МП «Горэлектротранс»: вперед на «профсоюзных рельсах»

Муниципальное предприятие «Горэлектротранс» – важнейшая составляющая транспортной сети Красноярска. Дело и в социальной функции предприятия: трамваи и троллейбусы перевозят большое число льготных пассажиров; и в особенно актуальной для Красноярска экологичности электротранспорта. Однако на протяжении трех последних десятилетий эта отрасль то и дело сталкивалась с серьезными проблемами. Ключевую роль в их решении всегда принимал профсоюз, фактически отстоявший право электротранспорта Красноярска на работу.

ПРОФСОЮЗ КАК «КРАСНАЯ ТРЯПКА» ДЛЯ РУКОВОДСТВА

Нужность и важность электротраспорта для города не отменяет ряд острых проблем, стоящих пред МП «Горэлектротранс». Для предприятия, выстоявшего и в непростые «нулевые», и в период работы градоначальников, намеревавшихся полностью свернуть работу трамваев и троллейбусов в Красноярске, одним из самых непростых стал прошлый, 2018 год. В течение этого периода на МП «Горэлектротранс» сменилось четыре руководителя. Владимир Болотин, руководивший предприятием с 1989 года, вышел на пенсию. Каждый из новых, вновь встававших «у руля» руководителей, задавал свои правила работы. В результате кадровых перипетий и неизбежной в этом случае кадровой оптимизации и нововведений, в частности, объединения двух троллейбусных депо в одно, прошло значительное сокращение численности работников: с 1100 человек в 2018 году до 894 человек в 2019-м (данные на середину года).

Как следствие, естественная убыль работников отразилась и на профсоюзной численности. Охват профсоюзным членством, который в 2018 году находился на уровне 70% от общей численности, снизился до 58% на настоящий момент или 502 работников-членов профсоюза.
Председатель профсоюзного комитета МП «Горэлектротранс» Нина Михалева отмечает: были и другие причины сокращения профсоюзной численности. «Владимир Болотин был не только профессионалом и старожилом отрасли, но и членом профсоюза. Поэтому даже в самые непростые для предприятия времена нам всегда удавалось достичь взаимопонимания. Новые же руководители, как высшего, так и среднего звена, люди молодые. Кто-то из них просто не считает профсоюз партнером, а кто-то не приемлет профсоюзное движение в корне и открыто сравнивает его с “красной тряпкой”», – рассказывает председатель первички.

С приходом нового руководства на предприятии началась в прямом смысле слова антипрофсоюзная работа, в результате которой с ноября 2018 года из профсоюза по собственному желанию вышло 27 человек, вновь принято – 18 человек. «Многие люди, члены профсоюза, просто спасовали. С каждым, кто намеревался выйти из организации, я проводила обстоятельную беседу, расспрашивала о причинах решения. Никакой конкретики в объяснениях не было, только общие слова», – поясняет Нина Михалева.

РОСТ ЗАРПЛАТЫ – ПОБЕДА ПРОФСОЮЗА

Выход ряда работников МП «Горэлектротранс» из профсоюза по собственному желанию выглядит особо нелогичным на фоне огромного объема проделанной ППО работы, а, главное, реальных результатов, которых удалось достичь. Ключевой из них – повышение средней заработной платы на предприятии с 22 тыс. рублей в 2018 году до 27 тыс. рублей на текущий момент.

Этой, без преувеличения, победе профсоюза предшествовало множество встреч и переговоров на разных уровнях, вплоть до главы региона. «Скоро краевая столица будет принимать большое событие – Универсиаду, а у нас беда! «Горэлектротранс» – это лицо нашего города, это тысячный коллектив, но несмотря на все усилия вопрос с повышением заработной платы никак не может решиться. 21 ноября 2018 года 50 водителей предприятия стихийно вышли требовать повышения заработной платы, которая составляет всего 22 тыс. рублей. Удалось договориться о том, что с 1 января 2019 года зарплата работников вырастет на 20%. Просьба, взять этот вопрос на контроль, а также обратить внимание на вопрос ускорения приобретения нового подвижного состава», – с такими словами к Александру Уссу обратилась председатель краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения Татьяна Игнатова на состоявшейся в конце 2018 года встрече с профактивом края.

Значимую лепту в работу по повышению заработной платы работникам МП «Горэлектротранс» внесли и другие действия профсоюза: организованная по инициативе ППО встреча работников и руководства предприятия – на ней в режиме открытого диалога были высказаны все требования; а также объявлен перечень заявлений в прокуратуру и другие проверяющие органы.

Как отмечает председатель профсоюзного комитета МП «Горэлектротранс» Нина Михалева, на текущий момент у первички и руководства предприятия сложился конструктивный диалог: «Научились договариваться, понимание есть: вопросы, которые ставим перед руководством, решаются. Один из недавних примеров – благодаря профсоюзу удалось сохранить бесплатный проезд на муниципальном транспорте для ветеранов трамвайного депо. Как человеку с большим опытом в профсоюзной и политической работе мне трудно понять работодателя, который видит в профсоюзе противника, а не партнера. Ведь если не будет нормального профсоюза, придут какие-то варяги и начнут выдвигать свои условия.

К слову, ровно это и случилось: три слесаря нашего предприятия организовали ППО от независимого московского профсоюза и сразу же после этого потребовали у руководства предприятия кабинет для работы».

Благодаря конструктивному диалогу первички с руководством МП «Горэлектротранс» в 2018 году был заключен, а в 2019-м доработан один из ключевых для любого предприятия документов –коллективный договор. «Из-за непростой обстановки в 2018 году колдоговор был заключен с рядом непроработанных вопросов. В середине текущего года документ был доработан: через допакты и соглашения внесли в него перечень важнейших пунктов. Так, документ был дополнен пунктом, касающимся ежегодной индексации заработной платы; а также пунктами о премировании кондукторов. Кроме этого в колдоговоре был прописан пункт о повышении заработной платы инженерно-техническому персоналу с 1 июля 2019 года на 20%. Среди других важных дополнений – пункты, касающиеся спецодежды и оплаты работникам проезда к месту отдыха. Также каждый работник раз в три года имеет право на один рабочий день для прохождения диспансеризации с сохранением должности и заработка», – уточняет Нина Ивановна.

ВЫСТОЯТЬ В ЖЕСТКИЕ ВРЕМЕНА

Профсоюзный комитет МП «Горэлектротранс» Нина Михалева возглавляет с 2001 года. За почти 20 лет работы, признается она, приходилось решать самые разные вопросы – вплоть до многомесячных невыплат заработной платы и угроз ликвидации предприятия. «Профком предприятия возглавила в непростой момент: первичка была слабой, были огромные долги по заработной плате. Я посчитала, что у меня получится – очень помог опыт партийной работы. Времена были не просто тяжелые, а жесткие: не успевал новый губернатор приехать в край, мы с Татьяной Игнатовой уже стояли у «серого» дома и требовали выплаты зарплат работникам. И сегодня нисколько не жалею о своем решении: работа интересная, она мне нравится, однако сейчас стало тяжелее работать – не в целом, а именно с людьми. Старшее поколение понимает, что без профсоюза нельзя, а вот молодежь… Она не понимает, что должна быть организация, объединяющая людей, иначе работодатель будет все решать самолично», – говорит Нина Ивановна.

На счету председателя профсоюзного комитета МП «Горэлектротранс» и опыт законодательной работы: с 2008 года Нина Михалева два раза избиралась депутатом Горсовета Красноярска. Понимание работы родного предприятия, да и транспортной отрасли города в целом, позволяет Нине Ивановне компетентно говорить о первопричинах проблем муниципального электротранспорта Красноярска. «Трамваи и троллейбусы – это социальный транспорт, который на протяжении всего времени работы дотируется из бюджета. Начиная с перестройки подвижной состав электрического транспорта города практически не обновлялся: был расчет на большой моторесурс электротранспорта. Представите, сегодня на линию выходят трамваи 1986 года выпуска! Отрасль всегда финансировалась по остаточному принципу. А ведь средства нужны не только на обновление подвижного состава, но также на тяговые подстанции, рельсы и прочую инфраструктуру. Плюс, различные реформы просто отсекают возможности для роста экономической прибыльности электротранспорта. Раньше трамвай ходил на левый берег, а, значит, мы могли перевозить больше людей, чем сейчас, когда трамвай ходит исключительно по правому берегу. Троллейбус раньше тоже ходил по правому берегу, теперь только по левому. Вопрос экономической эффективности электротранспорта – это вопрос построения в Красноярске грамотной маршрутной сети. На мой взгляд, маршрутную сеть необходимо полностью менять – так, чтобы в ней были увязаны трамвай, троллейбус и автобус. А значит надо менять подвижной состав. Сегодня средняя стоимость трамвая – порядка 30 млн рублей, троллейбуса – 18-20 млн рублей, автобуса – 10 млн рублей. И что легче купить? Но без электротранспорта, экологически чистого транспорта, Красноярску сегодня просто нельзя», – уверена председатель.

В июне 2019 года на выборной конференции Нина Михалева в пятый раз была переизбрана на должность председателя ППО МП «Горэлектротранс»: ее кандидатуру поддержало 100% делегатов. Кроме этого общим голосованием было принято решение о том, что председатель первички будет работать на освобожденной основе: «Это крайне важное решение. Я как председатель подчиняюсь только крайкому профсоюза. Таким образом, мы сами себя обезопасили от любых возможных притеснений со стороны работодателя. При этом подчеркну, что профсоюз никогда не требовал и не будет требовать от работодателя невозможного – все наши предложения всегда обоснованы».

ПРИВЛЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ

Текущая работа ППО МП «Горэлектротранс» сосредоточена вокруг решения как точечных, так и глобальных задач. «Большая часть обращений касается вопросов материальной помощи. Каждый раз подчеркиваю, что это далеко не основная задача профсоюза, но, разумеется, все обратившиеся получают посильную поддержку. Много локальных задач. Например, в этом году для монтеров пути закупили не кирзовые, а резиновые сапоги – работать в них летом, разумеется, крайне некомфортно. Будем ставить вопрос ребром и вносить соответствующее уточнение в колдоговор. Открыт вопрос и по плановым медосмотрам: предприятие никак не может принять специалиста контрактной службы, из-за чего водители не могут пройти плановые медосмотры. И как здесь без профсоюза?», – говорит Нина Ивановна.

Большое внимание в работе ППО уделено оздоровительной и культурно-массовой работе. Так, по договоренности с крайкомом работники МП «Горэлектротранс» могут бесплатно тренироваться в хорошо оборудованном спортивном зале предприятия «Горсвет». Другой пример – этим летом профком выделил работникам предприятия средства для коллективного отдыха на озерах.

Среди глобальных рабочих задач ППО Нина Михалева называет дальнейшее повышение заработной платы и работу по оздоровлению коллектива предприятия. «Многие сотрудники предприятия болеют. Раньше у нас действовала программа, согласно которой в колдоговор был включен пункт о добровольном медицинском страховании (ДМС). Предприятие перечисляло средства страховой компании, а страховая, по заявке профсоюза, приобретала путевки или же оплачивала то или иное лечение. Очень хотим вернуть этот подход», – рассказывает Нина Михалева.

Сосредоточены в ППО МП «Горэлектротранс» и на привлечении в профсоюзное движение молодежи: «С недавних пор в профкоме в качестве моего заместителя работает молодой специалист – сейчас направляем ее на годичное обучение в АТиСО для получения необходимых знаний. Очень рассчитываю, что за счет молодой энергии и задора нам удастся привлечь в профсоюз больше молодых людей. Это крайне непростой вопрос, но я уверена, что нельзя опускать руки. Да, молодежь идет в профсоюз неохотно, но все же есть и те, кто говорит: «Нам без профсоюза нельзя». Надо и дальше работать, привлекать людей. Не будет профсоюза – не будет буфера между работодателями и работниками, получится неравная борьба, в которой у работника просто не будет шансов на победу», – резюмирует Нина Михалева.

Наталья ТОМИНА

К ЮБИЛЕЮ НА ПОЛНОЙ СКОРОСТИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

5 ноября 2019 года красноярское троллейбусное депо отметит свой 60-летний юбилей. Строительство троллейбусной линии в Красноярске началось 16 июня 1956 года, а уже через три года, 5 ноября 1959 года, началась эксплуатация системы троллейбусного транспорта города Красноярска.

В 1959 году было построено троллейбусное депо № 1 и 5 ноября 1959 года было открыто два троллейбусных маршрута: № 1 Железнодорожный вокзал — пр-т Сталина — ул. Просвещения (Старобазарная площадь, ныне площадь Мира) (протяжённость 4,3 км.) ; № 2 Железнодорожный вокзал — пр-т Сталина — Аэропорт (протяжённость 7,1 км.).

Первоначально троллейбусы ходили по проспекту им. Сталина (ныне проспект Мира). В 1960 году был открыт маршрут № 3 «Красная площадь — Комсомольский городок», в 1962 году троллейбусы объединили Комсомольский и Студенческий городки, немного позже вагоны пошли по четвёртому маршруту до кирпичного завода на улице Калинина. Работали вагоны МТБ-82Д.

В 1970 году троллейбус соединил проспект Свободный с новыми микрорайонами Зелёной Рощи. С 1960-х годов в Красноярске стали эксплуатироваться ЗиУ-5, в первой половине 1970-х — троллейбусы ЗиУ-9 (ЗиУ-682Б), позднее – ЗиУ-10 (ЗиУ-683), последующие модификации. В 1980 году в Октябрьском районе было введено в эксплуатацию троллейбусное депо № 2 на 150 машин. Маршруты продлили до Северо-Западного района.

В 1986 году троллейбус впервые был пущен на правый берег Красноярска, до площади Котельникова, где находится Сибирский аэрокосмический университет. За всё время работы этого направления по нему ходил только один маршрут № 12, схема движения которого претерпевала неоднократные изменения.

В 1994 году, после окончания ремонта дорожного полотна Коммунального моста, была демонтирована трамвайная инфраструктура на этой участке до театра оперы и балета, и был пущен взамен троллейбус до ХМЗ с дополнительным разворотным кольцом на Предмостной площади.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края