В условиях, когда государство отказалось от жесткой регламентации в социально-трудовой сфере, а гарантирует лишь минимум прав и социальных гарантий для работников, установление и расширение этих прав и гарантий возможно только посредствам заключения соглашений с органами власти, объединениями работодателей и профсоюзами на уровне государства, края, города, района и коллективных договоров в организациях.
В 2006 году в крае были приняты и действовали 94 соглашения. Отраслевые и территориальные соглашения отличаются, как правило, большей полнотой охвата проблем социально-трудового регулирования.
Созданная правовая база социального партнерства все больше обеспечивает согласование и защиту интересов работников путем заключения соглашений с работодателями, органами государственной власти, местного самоуправления.
Одним из эффективных инструментов для устранения перекосов и балансировке экономических интересов прав работников и работодателей являются трехсторонние соглашения. На краевом уровне трехстороннее соглашение работает достаточно не плохо.
Что на муниципальном уровне.
Координационные советы профсоюзов созданы и действуют в 34 муниципальных образованиях Красноярского края, но соглашений заключено всего 8. (Красноярск, Зеленогорск, Уяр, Железногорск, Ачинск, Иланский, Березовский и Шарыповский районы). Причин отсутствия соглашений на территориальном уровне несколько, остановлюсь на некоторых:
Во-первых: Недопонимание или скорее нежелание органов местного самоуправления в необходимости развития социального партнерства и заключения территориальных соглашений.
Вот, например, в ноябре прошлого года в Иланском районе были созданы координационный совет организаций профсоюзов и объединение работодателей и по инициативе администрации района в феврале 2007 была создана трехсторонняя комиссия и уже приступили к переговорам по заключению территориального соглашения.
В тоже время, еще в апреле прошлого года в Сухобузимском районе создан координационный совет, совместными усилиями администрации района, администрации края, Федерации профсоюзов и объединений работодателей провели организационное собрание по созданию территориального объединения работодателей, но до сих пор не создана трехсторонняя комиссия и до разработки соглашения далеко, хотя с заместителем главы района мы созваниваемся чуть не еженедельно.
В течение нескольких лет не можем убедить администрации городов Канск, Назарово, Бородино, Боготол, Лесосибирск по созданию третьей стороны (стороны работодателей) и начать разработку трехсторонних соглашений. Другой пример: в г.Ачинске, Уярском районе с момента создания сторон социального партнерства успешно ведутся переговоры и заключается городское трехстороннее соглашение.
По итогам заседания краевой трехсторонней комиссии в феврале текущего года всем главам муниципальных образований было направлено письмо за подписью координаторов трех сторон о необходимости формирования территориальных трехсторонних комиссий и заключении трехсторонних соглашений. Только Мотыгинский и Канский районы обратились к нам за помощью по созданию координационных советов профсоюзов.
Еще одна важная причина влияющая на динамичное развитие социального партнерства на муниципальном уровне связана с объединениями работодателей. Не во всех территориях (даже там, где существуют координационные советы организаций профсоюзов) созданы объединения работодателей, т.е. отсутствует третья сторона соцпартнерства. Совместная работа с Союзом товаропроизводителей, предпринимателей налажена не плохо, и общими усилиями мы стремимся решать поставленные задачи. Представители этого союза активно принимают участие в совместных поездках по созданию как координационных советов, так и объединений работодателей.
В некоторых муниципальных образованиях объединения работодателей созданы только из предпринимателей. Крупные организации, охватывающие большую часть работающих, в них не состоят. И, следовательно, установление каких-либо условий труда в соглашениях не будут распространяться на основную часть работников. Кроме того, наличие трех союзов работодателей на краевом уровне вносит путаницу на уровне муниципальных образований, что еще больше осложняет работу. Вновь созданные территориальные объединения как правило не входят ни в одно краевое объединение работодателей и влиять на их работу не представляется возможным. А ссылаясь на отсутствие стороны работодателей органы местного самоуправления отказываются заключать двухсторонние соглашения.
Что касается работы координационных советов организаций профсоюзов здесь тоже есть проблемы:
Многие председатели координационных советов – это представители бюджетной сферы, где уже отлажена система заключения двухсторонних отраслевых соглашений на уровне муниципального образования. Поэтому, заключив отраслевое соглашение и недопонимая значения территориального соглашения для работников других отраслей они считают необязательным заключать трехстороннее территориальное.
Во- вторых: Во многих муниципальных образованиях профсоюзные организации имеются только в бюджетных отраслях и ЖКХ. Отсутствие профсоюзных организаций в сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе, других отраслях внебюджетного сектора экономики приводит к тому, что проблемы работников этих организаций не рассматриваются на совместных заседаниях трехсторонних комиссий муниципальных образований, и полноценного взаимодействия отраслей в рамках трехсторонних комиссий не получается.
Ключевую роль в развитии социального партнерства играют коллективные договоры. Охват организаций коллективными договорами в крае составил 86,0 %, что по сравнению с предыдущим годом выше на 6,4 %.
Наибольший охват коллективно-договорным регулированием отмечен в организациях железнодорожного, речного и автомобильного транспорта, связи, здравоохранения, образования, лесной и угольной промышленности.
Особо хочется отметить работу краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения. В связи с реорганизацией предприятий отрасли из 102 организаций образовалось 320. В 288 организациях уже созданы первичные профсоюзные организации. Ведется работа по заключению в них коллективных договоров. Распространение получает заключение единого коллективного договора на несколько организаций, объединенных одной управляющей компанией. Так, заключены единые коллективные договоры в организациях, входящих в управляющую компанию «Красжилбытсервис» (14 организаций), Управляющую компанию «Северо-Западная» ( 7 организаций), «Жилкомцентр» Курагинского района – 9 организаций.
Коллективные договоры, заключенные первичными профсоюзными организациями, содержат все разделы, в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. В коллективных договорах стороны больше внимания стали уделять вопросам занятости, повышения квалификации, трудоустройства, оплаты и стимулирования труда, привлечения и использование труда иностранных работников, охране труда работников, правам и гарантиям членов профсоюзов.
Нельзя сказать однозначно, что все коллективные договоры заключены на более высоком уровне и с существенными улучшениями их содержания по сравнению с действующим законодательством. Некоторые коллективные договоры представляют собой переписанные положения Трудового кодекса РФ, включая в них не конкретные размеры обязательств: “не менее”, “до”, “не свыше” и т.д. В коллективные договоры не включаются условия на основе положений статьи 26 Закона края “О социальном партнерстве”, краевого или территориальных соглашений. Кроме того, в ряде коллективных договоров не устанавливается минимальная заработная плата (тарифная ставка 1 разряда), не отражаются мероприятия по улучшению условий и охране труда, не учитываются положения отраслевых соглашений.
Становится правилом, а не исключением невыполнение обязательств по коллективному договору. Это связано с приходом новых собственников, частой сменой руководителей организаций, дроблением организаций на мелкие фирмы, экономической нестабильностью и другими причинами.
Наиболее сложно решается вопрос выполнения условий колдоговора в случаях реорганизации либо введения процедуры банкротства.
Получает распространение практика заключения коллективных договоров в нарушение действующего законодательства, т.е. при наличии первичной профсоюзной организации представителями работников выступают советы трудовых коллективов, иные представители органы, которые не обладают необходимыми полномочиями по заключению коллективных договоров в соответствии с законодательством.
Трудовой Кодекс РФ закрепил положение о распространении коллективного договора на всех работников организации независимо от членства в профсоюзе, а также на работников, поступивших на работу после его заключения, тем самым снижается мотивация вступления в члены профсоюза. Несмотря на все недостатки и нерешенные проблемы профсоюзным организациям необходимо добиваться от партнеров выполнения ими полностью и в срок обязательств, предусмотренных коллективным договором.
Наши предложения :
Для членских организацих Федерации профсоюзов края:
– продолжить работу по созданию и восстановлению первичных профсоюзных организаций, разработке и заключению коллективных договоров;
– продолжить работу по повышению качества заключаемых коллективных договоров, на основе эффективного использования действующего законодательства, краевого и территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений;
– не допускать при заключении коллективных договоров случаев снижения уровня правовых гарантий труда, а также социальных гарантий, по сравнению с соглашениями и предыдущими коллективными договорами;
– исключить практику формальной пролонгации коллективных договоров без корректировки их положений.
– Для работников аппарата и членских организаций Федерации профсоюзов края принять меры по созданию в муниципальных образованиях края координационных советов организаций профсоюзов, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально- трудовых отношений(там где они не созданы), разработке и заключению территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений.
– Восточно-Сибирскому Региональному учебному центру профсоюзов (Емельяненко В.Н.), методическому совету ФПКК принять меры по повышению охвата и качества обучения профсоюзного актива.