В прошлом году Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов запустил новую образовательную программу “Школа профгрупорга”. Разработчиком и идейным вдохновителем этой программы стал Андрей КОВАЛЕНКО, специалист организационного отдела Федерации профсоюзов Красноярского края, председатель Молодежного совета ФПКК. О том, как появилась идея организовать обучение по новому направлению, с какими
трудностями пришлось столкнуться и какие есть планы на перспективу, он рассказывает в материале ниже.
– Андрей, что послужило толчком для разработки данной программы?
– В последнее время я много работаю, как преподаватель с профсоюзным активом разных организаций и это не только молодежная аудитория. Погружаясь в процессе обучения, в профсоюзную деятельность первичных профсоюзных организаций, я вижу, как слабо налажена работа профгруппы, цехкома, а порой институт профгрупорга и вовсе отсутствует. А это главное связующие звено профкома с рядовым работником. Также наблюдаются низкие знания основ профсоюзной деятельности профгрупорга, что не позволяет профсоюзной организации вести полноценную работу с рядовыми членами коллектива. Мне не хотелось оставаться в стороне от этой проблемы и был разработана программа “Школа профгрупорга”.
Сразу была определена цель Школы – это получение базовых знаний по работе профсоюзных активистов в профгруппах и цехкомах предприятий и организаций, с дальнейшим применением в практической деятельности профорганизации, формирование у профактивистов активной позиции по решению профсоюзных задач.
Образовательный процесс Школы построен в активной форме, он наполнен ситуационными задачами, конкретными примерами работы профструктур. В программу включены лекции, мастер-классы, деловые игры и т.д., что позволяет намного продуктивнее вести ежедневную практическую работу с членами коллектива.
Важную роль в продвижении нового проекта сыграли специалисты нашего учебного центра. Мы предложили двум организациям стать пилотными площадками для реализации программы. Первой стала ППО “Радиосвязь”, второй – ППО “Богучанский алюминиевый завод”. Конечно, результат мы получили не сразу. Но с течением времени мы видим, насколько успешно там выстроена профсоюзная деятельность.
Также могу сказать, что задумывалось два варианта обучения. Первый – смешанные группы, например, если профорганизация малочисленная и ей тяжело набрать участников, то можно направить своих представителей в общую массу профгрупоргов. Второй вариант – группы одного профсоюза, одной организации. Практика показала, что эффективнее обучение проходит по отраслевому принципу, это и понятно, одно предприятие, один профсоюз, один устав, а это значит: общие проблемы, вопросы, построение структуры и коммуникации.
– С какими трудностями пришлось столкнуться при проведении школы?
– Скажу честно, сегодня – это самый востребованный и самый тяжелый проект. Мы увидели реальную картину происходящего на местах. Первая проблема – это зачастую низкая профсоюзная грамотность, отсутствие знаний основ профсоюзной деятельности, структуры, своих полномочий и зон ответственности и размытое понимание, чем должен заниматься профгрупорг. У некоторых слушателей прослеживается подмена понятий о ценностях и результатах профсоюзного движения. В итоге мы столкнулись со стойким убеждением, что основной заботой профгрупорга является передача заявления от члена профсоюза к председателю профкома с просьбой о выделении материальной помощи. И как тут можно не удивляться, что к профсоюзу только потребительское отношение, если наши профактивисты сами несут эту мысль в массы. И это один из примеров. Но это не самое страшное и проблематичное, так как Устав и структуру можно изучить, делопроизводство наладить, протоколы пронумеровать и прошить.
Вторая проблема – это недостаточная работа с людьми, с членами коллектива. Выяснилось, что не все умеют выстраивать диалог, общаться друг с другом, правильно подавать информацию. В этом нет вины профгрупорга или активиста. Сегодня социальная обстановка накладывает негативный отпечаток, в том числе и на сотрудника. Неверие работников в профсоюз, враждебность, апатия, порой и открытая агрессия – все это влияет и на работу профактивиста. И в конечном итоге мы видим, что профгрупорг становится “мальчиком для битья”, у него просто опускаются руки и отсутствует всякое желание работать.
– Что вы предприняли, чтобы исправить ситуацию?
– В принципе мы предвидели все проблемные места. Богатый профсоюзный опыт подсказал. Главную помощь в обучении профгрупоргов мне оказывает коллега Наталья Лалетина. Можно сказать, психолог с профсоюзным стажем. Наталья Николаевна ведет практическую профсоюзную деятельность и знает все изнутри. Она разработала ряд упражнений, тестов, тренингов, которые помогают в процессе обучения увидеть свою работу со стороны, проанализировать свои ошибки, научиться относиться к некоторым конфликтным событиям по-другому. Мы пытаемся помочь нашему активисту, профгрупоргу усилить собственный психологический буфер, можно сказать, “держать удар”, грамотно строить работу с людьми и видеть, кто перед тобой стоит и с какими намерениями.
– Кто еще стал участником Школы профгрупорга, кроме представителей Радиосвязи и Богучанского алюминиевого завода?
– Многие заинтересовались программой, можно сказать, встали в очередь. В течение года обучение прошли представители профсоюзных организаций металлургов, железнодорожников, связистов, образования, своих активистов направляли в сборные группы строители, нефтяники, медики, энергетики. Всего около 200 человек.
Конечно, не всегда направляются на учебу профгрупорги, бывали такие моменты, когда в аудиторию приходили слушатели с установкой: “меня отправили учиться, сказали: сходи, пусть тебе что-нибудь о профсоюзах расскажут”, или “нам надо понять все о мотивации профчленства”, или даже “меня вообще не знаю, зачем направили”. Мы никого не отсеиваем и не просим покинуть аудиторию. Стараемся ориентироваться на слушателя, но задачу это усложняет. У профгрупорга несколько другие обязанности, чем у рядового члена профсоюза.
Некоторые профсоюзные организации, например, металлургов, связистов, Радиосвязи, не ограничиваются одной встречей, а стараются сделать Школу профгрупорга системной, направляют новых активистов, переобучают опытных.
– Скажите, а программа всегда одинакова?
– Нет, ни в коем случае. Программа должна быть мобильной, разносторонней, быть адекватной запросам профорганизации. В программу можно включать разные блоки, наполнять темами, которые востребованы. И у учебного центра есть возможность пригласить специалистов и педагогов по нужной тематике.
Сегодня нужно понять, что обучение профактивистов необходимо ставить на первое место. Это вложения, которые обязательно вернутся. Во время обучения идет процесс формирования правильного отношения к профсоюзной деятельности, меняются понятия, уходят стереотипы. Да, этот процесс долгий, но если сегодня мы не будем работать над укреплением нашей структуры, то нас будет все меньше и меньше. По опыту могу сказать, что чаще всего работник не вступает в профсоюз не потому, что он не хочет, а потому что он ничего не знает о нас. Профгрупорг ему не рассказал о профсоюзе, а может профгрупорга и вообще нет.