 850 человек, из них плавсостав – около 600 человек.

Подробно об этом уже рассказывала газета “Солидарность. Красноярский выпуск” в №25-26 и № 32.

Напомню, УПФР настаивает на том, что у судов, на которых работали речники, портом приписки является город Красноярск, следовательно, по мнению пенсионного фонда, речники не имеют право на досрочную пенсию. Пенсионный фонд не принимает во внимание Приказ Минтранса России от 26.09.2001 г. № 144, по которому приписка судов к порту уже упразднена и заменена государственной регистрацией судна в государственном судовом реестре РФ, а в отношении всех судов Енисейского бассейна внутренних водных путей такой организацией является ФБУ “Администрация “Енисейречтранс”, расположенное в городе Красноярске.

Что было сделано

После обращения Енисейского баскомфлота отдел правовой работы Федерации профсоюзов Красноярского края подготовил исковые заявления в суд от имени членов профсоюза, чьё право на досрочное пенсионное обеспечение было нарушено.

Председатель Енисейского баскомфлота провел переговоры с заместителем генерального директора по правовым вопросам ООО “Норникель-ЕРП”, управляющей организации АО “Енисейское речное пароходство”, по результатам которых работники получили юридическую помощь и представительство в суде (штатный юрист выступал в качестве представителя истца).

По инициативе заведующего отделом правовой работы ФПКК проведена встреча с профильными представителями Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю с участием юристов ФПКК, председателя Енисейского баскомфлота, представителя работодателя.

Перед началом судебных процессов проведена встреча с руководителем и его заместителями Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лесосибирске Красноярского края.

Енисейский баскомфлот обратился в ЦК Профсоюза и получил развернутое экспертное мнение по этому делу (приобщено к материалам дела). На стороне работников и работодатель – АО “Енисейское речное пароходство” также представило развернутое мнение (оглашается в процессах и приобщается к материалам дела).

Подготовлено и направлено письмо за подписью председателя Федерации профсоюзов Красноярского края Олега Исянова в адрес Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю, а также в Пенсионный фонд РФ с целью прекращения неправомерных отказов работникам отрасли в праве на досрочное пенсионное обеспечение.

Из Пенсионного фонда РФ поступило письмо, однако однозначного ответа оно не содержало.

Чего добились

Лесосибирский городской суд удовлетворил восемь исковых заявлений по этому делу в пользу речников. Право на досрочное пенсионное обеспечение, по сути, восстановлено. Еще целый ряд исковых заявлений готовятся для направления в суд.

Поскольку неправомерные отказы пенсионного фонда в законном праве на досрочное назначение пенсий продолжаются, мы обратились к социальным партнерам, ФПКК, ЦК, с целью оказания помощи в решении данного вопроса на федеральном уровне.

ОКАЗАЛИ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТНИКАМ ОТРАСЛИ

С другой проблемой столкнулись работники федерального бюджетного учреждения “Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей” (город Иркутск), а именно – с дефицитом фонда оплаты труда. На это повлияло несколько факторов. С начала 2020 года МРОТ в стране вырос до 12 130 рублей, к тому же в учреждении с апреля 2020 введена совмещенная система оплаты труда для работников плавсостава, вызванная изменениями в законодательстве и нормативно-правовой базы (применение профессиональных стандартов). Данное решение закреплено в соглашении двухсторонней комиссии по внесению изменений в коллективный договор от 12 декабря 2019 года. Произведенные в связи с переходом на совмещенную систему оплаты труда расчеты показывают, что для ее реализации требуется увеличение фонда оплаты труда на 15 млн. руб. минимум. Расчеты произведены с учетом увеличения (совмещения) окладов работников плавсостава, соответственно, ростом всех выплат, как в навигационный, так и в межнавигационный период, а также увеличения доплат до МРОТ определенным категориям работников.

В целом ФБУ “Администрация Байкало-Ангарского бассейна” финансируется от 100% норматива финансирования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2014г. №1295 всего на 36%.

Первичные профсоюзные организации учреждения обратились с этой проблемой в Енисейский баскомфлот. Было подготовлено обращение в адрес ЦК Профсоюза для оказания содействия работникам учреждения в решении вопросов, связанных с необходимостью увеличения финансирования.

В соответствии с пунктом 3.3 Отраслевого соглашения по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2019-2022 годы для сохранения кадрового потенциала, обеспечения безопасного судоходства необходимо поддерживать среднюю заработную плату на уровне не ниже средней заработной платы по региону. В настоящее время средняя заработная плата по учреждению меньше средней по региону на 38%.

Председатель Профсоюза обратился к руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта (“Росморречфлот”) с обоснованным предложением увеличения бюджетного финансирования ФБУ “Администрация Байкало-Ангарского бассейна” на 2020 год.

В настоящее время переговоры продолжаются.

***

Енисейский баскомфлот осуществляет постоянное консультирование как отдельных членов Профсоюза, так и первичных профсоюзных организаций по вопросам социально-трудовых отношений.

Члены Президиума Баскомфлота принимают активное участие в экспертной оценке проектов федеральных отраслевых соглашений, проводят соответствующие консультации с социальными партнерами, вырабатывая общую (региональную) позицию по ключевым вопросам;

Оказывается юридическое сопровождение при создании первичных профсоюзных организаций в отрасли и включении их в состав баскомфлота.

Баскомфлот оказывает помощь первичным профсоюзным организациям отрасли при ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров.

Ежегодно при содействии регионального учебного центра профсоюзов председатели, заместители председателей и профактив ППО повышают свою квалификацию по правовым дисциплинам. Одной из постоянных тем является рассмотрение вопросов изменений в социально-трудовом законодательстве.

Необходимо отметить, что при отсутствии в Енисейском баскомфлоте штатного юриста, неоценимую помощь в осуществлении деятельности, связанной с правозащитной работой, оказывает отдел правовой работы Федерации профсоюзов Красноярского края, а также аппарат Центрального комитета Профсоюза.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий