Министерство культуры РФ разработало законопроект “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников”. Этим законопроектом министерство совместно с профессиональным сообществом предлагает оценивать востребованность творческих работников театров, музыкальных и танцевальных коллективов. Давать оценку востребованности предлагается оценочной комиссии, которая будет формироваться работодателем. Проведя такую оценку и выявив невостребованность работника в репертуаре, работодатель имеет полное право расторгнуть трудовой договор с ним.
Реакция Красноярской краевой организации профсоюза работников культуры не заставила себя ждать. Председатель крайкома Оксана Гаговская забила тревогу среди актерского сообщества и профсоюзного актива не только краевых театров, но и представителей профсоюзных организаций других регионов. Среди красноярских членских организаций профсоюза культуры было решено организовать обсуждение законопроекта. В середине февраля в рамках обсуждения профсоюзные лидеры и профактив театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского, театра кукол, театра юного зрителя, музыкального театра, краевой филармонии высказали свое негодование и абсолютное несогласие с законопроектом.
По мнению профактива, законопроект – вредный подарок правительства РФ к году Театра. Профессия “артист” всегда была и остается очень зависимой от действий главного режиссёра и директора. Именно главный режиссёр и директор определяют репертуар театра, организуют прокат спектаклей. Только художественное руководство и директор театра принимают решения о приглашении в труппу артистов. Они же обязаны предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором. Данным проектом развязали руки руководству, дав инструмент для увольнения всех “неугодных”.
– В законопроекте ничего не говорится о профессиональном мастерстве артиста, о качестве его работы. Артист может быть занят в одном-двух спектаклях, но именно эти спектакли пользуются успехом у зрителя. По их замечанию, нельзя оценивать востребованность артистов только в цифрах. Это не рынок, а не предприятие.
Кроме того, законопроект носит дискриминационный характер по возрасту и по сроку трудовых отношений. Ни для кого не секрет, что чем старше артист, тем меньше он занят в репертуаре. Проблемы с занятостью у большинства артистов начинаются с 40-45 лет (трудоспособный возраст до 60-65 лет). Куда пойдёт возрастной артист, уволенный с формулировкой: “Отсутствие востребованности в репертуаре”? Какой директор или главный режиссёр возьмёт в труппу такого артиста? Такая формулировка некорректна и убийственна. Это касается и молодых специалистов, выпавших из репертуара, зачастую, по нерадивости руководства. Да и выбор театров в провинциях не такой, как в столице.
Не понятна логика законотворцев, почему именно работники с бессрочными трудовыми договорами раз в три года должны подвергаться оценке востребованности. Или это попытка через законодательный механизм заключить всех творческих работников в срочные отношения? Если же смысл этого законопроекта сводится к оптимизации расходов, то необходимо искать другие пути, не выбрасывать артистов из театра, а значит из жизни, – написала на сайте крайкома культуры Оксана Гаговская.
Во время обсуждения прозвучало мнение и о том, что, возможно, данный законопроект был разработан с прицелом на столичные театры, где есть высокая конкуренция за место на сцене, где художественные руководители заинтересованы в том, чтобы избавиться от “засидевшихся” артистов, большинство из которых так называемого предпенсионного возраста.
Участники встречи сформировали обращение за подписью председателя краевой организации профсоюза. Ознакомиться с письмом вы сможете под этим материалом. Письмо было направлено в адрес, прежде всего, президента Российской Федерации Владимира Путина. Аналогичные обращения также направлены в Правительство РФ, Госдуму РФ, комитет по культуре Госдумы РФ, отдельным депутатам Госдумы РФ, Министерство культуры РФ. Отдельным приложением представители профсоюзов сформировали и отправили вопросы, которые возникли у них к соответствующему документу.
После профактив планирует собрать под соответствующим обращением подписи работников отрасли.
К слову, 25 февраля председатель Центрального комитета Российского профсоюза работников культуры (ЦК РПРК) и главный правовой инспектор РПРК приняли участие в Общественной палате РФ в “нулевом чтении” проекта Федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников”.
Председатель ЦК РПРК Светлана Цыганова отметила целесообразность внедрения новой главы в Трудовой кодекс РФ, посвященной особенностям регулирования труда творческих работников, и вместе с тем выразила категорическое несогласие с введением оценки востребованности творческих работников и увольнением по данному основанию. По ее замечанию, введение оценки востребованности приведет к ликвидации института трудовых договоров, заключенных на неопределенных срок, “выбросит” на рынок труда артистов чаще всего в немолодом возрасте с клеймом невостребованности, что лишит творческих работников даже надежды на новое трудоустройство.
Главный правовой инспектор прокомментировала законопроект с позиции защиты социально-трудовых прав и интересов творческих работников.
Данный законопроект будет дорабатываться Минкультуры РФ с учетом поступивших предложений.
По материалам сайта 24profkultur.ru