Первичная профсоюзная организация ОСП Красноярский почтамт УФПС Красноярского края филиала ФГУП “Почта России” очень большая – она объединяет более 80 профгрупп по всему Красноярскому почтамту (такая есть в каждом отделении почтовой связи в крае). Газета “Солидарность. Красноярский выпуск” поговорила с профсоюзным лидером Ириной КРИНИЦЫНОЙ об управлении первичной профсоюзной организации-великаном и ее современной работе.
– Ирина Дмитриевна, расскажите о структуре ППО. Насколько я знаю, она очень разветвленная.
– Действительно. В целом в состав Красноярского почтамта, кроме собственно городских и сельских отделений почтовой связи Красноярска, Дивногорска, Усть-Маны, Слизнево, Овсянки, входят отделения почтовой связи Туруханска, Игарки, Ванавары, Байкита, Туры. Внутри каждой действуют профсоюзные группы – их 83 – и одна цеховая организация в Туруханске. Например, в ОПС Байкит охват профчленством – 90,9%. В профсоюзный комитет входят комиссии по орг-массовой работе, социально-трудовым отношениям и оплате труда, культмассовая, спортивно-массовая и контрольно-ревизионная.
Численность в первичной профсоюзной организации Красноярского почтамта составляет 1130 человек, большая часть членов профсоюза – молодежь, которая принимает активное участие в жизни коллектива и профсоюза. Особое внимание профком уделяет ветеранам, которых в профсоюзе сегодня 489 человек.
Численность членов профсоюза увеличивается: каждый месяц вступают в профсоюз в среднем около 30 человек. Надо признать, что на почтамте высокая текучесть кадров, поэтому работа по мотивации профсоюзного членства среди вновь принятых работников происходит постоянно.
– С 2018 года Почта России переживает реорганизацию: переход из “ФГУП” в “АО”. Заденет ли как-то это изменение первичную профсоюзную организацию?
– 1 октября 2018 года вступили в силу основные статьи закона об особенностях реорганизации Почты России подписанного Президентом РФ Владимиром Путиным. У предприятия был 1 год на проведение всех процедур для перехода в форму акционерного общества, и сегодня Почта России выходит на финальную стадию акционирования – все необходимые документы уже подготовлены. В соответствии с Уставом общественной организации профсоюза работников связи России, принцип организации – производственно-территориальный. Поэтому могут быть и изменения в организационном строении ППО.
Кроме того, что принятым законом об акционировании предусмотрена защита сотрудников, при реорганизации профсоюзом была достигнута договоренность с работодателем о сохранении действия положений существующего коллективного договора ФГУП “Почта России” на 2019-2021 годы.
– Что делаете, чтобы увеличить профсоюзное членство?
– Рассказываем о коллективном договоре, локально-нормативных актах, заключенных в учреждении: положение об оплате труда, о премировании работников. Мы стараемся донести до человека ту мысль, что взаимодействие с работодателем невозможно без профсоюза. Откуда работник может знать, в каких ситуациях работодатель прав, а в каких нет. Спрашиваем: “На основании чего начальник может предъявлять требования к вам? Вы не знаете, а профсоюз знает”. Ни для кого не секрет, что качественное взаимодействие с работодателем есть только там, где есть профсоюз. Самостоятельно работодателю просто не приходится задумываться о каких-то тонкостях условий труда работников, (охрана труда, микроклимат и т.п.), социальных гарантиях и корпоративной культуре. Поэтому профсоюз – опора работника.
Профком ведет информационную работу. Сотрудники почтамта информацию получают через профсоюзный стенд, электронную рассылку во все ОПС и отделы, публикации на сайте краевой организации профсоюза работников связи, также информацию можно почерпнуть из нашей листовки “Что дает профсоюзный билет”.
Однако, сколько бы не приходилось читать, я считаю, что личное общение с каждым человеком – главный и самый действенный способ привлечения в профсоюз. Отмечу, что значительная часть новых работников активно вступает в профсоюз.
– Как считаете, почему не все стремятся вступать в профсоюз?
– Ранее у профкома была тесная связь с отделом по работе с персоналом, была возможность сразу же при приеме на работу проводить личную беседу с работником. В 2018 на предприятии был организован единый кадровый центр в структуре УФПС – личных контактов теперь нет. Только когда работник приходит на инструктаж по охране труда, я имею возможность поговорить лично. Как правило, первая половина моего рабочего дня посвящена как раз таким личным встречам.
К сожалению, встречается еще и случаи выхода из профсоюза. Завышенные требования к профсоюзной организации, неумение слушать и прислушиваться и элементарное незнание о профсоюзах и их работе – вот с чем мы сталкиваемся и, конечно, работаем.
– Как сегодня обстоят дела с заработной платой работников почты?
– Бюджет ОПС Красноярский почтамт складывается из собственных доходов, и оплата труда персонала – операторов связи, почтальонов, начальников ОПС и их заместителей – находится в прямой зависимости от результатов выполнения планов. Заработная плата состоит из фиксированной части, или оклада, на который начисляется северный и районный коэффициенты, также выплачивается премиальное вознаграждение.
Размер премии зависит от выполнения доходов каждого подразделения и предприятия в целом. Во многом размер заработной платы зависит от выполнения плана. План разрабатывается конкретно для каждого отделения, с учетом всех специфических характеристик – месторасположения ОПС, численности населения, количества операционных касс и спектра оказываемых услуг. При этом в тех ОПС, где коллективы работают сплоченно нацелены на высокий результат, в них – и выполнение плановых показателей, и высокий процент профсоюзного членства.
От выполнения плановых показателей зависит уровень доходов работников. Учитывая сегодняшнее соотношение “уровень доходов – уровень цен”, это очень актуальный вопрос.
Важно понимать, что сегодня работодатель предъявляет к работникам высокие требования. Особенно непросто приходится тем же профсоюзным активистам. Выполнять какую-либо общественную работу очень непросто. Порой, на это не хватает никакого времени.
– Как при этом вы можете охарактеризовать отношения профорганизации с работодателем?
– За время моей работы председателем в Красноярском почтамте сменилось пять руководителей, не считая исполняющих обязанности. С каждым из них мне удавалось найти общий язык и установить деловые отношения. Руководители поддерживали и поддерживают деятельность первичной профсоюзной организации. Отмечу, кстати, что каждый руководитель был членом профсоюза, и это один из факторов нашей успешности.
В целом же работа строится в рамках социального партнерства. Заключен коллективный договор, который выполняется всеми сторонами. Конечно, расхождения во взглядах есть, например, в вопросах обновления кадров. Работодатель, как правило, стремится к обновлению, принятию на работу молодого персонала и, как следствие, не сохранению работников старшего поколения, обладающих высоким профессионализмом и богатым опытом работы, готовых к принятию любых изменений на предприятии. Здесь профком не согласен. Позиция профкома –необходимо сохранять баланс, и работодатель знает о мнении профсоюзной стороны.
– Что касается коллективного договора: ведь он тоже заключается один на все ОПС России?
– Коллективный договор ФГУП “Почта России” – единый, и распространяется на все структурные подразделения. Он заключается раз в три года (сейчас действует колдоговор на 2019-2021годы).
Колдоговор – наш главный документ. Каждый раз, когда к нам приходит работник написать заявление о вступлении или с вопросом, я всегда говорю – открываем коллективный договор. Кстати, я как председатель вхожу в комиссию на уровне УФПС по выполнению коллективного договора, что дает возможность профсоюзной стороне участвовать в процессе переговоров. В нем хорошо проработан раздел, связанный с различными социальными выплатами. К примеру, предоставляются дополнительные выходные оплачиваемые дни работнику в связи с регистрацией брака; частично оплачивается стоимость путевки в детский оздоровительный лагерь и санаторий, а также путевки “Мать и дитя”. Кроме этого, работает пенсионная программа. Не так давно в новый коллективный договор добавили оплачиваемый выходной день 1 сентября, если ребенок работника идет в 1 класс.
– С какими вопросами работники обращаются в профком?
– Самые часто задаваемые вопросы связаны с заработной платой, спецодеждой, штатным расписанием. Нередко к нам обращаются работники с просьбой оформить документы, например, на выход на работу в выходной день и так далее.
Профсоюзная организация оказывает материальную помощь. Чтобы не быть голословной, приведу пример. В Туре сгорел дом – пострадало два наших работника. Первичная профсоюзная организация Красноярского почтамта занялась этим вопросом незамедлительно: были собраны необходимые документы, профком выделил материальную помощь пострадавшим, а также подал ходатайство в краевую организацию профсоюза, краевая – в Центральный комитет. Так, члены нашего профсоюза получили материальную помощь от всех профсоюзных структур. Бросить в беде работника – это не про нас.
Из последних событий – потоп в Тулуне, Иркутская область. Почта России организовала помощь пострадавшим от паводка. Мы в свою очередь связались с первичной профсоюзной организацией ОПС Тулун и оказали также материальную помощь.
– Ирина Дмитриевна, как профком организует внерабочую деятельность работников?
– Профсоюз делает все, чтобы поддержать моральный дух работников – организует праздничные новогодние мероприятия, торжества по случаям Дня защиты детей и Дня победы, юбилейных дат. В профкоме каждый работник – член профсоюза – имеет возможность получить билет в театр. Члены профсоюза участвует в мероприятиях, проводимых Федерацией профсоюзов края и краевой организацией профсоюза работников связи – спортивных и культурных мероприятиях. Например, в ежегодной Спартакиаде в лыжном и легкоатлетическом кроссе члены профсоюза ППО Красноярского почтамта постоянно вносят свой вклад в общую победу.
И, конечно же, не остается без внимания профессиональный праздник работников почтовой связи – День российской почты; каждый год его отмечает весь коллектив. Профсоюзный комитет и руководство почтамта организует праздничные мероприятия с поздравлениями и вручением наград от предприятия и профсоюза с выступлениями артистов, квестами, спортивными соревнованиями.
Анна ПАВЛОВА
БЫСТРЕЕ, ПРОЩЕ, УДОБНЕЕ
О современной работе почты рассказала Марина Решетникова, руководитель отдела эксплуатации сети почтовой связи Красноярского почтамта, член молодежного совета Красноярской краевой организации профсоюза работников связи:
– В связи с развитием и введением новых технологий и компьютеризацией, каждое рабочее место в почтамте оборудовано компьютером и необходимым программным обеспечением. Внедрены новые услуги для клиентов, которыми можно воспользоваться онлайн, например, упрощенное вручение посылки через СМС без предъявления паспорта, упрощенный прием посылок и корреспонденции непосредственно в почтовом отделении: здесь клиент приходит с уже подготовленными и заполненными посылками, задача работника почты – только отдать чек. Ранее большая часть работы делалась вручную: выписывались квитанции, составлялись реестры и так далее. Сейчас все эти процессы компьютеризированы: штрихкод считывается сканером через ПО – реестр также формируется через ПО. Поэтому значительная часть бумажной волокиты ушла в прошлое.
Действует и такая услуга как предоплата, то есть клиент может заполнить адресный ярлык оплатить все услуги дома через интернет, остается только принести посылку на почту и отдать работнику. Занимает этот процесс считанные минуты.
Изменения на Почте России коснулись и логистики, в связи с этим транспортировка писем и посылок стала быстрее и удобнее.
Вводятся все новые виды услуг. Увеличивается скорость доставки. Сегодня у организации есть цель – ускорить доставку до одного дня. Режим доставки также разделился: есть экспресс, суперэкспресс или обычная доставка, соответственно, чем выше скорость, тем выше стоимость. Совсем скоро наладят метод электронной подписки – сегодня эта услуга в разработке.
В 2017 году почтовые отделения России пережили значительные изменения. К примеру, появился новый формат обслуживания в почтовых отделениях, внедрена единая автоматизированная система (ЕАС), организованы центры приема и выдачи посылок, появились стеллажи с заказной корреспонденцией, мелкими пакетами, посылками без наложенного платежа. Стеллажи располагаются сразу за спинами операторов – это позволило значительно сократить время выдачи почтовых отправлений получателям.
В целом работа ОПС становится быстрее и эффективнее. Мы делаем все, чтобы нашим клиентам было удобнее пользоваться услугами почты.