Апгрейд профсоюзного обучения

Есть известная аксиома – время меняет все. Время несется с непостижимой силой и заставляет меняться и совершенствоваться все вокруг. Профсоюзные организации в этом плане не отстают – профсоюзы готовы отвечать на запросы времени.
На методическом совете ФПКК был представлен новый образовательный модуль по мотивации профсоюзного членства. Как замечают разработчики, мотивация профсоюзного членства – это непрекращающийся процесс. Предлагаемая программа модуля рассчитана на профсоюзных активистов, которые готовы работать на вовлечение работников в профсоюз. Запущен в работу он будет в 2020 году. Новые концепции, новые направления, новые задачи – все это про него. Но подробнее об этом мы поговорили с одним из разработчиков проекта модуля Андреем Коваленко, специалистом ФПКК.

– Андрей Васильевич, в двух словах расскажите, какие изменения в профсоюзной жизни заставляют вас менять подход к обучению?

– По статистике ФПКК профсоюзные ряды ежегодно сокращаются в среднем на 4-6 тысяч человек. Причины снижения профчленства различные: объективные, когда профсоюзные организации не в силах повлиять на ситуацию (реструктуризация и реорганизация, изменения в отраслях, экономическое состояние и так далее), и социальные, когда профсоюзы могут использовать свои ресурсы, умения и потенциал для исправления ситуации.
Практика показывает, что у активиста со временем пропадает интерес к профдеятельности, а это значит, что человек нуждается в постоянном обновлении и расширении знаний и компетенций для профсоюзной работы. Поэтому задача ППО – создать такие условия в организации для ее членов, чтобы они были уверены в своем выборе.

– Какие преимущества даст прохождение модуля?

– Его прохождение позволит расширить знания по мотивации профсоюзного членства, дополнит модели профсоюзного стимулирования, позволит увеличить эффективность деятельности в данном направлении за счет вовлеченности в процесс, а также за счет командного взаимодействия и реализации потенциала каждого профактивиста ППО.
Добавлю, что материал модуля был разработан мной и Натальей Лалетиной, преподавателем ВСРУЦП.

– Как можете охарактеризовать цели и задачи нового модуля?

– Глобальная цель модуля заключается в том, чтобы укрепить авторитет профсоюзной организации как таковой. Для этого необходимо подготовить профсоюзный актив к мотивационной деятельности по вовлечению в профсоюзную организацию, а также сохранению и увеличению количества членов профсоюза.
Задач у модуля несколько. Вместе с учениками мы планируем рассмотреть причины и проблемы снижения профсоюзного членства, попытаться найти современные формы работы по мотивации профсоюзного членства и их использование в деятельности, вместе с тем задачей организаторов будет сформировать нужные компетенции у профактивистов по ведению работы с членами коллектива.

– Кто участники обучения?

– Группы будут набираться по отраслевому признаку, по принципу, который я называю «одна отрасль, одна организация, один профсоюз, одни принципы работы». По нашему опыту сборные семинары, в которых участвуют, например, и авиаторы, и строители, и энергетики не приносят должных результатов. Почему? Работая с одной организацией и ее профактивом, мы видим четкие проблемы, касающиеся только этой отрасли, только этого предприятия, учимся решать их вместе.

– Что нужно будущему ученику сделать, чтобы попасть на обучение по новому проекту?

– В обучении может принять участие только профактив, люди, которые желают получать знания, хотят научиться работать с людьми. Очень часто мы видим, что профактивистов отправляют на обучение бесцельно с формулировкой «вам расскажут там что-то о профсоюзе». Это неправильно. Наша специфика узконаправленная – мы учим профсоюзной мотивации, или по-другому – учим работать с людьми по вовлечению или сохранению людей в профсоюзе. Найти людей действительно заинтересованных в этом – большая работа. Нередко мы обращаемся к председателям ППО, чтобы они посоветовали наиболее активных и ответственных ребят. По нашему мнению, председатель профсоюзной организации должен быть заинтересован в том, кого он направляет на обучение.

– Из каких частей состоит модуль?

– Модуль разделен на теоретическую и практическую части. Осваивать программу предлагается в определенной последовательности и через анализ выполненных заданий. Завершающей будет итоговая часть, в результате которой будет проделан анализ работы, выявлены и исправлены ошибки, проведена рефлексия.

– Как учебный процесс будет разбит во времени?

– Теория займет один день. В течение этого дня обучающиеся изучают необходимую базу и получают практические задания. На выполнение заданий ученики имеют в запасе около двух месяцев. Представьте, что для многих профактивистов подойти к другому работнику, задать вопросы, пригласить написать заявление в профсоюз по сложности равноценно запуску космического корабля! Люди боятся, думают о том, как подойти, какая будет ответная реакция, какие могут быть вопросы. По нашему опыту, такой диалог может вызвать самые неожиданные реакции – агрессия, безразличие и т.д. Получается ситуация, когда активист, готовый к работе, но имеющий мало опыта, получает негативную реакцию. Что он делает дальше? Он закрывается, у него опускаются руки, он не знает, как дальше с этим быть. По сути, профсоюзы теряют «своего». Ни в коем случае нельзя этого допустить! Поэтому так важно развивать в профактивистах умения и навыки межличностного общения.

– Приведите пару примеров того, какие практические задания придется выполнять слушателю модуля?

– Задания могут быть самыми разными. Например, вовлечь в профсоюз от трех человек (ученики Школы молодого профсоюзного лидера (ШМПЛ) уже практиковали этот навык), сделать анкетирование среди работников на какую-то тему и провести анализ. Еще один пример – настройка социального климата – по сути простые правила вежливости. Именно слова благодарности, пожелания доброго утра или дня – это основа благожелательного человеческого общения.

– Будут ли применяться какие-то особые методики обучения в новом модуле?

– В обучении используются интерактивные формы: повествовательная беседа с элементами диалога, ситуационные и ролевые игры, (в основе которых лежит МАСТАК – метод социологического тестированного анализа и контроля, ПОПС – формула – позиция, объяснение, пример, следствие). Используемые методы позволят усилить продуктивность ежедневной работы с членами коллектива по мотивации профсоюзного членства.
Стоит сказать и о том, что подходы к обучению меняются и совершенствуются постоянно. Сегодня индивидуальный подход стал самым действенным. Денежный или любой другой метод материального поощрения уже интересен не всем. Люди разные – подход тоже должен быть разный. Нужно дать членам коллектива возможность раскрыться, дать понять, что они могут и на что способны. Как пример, поручить работу над написанием сценария для профсоюзного мероприятия, выступить в качестве соведущего и так далее.

– Какие результаты вы ожидаете в долгосрочной и краткосрочной перспективе?

– К концу обучения слушатели модуля должны научиться решать разноплановые организационные задачи в эффективном взаимодействии и сотрудничестве с членами коллектива; свободно и эффективно общаться с коллегами для укрепления внутриорганизационных связей и проведения агитационной работы; а еще использовать личностные способности (творческие, лидерские) в пропаганде профсоюзной идеологии и агитационной работе с членами трудового коллектива.
В свою очередь мы, как разработчики модуля, от учеников ожидаем высокого уровня вовлеченности сначала в учебный процесс, а затем в деятельность ППО.
Добавлю, что прохождение модуля направлено и на такие глобальные задачи, как укрепление чувства солидарности и единства в коллективе и формирование осознанного членства в профсоюзе. Важно понимать, что профсоюзное обучение, совершенствование своих навыков и знаний, несет плюсы и активисту, и организации в целом. Проходя этапы обучения, перенимая практики, советы, активист делает свою жизнь и жизнь окружающих осознанней и лучше.
Беседовала Анна ПАВЛОВА

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края