«Стратегический резерв 2021». Взгляд изнутри и путь финалистов

"Солидарность. Красноярский выпуск"

Масштабная конкурсная программа ФНПР заставила многих молодых активистов не только обнаружить в себе «стержень», но и испытать свои силы в образе лидера, командного игрока и искушенного обывателя. И насколько бы тривиальным не казался опус о нашумевшей образовательной профсоюзной инициативе, мы рассказываем о красноярских финалистах, их пути в профсоюз и участии в грандиозном по меркам страны проекте.

Выйти из зоны комфорта, чтобы стать опытнее

Сейчас Марина Волконицкая – специалист по молодежной политике и информационной работе Красноярской краевой организации профсоюза работников связи, председатель молодежного совета. Как и многие молодые активисты на профсоюзную стезю она ступила еще в вузе. Действующий на тот момент профорг группы не справлялся со своими обязанностями, поэтому ей пришлось взять бразды правления в свои руки. Как правило, в период обучения все проходят производственную практику, вот и студентка экономического факультета политехнического института СФУ свой первый профильный опыт постигала под чутким руководством «связистов». Как раз тогда и состоялось ее первое знакомство с Галиной Соловьевой, председателем Красноярской краевой организации профсоюза работников связи РФ. Вероятно, эта встреча и была тем знамением, которое определяет дальнейшую судьбу человека. Так сложилось, что, когда студенческая жизнь плавно перешла в фазу определения с трудовой деятельностью, первым и единственным до нынешнего момента местом работы Марины стала краевая организация профсоюза работников связи.

Как и положено девушке с активной жизненной позицией, Марина участвовала во всех молодежных проектах, которые проходили на территории Красноярского края. Она прошла боевое крещение в ШМПЛ, состояла в экспертном совете, была ведущей профсоюзных мероприятий, участницей конкурсов «Профсоюзный экран» и «Профсоюзный голос», завсегдатаем образовательных семинаров и организатором акций и флешмобов. И, наконец, пополнила ряды тех, кто стал частью образовательного проекта ФНПР «Стратегический резерв». С ее слов, тесное взаимодействие с организаторами в подготовке регионального этапа «Стратегический резерв» в 2020 году наложило свой отпечаток. Марина, однажды погрузившись в закулисье масштабного проекта, не смогла устоять перед предложением руководства стать его участницей. Тем более что подходила, и по возрасту, и по имеющемуся багажу знаний. Уже в 2021 году Марину пригласили на первую ступень. В рамках программы она прошла стажировку по двум направлениям: тренерство и социальные сети.

«На мой взгляд, «Стратегический резерв» – своеобразное мероприятие по выходу из зоны комфорта. Чтобы туда попасть, необходимо пройти несколько уровней, где есть, и обучение, и проверка знаний, и выполнение заданий. Это не просто так – решил и поехал! Некоторые члены профсоюза, конечно, привыкли, что их просто направляют, что не надо никому ничего доказывать. На самом же деле, все непросто – проходным билетом служит пройденный тест с результатом свыше 80 баллов. Чтобы набрать заветное количество баллов, необходимо понимать профсоюзную идеологию, знать структуру, уставы и законы, владеть ситуацией – что, откуда и как», – делится мнением Марина Волконицкая.

Из личного опыта девушка отмечает, что, к сожалению, очень многие даже не знают, как называется их первичная профсоюзная организация, и это, не говоря уже о краевой, территориальной или, например, самой ФНПР. Только подготовленные профсоюзные активисты,  которые готовы выйти из зоны комфорта, способны реализовать себя и продемонстрировать свой потенциал. Марина на себе ощутила, насколько было тяжело, занимаясь в Красноярске преподавательской деятельностью в учебном центре профсоюзов, примерить на себя роль ученика и сесть за парту, приняв те правила, что диктует модератор.

«Я прекрасно понимала, что я бы сделала некоторые вещи по-другому. Как раз это и нужно было отпустить, начать принимать новые правила. После проекта на многое смотришь уже под иным углом. К примеру, побыв в роли участника, планирую пересмотреть собственные образовательные программы, которые даю в учебном центре. Так как появилось понимание, почему они «не заходят». Психологи говорят, для того, чтобы понять ребенка, стань сам ребенком. То есть заговори с ним на одном языке», – говорит девушка.

Из рассказа Марины стало ясно, что «Стратегический резерв» устроен иначе чем привычные образовательные программы. Это в учебном центре компилируют информацию, дают теорию, которую люди уже используют на своих местах. На данном проекте объем теоретических знаний сведен к минимуму. Зато инструменты – в изобилии. Участников разбивают на команды, дают им инструменты для исследования различных проектов и идей, причем, в пошаговом режиме. Суть инструмента поясняется очень сжато и лаконично.  Независимо от того, владеешь ли этими инструментами, или сталкиваешься с ними впервые, требовалось очень оперативно вникнуть в их функционал и применять.

По словам Марины, такой подход сложен, но эффективен. Тем более что интересные для себя инструменты в дальнейшем можно использовать в проектной деятельности. А такая практика станет хорошим подспорьем, когда придется создаваемые проекты исследовать или анализировать, насколько они подходят для реализации в той или иной ситуации, или насколько будут эффективны на предприятии или в профорганизации.

Погрузиться в незнакомую среду, чтобы получить новый опыт

Павел Аушев – ведущий инженер производственно-технического отдела в филиале РТРС «Красноярский КРТПЦ», который органично совмещает профсоюзною деятельность с основной работой. Соответственно, в круг его обязанностей входит не только подготовка технических условий для размещения оборудования сторонних организаций на объектах предприятия, проверка проектной документации и заключение договоров на поставку и размещение оборудования, но и защита интересов молодежи в лице председателя молодежного совета профорганизации.

В студенчестве Павел не тяготел к профсоюзному движению. Даже после окончания Сибирского федерального университета, а обучался он на факультете радиотехники, и трудоустройства, не спешил определиться со своей гражданской позицией. С его слов, около года прошло, прежде чем он принял решение вступить в профсоюз, а до этого момента в фоновом режиме наблюдал за его работой в своей организации.

Павел из тех людей, призванием которых становится помощь людям, поэтому не удивительно, что он абстрагировался от преференций, предлагаемых профсоюзом, а наоборот, старался найти точки соприкосновения для понимания, что же сам может дать профсоюзу.  Вот такой у него альтруистический подход…

Уже после вступления в профсоюз, буквально через месяц Павла направили на обучение в ШМПЛ. Оказывается, на тот момент в их организации о данном профсоюзном образовательном проекте никто толком ничего не знал. Поэтому молодой человек выступил в роли первооткрывателя, и не пожалел.  На его взгляд, постигать азы профсоюзной деятельности было достаточно сложно, но благодаря учебе появился такой ценный навык, как помещать себя в заведомо неблагоприятные условия и организовывать профсоюзную работу. Правда, процесс общения с людьми задался не сразу. Павел уверен, что это из-за склада его характера и практических навыков. Суть в том, что он обычно берет на себя ответственность за техническую составляющую мероприятий.

«Как раз к концу обучения в ШМПЛ меня пригласили в молодежный совет, где, собственно, и начал отвечать за техническую организацию профсоюзных мероприятий», – признался парень.

Так сложилось, что в 2020 году Павел оказался в числе красноярских организаторов регионального этапа «Стратегический резерв». После чего и получил приглашение на участие в проекте как представитель Красноярского края.

«Уже впоследствии я осознал, что побочным фактором этого проекта является то, что нас в первую очередь обучают новым техникам работы в команде и нюансам ее формирования, а также методикам продвижения идей и проектов. К слову, упор сделан на разработку проектов, которые будут жизнеспособны и полезны после проработки для реализации на уровне ФНПР в последующие годы», – говорит молодой профлидер. 

Из повествования Павла стало известно, что в рамках проекта представители молодежных профобъединений со всей России на несколько дней собираются в кампусе. Участников разделяют на группы, и им нужно оперативно наладить взаимодействие внутри команды и заняться разработкой проекта. То есть времени на раскачку и притирку особо нет. Конечно, проще тем, кто приехал на проект уже не в первый раз. Но состав участников обновляется, а значит, создается совершенно новая атмосфера.

«Представьте, что вас погружают в незнакомую среду, где вы никого не знаете. А нужно организоваться, наладить контакты между собой и работать в одной связке. Хочешь, не хочешь, а приходится подстраиваться под такой ритм и это дает «полевой» опыт работы в команде с нуля», – делится впечатлением Павел.

По мнению Павла, в рамках  проекта дается  широкий спектр обучающих программ: от информационных технологий до организационной работы и работы с людьми. Поэтому по каждому из направлений при желании можно организовать обучение на местах. К тому же молодой профлидер отметил, что в 2020-м программа «Стратегического резерва» была скорее  общеобразовательной, а в 2021 году количество образовательных модулей уменьшилось, и акцент был сделан на проектные идеи, которые в будущем может реализовать ФНПР.

По словам Павла, из образовательных блоков ему были интересны: «правила работы в соцсетях» и «правила мобильной фотографии». Кстати, предлагаемые в рамках программы «Стратегический резерв» практики потом оценили и в крае, поскольку учебный модуль по правилам работы в соцсетях они организовали для всех любознательных профактивистов.

Испытать себя, чтобы донести ценность проекта другим

Тамара Иванникова – заведующая информационным отделом Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования. Ее путь в профсоюзную деятельность начался со студенческой скамьи. Поступив в Сибирский федеральный университет, институт педагогики, психологии и социологии, она с первого же курса присоединилась к профсоюзному движению. А спустя полгода выполняла некоторые функции председателя студенческой «первички». Уже на втором курсе ее избрали председателем ППО своего института, и у девушки наравне с учебой появилось много разнообразной работы. По окончании вуза, в 2016 году Тамара поступила в магистратуру и продолжила заниматься профсоюзной деятельностью. За все годы верности профсоюзному движению у нее была лишь одна краткосрочная пауза в несколько месяцев, после которой в том же 2018 году она устроилась в лицей. Но и там первым делом Тамара разыскала председателя «первички» и вновь оказалась в профсоюзных рядах, правда, уже как работник образовательного учреждения.

«Несколько лет работы в лицее принесли мне колоссальный опыт профсоюзной работы в Совете молодых педагогов при территориальной организации Октябрьского района г. Красноярска Профсоюза образования. По воле случая я заняла пост заведующей информационным отделом Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования, поскольку действующая сотрудница предложила ее заменить на период декретного отпуска», – рассказала Тамара Иванникова.

Когда моя собеседница проводит параллель между студенчеством и нынешним временем, то отмечает – везде объем работы достаточно большой. Во время обучения, несмотря на каждодневное погружение в естественное молодежное движение, участие в общественных проектах, научно-исследовательских конференциях и практиках, культурно-досуговых мероприятиях, ей хватало времени на личные дела и хобби.

Случалось и такое, что даже среди ночи поступали звонки от студентов с просьбой решить проблему. К примеру, кого-то не пускали в общежитие или хотели выселить. И девушке-профлидеру приходилось максимально мобилизовать свои ресурсы, чтобы конкретно понять, чем можно помочь ребятам в сложившейся ситуации. Данный вопрос решала через профсоюз и деканат. Благо дело, с представителями последнего тесно взаимодействовала в силу профсоюзных компетенций. Тамара участвовала и в стипендиальной комиссии, которая занимается распределением повышенных государственных стипендий и премий. К слову, профсоюз для нее был своего рода школой жизни, где присутствует образовательный компонент.

И тогда, и сейчас девушка готова помочь даже если решение вопроса выходит за рамки ее полномочий. В этом случае она обращается к специалистам, которые лучше разбираются в теме, и направляет к ним человека, а после ратует за положительные результаты их взаимодействия.

Самая яркая победа Тамары – сохранение за человеком статуса студента вуза. Она отстаивала его интересы, когда его пытались абсолютно нелегитимно отчислить.

«Конечно, тогда пришлось изрядно побегать и лично договариваться о положительном решении. В итоге – человеку была назначена дополнительная пересдача предмета, регламентированная внутренними правовыми актами вуза. И тот приказ об отчислении, который вдруг материализовался, естественно был аннулирован. Ситуация была щепетильная, но ее удалось переломить, после чего студент стал дипломированным специалистом. Это очень ценный опыт и важное достижение. С тех пор прошло лет шесть, а человек до сих пор помнит об этом, и с благодарностью отмечает, что, если бы не мое участие и помощь, кто знает, как бы сложилась его жизнь и в какой профессии», – делится воспоминаниями Тамара.

Девушке всегда нравилась профсоюзная идеология, направленная на представительство и защиту прав и интересов работников, а если говорить про университет, то – студентов. Эта прописная истина  для Тамары имела особый смысл. Она честно признается, что мечтала стать участником масштабных профсоюзных проектов, но для нее это не было главной целью.

Заведуя информационным отделом и курируя деятельность Совета молодых педагогов края, она старается пропускать через себя весь профсоюзный информационный поток, благодаря чему и обратила внимание на образовательную программу ФНПР. Пиар-кампания вокруг этого мероприятия солидная, да, и описание, и опыт участников весьма интересный. Поэтому ей захотелось пройти этот путь лично.

«Что я попала в число финалистов программы «Стратегический резерв» – это очень приятный бонус, причем важный и полезный. Принять участие в проекте было  исключительно моей инициативой, поскольку решила понять, стоит ли рекомендовать эту программу молодым педагогам-активистам», – подчеркивает девушка.

Ей не только хотелось поделиться впечатлениями с молодежью, насколько полезна эта практика для них, но и для себя взять максимум полезной информации для более глубокого погружения в профсоюзную деятельность и опыт коллег. Добавить в личную копилку знаний незнакомые методики, технологии и инструменты для работы.

По словам Тамары, в проекте участвовало тринадцать рандомно сформированных команд, и вовсе не велось каких-либо состязательных баталий. Люди пошагово работали над генерацией проектных идей под чутким и внимательным руководством модератора, который следил за процессом и в нужный момент  направлял мысли участников в сторону четкого оформления проекта. У кого-то идеи были более интересные, у кого-то менее интересные, но все направлены на улучшение профсоюзной деятельности в ближайшие пять лет.

Не стоит забывать и о пользе разностороннего общения с коллегами со всех уголков страны. Ведь участники обладают невероятным багажом идей и неординарных решений, которыми вполне можно воспользоваться, адаптировав к собственным условиям.

«Когда идет интенсивный обмен мнениями и задумками, возникают собственные мысли, которые в дальнейшем можно развить и довести до реализации. Большинством голосов нашей группы был принят проект, связанный с грантами на продвижение профсоюзной деятельности. Откровенно говоря, в таком формате идея мне не приглянулась. Однако по пути домой, а позднее и вместе с коллегами пришла к выводу, что после преобразования, этот проект способен принести пользу в Красноярском крае», – резюмирует Тамара Иванникова.

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.