В первичной профсоюзной организации студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева общение с членами профсоюза происходит сразу по трем информационным каналам – через социальные сети, журнал и видеоканал. О том, как организована эта работа, сложно ли искать темы и с чего первичке начать информработу газете “Солидарность. Красноярский выпуск” рассказала зампредседателя ППОС КГПУ – руководитель медиахолдинга Livemedia Мария ЛУГОВСКАЯ.
ОПЕРАТИВНОСТЬ, “КАРТИНКА” И АНАЛИТИКА
– Что сегодня представляет собой информационная работа в вашей первичке? И по каким направлениям она строится?
– Информационная работа разделена по трем направлениям. Первое – это работа в социальных сетях – паблик (публичная страница в соцсети в интернете – прим. ред.). Стоит заметить, что сейчас в паблике ППОС КГПУ состоит 3 500 подписчиков, а в вузе на очном отделении учится 4 000 человек. То есть, большая часть студентов – подписчики нашего паблика (специально делаем так, что те, кто выпускается из вуза, выходил из паблика, так как в публикуемой там информации в большей степени заинтересованы именно члены ППОС КГПУ).
Состав группы ППОС КГПУ постоянно обновляется и для нас это важно – работаем именно на свою аудиторию. Плюс, именно через паблик проводим различные социалогические исследования: на вопросы отвечает, как минимум, 10% аудитории, то есть 350 человек, что является весьма репрезентативным результатом. Делаем опросы по жилищному быту, темам, связанным с питанием и по другим, волнующим ребят вопросам. Также в паблике действует онлайн-приемная ППОС – через эту функцию профсоюз на связи с ребятами в режиме 24/7. Ежемесячно в онлайн-приемную приходит около 30 сообщений. На частные вопросы ребят также отвечаем в комментариях к постам. Причем ответы могут быть как от лица паблика, так и от лица председателя ППОС или его заместителя.
Второе направление работы – это журнал “Профи”, он выходит раз в квартал. Это аналитический формат: рассказываем о том, что за последние три месяца произошло в Профсоюзе и профсоюзном движении, как изменилось законодательство, какую работу провел профактив, к кому можно обратиться с тем или иным вопросом, размещаем инфографику. Журнал выпускаем в печатном и электронном виде. Третье направление работы – это видео-канал “Профюнион ТВ”на youtube.com – освещаем события студенческого профкома и профсоюзные события краевого масштаба.
– Если сделать срез по всем трем каналам профсоюзного информирования, какие темы получают наибольший отклик со стороны аудитории?
– Тема №1 для студентов – это, конечно же, стипендии. Вторая тема – вопросы, ответы на которые найти самостоятельно трудно. К примеру, как быть, если комендант не пускает в общежитие или куда можно обратиться, если в столовой была некачественная еда.
– Почему вы развиваете ни один, например, паблик, а несколько каналов информирования?
– Как известно, люди воспринимают информацию по-разному. Одним ближе видео-материалы, другим – нужно “пощупать” информацию, поэтому мы работаем в трех направления. Паблик – это оперативность, видео – “картинка” происходящего, журнал – аналитика и отчет. Плюс, это еще и представительские функции – возможность показывать результаты профсоюзной работы на выездных мероприятиях, рассказывать о профсоюзе тем, кто почти ничего о нем не знает. К примеру, мы часто проводим обучающие мероприятия, медиа-школы, для школьников. Показываем им нашу продукцию, ролики или журнал, и ребята, еще будучи школьниками, осознают, что есть профсоюз. Возможно, они не до конца понимают, чем именно он занимается, но уже в 8-9 классе слышат это слово и становясь старше с большим интересом относятся к профсоюзной деятельности.
УПОР НА ПРОФСОЮЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
– Как часто обновляете информацию в паблике и о чем именно рассказываете своим подписчикам?
– Раньше было модно делать посты в социальных сетях каждые два часа. Мы тоже придерживались этой политики, но буквально 8-9 месяцев назад тренд изменился: инфосеть переполнена информацией, людей начало это раздражать. Как правило, ежедневно, но иногда и реже, делаем один пост – исходим из наличия актуальной для аудитории информации. Конечно, можно было бы придумывать поводы для публикаций, но как показывает практика, людей интересуют конкретные темы: когда придет стипендия, фото– или видео отчет о каком-то мероприятии, новости о переводе с платного обучения на бюджетное. Словом, актуальные вопросы, ответы на которые люди не могут узнать нигде, кроме как в нашем паблике.
У нас есть рубрикатор – по хештегам (ключевым словам – прим. ред.) можно найти информацию о том или ином вопросе. По сути, паблик работает еще и как справочник. Плюс, в меню группы есть ответы на самые часто задаваемые вопросы, начиная от процедуры перевода “на бюджет” и заканчивая тем, как заселиться в общежитие или как вести себя в случае конфликта с администрацией университета. Также в паблике освещается работа молодежного совета ППОС.
Еще год назад мы часто и много писали о культурно-массовой тематике, устраивали конкурсы и розыгрыши. Но это уводит аудиторию от основной работы профкома – защиты прав студентов.
– Перед многими профсоюзными активистами, которые ведут соцсети своих первичек, встает проблема: писать не о чем. Есть ли такая проблема у вас?
– Нет, темы для сообщений можно найти всегда. Это могут быть какие-то личные мнения и рассказы ребят, которые занимаются профсоюзной деятельностью – личный опыт всегда интересен и привлекает внимание. Можно уйти на самый “высокий уровень” – рассказывать о том, чем занимается Общероссийский Профсоюз работников образования и науки РФ. Информации очень много, вопрос лишь в том, как ее адаптировать к интересам аудитории, в нашем случае к студенческим нуждам. Можно провести опрос и выяснить у аудитории, какого рода информацию ей было бы интересно узнавать в паблике. И если, к примеру, аудитория скажет, что ей интересно читать еще и про науку, то можно рассказывать и об этой теме. Не страшно, если профсоюзная тематика будет разбавлена не профсоюзной информацией. Как минимум, это оживит группу. Главное – соблюсти баланс. Реакцию аудитории всегда можно отследить по статистике – если число участников группы прибавляется, значит курс верный.
Чтобы поддерживать активность в группе, проводим розыгрыши – принять в них участие могут только члены профсоюза, а это мотивирующий фактор. В прошлом году в паблик ППОС КГПУ вступило 85% первокурсников, но мы не очень довольны этими цифрами и хотели бы видеть больший процент.
– Призы, билеты – все это приобретается на профсоюзные деньги?
– По-разному: 30% – приобретается на профсоюзные деньги и только в том случае, когда нет возможности договориться; 70% – фандрайзинг, когда в обмен на билет мы размещаем в группе рекламу мероприятия.
– Чтобы паблик “жил”, новости и сообщения в нем должны появляться регулярно. Вы используете в своей работе планирование или информация размещается спонтанно?
– Да, используем планирование – ежемесячно составляется контент-план. В нем расписаны рубрики, время выхода сообщений и имя того, кто ответственен за эту задачу. От месяца к месяцу контент-план меняется.
К примеру, в январе всем интересно, как сдать сессию, а в феврале эта тема будет уже не актуальна. В мае-июне студенты традиционно интересуются тем, куда съездить. В сентябре-октябре рассказываем первокурсникам о миссии профкома, чем он занимается – эти темы актуальны именно в начале учебного года, а, например, в феврале они будут не так интересны. Подходить к планированию нужно с умом и по факту понимать, какие задачи и в каком месяце перед вами стоят. Также желательно иметь контент-план еще и на полгода.
– Есть ли темы, о которых вы стараетесь не писать в паблике?
– Такие темы есть. К примеру, не публикуем погоду или другую подобную информацию, о которой можно узнать из других источников. Упор делаем именно на профсоюзную деятельность – рассказываем о том, чем занимается профсоюз. И если от членов профсоюза вы слышите вопрос: “Чем занимается профком?” – значит, у вас проблемы с информированием.
Недавно мы проводили мастер-классы на медиа-школе “Точка сбора Сибири” Сибирского федерального округа. Основная проблема многих ребят из других университетов в том, что они рассказывают в пабликах о чем угодно – театральных постановках, концертах и так далее, но не о том, чем на самом деле занимается профсоюз. А ведь миссия профсоюза предельна ясна. Только как о ней узнать, если заходишь в паблик и видишь там информацию абсолютно обо всем? Профсоюзный паблик нашего университета посвящен только профсоюзной тематике, информация на другие темы допустима, но это не более 10% от общего объема.
– Как часто вы прибегаете к репостам? Допустим ли, на ваш взгляд, такой подход к контенту паблика?
– Это одна из основных ошибок в ведении пабликов. Некоторые злоупотребляют репостами настолько сильно, что паблик целиком и полностью состоит из подобной информации, а не уникального контента. Мы придерживаемся следующего правила: делаем репост не чаще, чем раз в две недели; или же публикуем информацию, но от своего имени. Иначе паблик превращается в “сточную канаву” репостов.
КАЧЕСТВО,
А НЕ КОЛИЧЕСТВО
– Что представляет из себя профсоюзное телевидение КГПУ?
– У университета есть два видеоканала на Youtube.ru. Сюжеты для обоих каналов готовит объединенная команда, в ней 20 человек. Один из каналов в большей степени освещает жизнь вуза, другой – “Профюнион ТВ” – занимается освещением профсоюзной тематики. Частота выхода видеоматериалов зависит от повестки и поставленных задач. В первую очередь, рассказываем о том, что будет интересно студентам. По сути, это темы из того же паблика, но только в видеоформате. К примеру, краевые и всероссийские профсоюзные съезды – ребята не могут на них попасть, но могут узнать о мероприятиях от нас. И такого рода уникальная информация всегда ценна.
Несколько шире подходим к освещению событий, которые устраивает наш профком. В преддверии события проводим пиар-кампанию – готовим промо-ролики и также снимаем подобные ролики про деятельность профсоюза в целом.
– Вы довольны цифрами по просмотрам видео-материалов по профсоюзной тематике?
– В целом да, потому что понимаем, что тема узкая. Но если разбавить контент развлекательной информацией – это уход от профсоюзной тематики. Пусть количество просмотров будет не таким большим, но от этого материалы не станут менее ценными. К слову, оценивая результаты этой работы, мы опираемся не только на абсолютные цифры, но и на процент от общей профсоюзной численности в университете. И в этом ключе показатели по просмотрам весьма неплохие.
– Расскажите о вашей команде – какими силами ведется работа по профсоюзному информированию?
– Всеми информационными проектами в университете занимается объединенная редакция – большая команда холдинга Livemedia, в ней 40 человек. Кроме вышеперечисленных каналов профсоюзного информирования, мы ведем два университетских паблика, издаем два журнала. Конкретно над профсоюзной тематикой работаем пятый год.
– В направлении выстраивания информационной работы по профсоюзной тематике всегда встает вопрос о том, кто должен этим заниматься и должно ли быть за эту работу материальное поощрение. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
– На мой взгляд, финансовая мотивация в такой работе – не лучший инструмент. Деньги или, к примеру, поездка по профсоюзной линии на какой-то форум могут быть приятным бонусом. Поэтому у нас в университете за эту работу не предусмотрены материальные поощрения. Однако знаю, что подобная практика использовалась в других вузах, что в итоге приводило к плачевному результату – в погоне за количеством, люди переставали думать о качестве производимого продукта. Тем более, что для ребят такая работа – это еще и обучение. Те же фотографы через год-полтора могут вырасти в профессиональном плане и зарабатывать деньги.
Наталья ТОМИНА