Вместе мы можем решить стоящие перед нами вопросы

Председатель Красноярской территориальной (краевой) организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Людмила Косарынцева обозначила задачи Профсоюза в современных социально-экономических условиях.

Приоритетной задачей Профсоюза и его организаций оставалось и продолжает оставаться проведение мониторинга динамики средней заработной платы педагогических работников, поименованных в Указах Президента России от 2012 года, оценка на его основе уровня выполнения соответствующих целевых показателей. Ознакомлю вас с изменениями средней заработной платы.

Согласно данных федерального статистического наблюдения средняя заработная плата в сфере общего образования в среднем по Красноярскому краю по итогам 9 месяцев 2017 года составила

30 664 руб., что на 425,6 руб. или на 1,4% выше показателя за 2016 год (30 238,4 руб.).

Средняя заработная плата учителей общеобразовательных организаций в среднем по Красноярскому краю по итогам 9 месяцев 2017 года составила 38 543 руб., что на 312,5 руб. или на 0,8% выше показателя за 2016 год (38 230,5 руб.).

По итогам 9 месяцев 2017 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в среднем по Красноярскому краю составила 37 160 руб., и по отношению к 2016 году увеличилась на 222,6 руб. или на 0,6% (36 937,4 руб.).

Соотношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Красноярскому краю составило 104,6% при целевом значении соотношения, установленного планом мероприятий “дорожной картой” на 2017 год по Красноярскому краю – 100,82%.

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в среднем по Красноярскому краю по итогам 9 месяцев 2017 года составила 29 926 руб., что на 598,2 руб. или на 1,96% ниже показателя за 2016 год (30 524,2 руб.).

Соотношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования по итогам 9 месяцев 2017 года в среднем по Красноярскому краю составило 97,6% (целевое значение соотношения, установленное планом мероприятий “дорожной картой” на 2017 год по Красноярскому краю – 101,06%).

Средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей в среднем по Российской Федерации по итогам 9 месяцев 2017 года составила 34 489 руб., что на 843,2 руб. или на 2,5% ниже показателя за 2016 год (33 645,8 руб.).

Соотношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей по итогам 9 месяцев 2017 года в среднем по Красноярскому краю составило 89,5% (целевое значение соотношения, установленное планом мероприятий “дорожной картой” на 2017 год по Красноярскому краю – 95%).

Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования, в среднем по Красноярскому краю по итогам 9 месяцев 2017 года составила 34 041 руб., что на 876 руб. или на 2,6% выше показателя за 2016 год (33 165 руб.).

Соотношение к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по краю составило 95,8%. Индикативное значение показателя на 2017 год установлено на уровне 95%.

Средняя заработная плата педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по краю за 9 месяцев 2017 года составила 32 563 руб., что на 2 754,3 руб. или на 9,2% выше показателя 2016 года (29 808,7 руб.).

Соотношение средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации составило 91,6%. Показатель на 2017 год установлен на уровне 95%.

Средняя заработная плата преподавателей организаций, реализующих программы высшего образования, в среднем по Красноярскому краю по итогам за 2016 год составила 55 082 руб., что на 35 руб. или на 0,06% ниже показателя за 2016 год (55 117 руб.). Соотношение к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Красноярскому краю составило 155%. По «майским» указам президента РФ повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования должно составить до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Таким образом, можно сделать вывод, что по итогам 9 месяцев 2017 года по Красноярскому краю выполнение индикативных показателей по указам президента отмечено только по двум категориям – педагогическим работникам общеобразовательных организаций и преподавателям и мастерам производственного обучения организаций профессионального образования.

По остальным категориям работников целевые значения показателей, установленные планом мероприятий “дорожной картой” на 2017 год по Красноярскому краю не достигнуты.

По педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей отклонение от показателя, установленного региональным планом на 2017 год, составило 5,5%. По педагогическим работникам организаций, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отклонение составило 8,4%. По педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций отклонение составило 3,4%.

Неисполнение показателей по педагогическим работникам организаций, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей связано с тем, что решения по повышению заработной платы в 2017 году реализовываются, начиная с 1 июня 2017 года. Таким образом, по нашим оценкам, и в годовом выражении средняя заработная плата не достигнет планового значения, но учитывая условия, которые сегодня применяются в статистике, в 2018 году, скорее всего, будут выполнены.

Принципиально важной становится норма, в течение ряда последних лет “закладываемая” в Единые рекомендации РТК, о необходимости значительного увеличения доли тарифной (постоянной) части заработной платы, что, по сути, является одним из механизмов реализации одного из требований профсоюза – увеличение гарантированной части заработной платы.

Что касается выплат стимулирующего характера, то отмечу главное – в рамках понятия “эффективный контракт” смысловая нагрузка реформ в сфере оплаты труда в значительной степени обуславливает необходимость увязки размеров заработной платы с результативностью, качеством и объемом труда.

Одновременно особое внимание обращалось на активизацию деятельности первичных организаций на местах, направленной не только на контроль за правильностью исчисления заработной платы, но и на обеспечение объективности и прозрачности ее установления, усиления разъяснительной работы в коллективах о задачах и принципах совершенствования систем оплаты труда.

К сожалению, практика показывает, что в этой части есть значительные недоработки, что в определенной степени вызывает напряженность в коллективах, и нам всем предстоит значительная, каждодневная работа среди членов профсоюза. Надо отчетливо понимать, что именно такая работа направлена на повышение авторитета нашего Профсоюза.

Серьезным испытанием, очевидно, станет период 2019-2020 годов после завершения реализации “майских” указов, когда важно будет сохранять достигнутые в 2018 году соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников.

Кроме того, нас не может не беспокоить ситуация 2018 года и последующих периодов, когда в здравоохранении будет достигнут единый размер минимального контрольного показателя для категорий персонала с разным уровнем подготовки, квалификации и сложности работ – среднего и младшего медицинского персонала, а в образовании – величины контрольных показателей по средней заработной плате всех категорий педагогических работников (кроме профессорско-преподавательского состава) будут практически равны тем, которые установлены для специалистов среднего звена в здравоохранении.

Еще одна важная тема, которая может серьезно изменить ситуацию в отрасли – это постановление Конституционного суда от 7 декабря 2017 года “О минимальной заработной плате”, которое не предполагает включения в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок. Следовательно, на установленный на уровне России МРОТ в размере 9489 руб. с 1 января 2018 года должны быть установлены коэффициенты. Мы уже обратились к врио губернатора Красноярского края Александру Уссу, председателю Законодательного собрания края Дмитрию Свиридову и и.о. министра образования Светлане Маковской с просьбой принять меры для повышения минимальных окладов работников образования до величины не ниже прожиточного минимума.

В письме мы поясняем, что в системе оплаты труда работников образования минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников установлены значительно ниже, чем величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленная федеральным законом. Например, оклад учителя, имеющего высшее образование с 1 января 2018 года установлен в размере 6 967 руб., у воспитателя детского сада, имеющего высшее образование с 1 января 2018 года – 6634 руб.. Для сравнения: минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме

9 489 руб., с 1 мая 2018 года планируется увеличение до 11 163 руб.. Таким образом, педагогические работники, имеющие специальное образование, квалификационную категорию, опыт работы, заработную плату с учетом компенсационных и стимулирующих выплат будут получать на уровне неквалифицированного работника, получающего МРОТ, что недопустимо и приведет к нарушению прав работников на выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, что гарантируется статьей 132 Трудового кодекса РФ.

Каким будет ответ на наше письмо – пока трудно предположить.

Важнейшей задачей краевой организации на предстоящий год, безусловно, будет вопрос обеспечения в 2018-2020 годах ежегодного проведения индексации размеров заработной платы тех категорий работников, которые не поименованы в “майских” указах президента от 2012 года.

Необходимо добиваться реальных мер по поэтапному увеличению доли должностных окладов в структуре фонда оплаты труда. Активно принимать участие совместно с предметными ассоциациями в обсуждении новой модели аттестации, национальной системы учительского роста, принимать систематическое участие в качестве общественных наблюдателей, а также изучать соответствующие экспертные мнения учителей, продолжить работу по проведению мониторинга динамики средней заработной платы педагогических работников.

Очевидно, что нам предстоит огромная работа по недопущению нарушений трудовых прав работников. Следует обратить особое внимание местных и первичных организаций Профсоюза на необходимость обеспечения контроля за принятием мер работодателями во всех образовательных учреждениях по организации подготовки к применению профстандартов; в частности, с целью переподготовки и повышения квалификации работников для обеспечения их соответствия требованиям профстандартов до января 2020 года.

В современных социально-экономических условиях необходимо продолжить активный поиск новых форм внутрисоюзной работы по дальнейшему повышению мотивации и укреплению членской базы, организационного единства Профсоюза. Напомню всем известный тезис: “Вместе мы сила, вместе мы можем решить стоящие перед нами вопросы”.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что эффективность действий краевой организации Профсоюза по отстаиванию интересов работников отрасли определяется авторитетом и влиянием каждой территориальной и первичной организации в обществе. В этом залог успеха работы нашей организации в целом.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.