В настоящее время депутатами Государственной Думы Российской Федерации рассматривается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее – проект Закона).
Представленный ко второму чтению в Государственной Думе проект Закона по сравнению с его вариантом, принятым в первом чтении, существенно переработан. Предполагается увеличить МРОТ с 1 сентября 2007 года – до 2300 рублей. При этом из Трудового кодекса РФ исключаются важнейшие гарантии по оплате труда работников, предусмотренные частью 2 статьи 129 и частью 4 статьи 133 Кодекса.
Если первоначальный вариант проекта Закона открыто менял формулировку МРОТ (в МРОТ включались не только тарифные ставки и оклады, но и все существующие доплаты, надбавки и компенсации, предусмотренные системой оплаты труда), то доработанный проект Закона признает утратившей силу часть 2 статьи 129 ТК РФ, раскрывающую понятие МРОТ. Действующая редакция статьи 129 ТК РФ предусматривает, что размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях, является величиной минимального размера оплаты труда, в которую не включаются, компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Более того, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников сегодня не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ). Эти гарантии для работников также не сохраняют. Остаются лишь положения части 3 статьи 133 ТК РФ, согласно которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда
Статья 133.1 ТК РФ, вводимая проектом Закона, предполагает установление размера минимальной заработной платы в субъекте Федерации региональным соглашением с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Размер такой заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В данной статье также акцентируется, что месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Таким образом, по сути, в новой редакции рассматриваемого проекта Закона завуалированы первоначальные намерения включить в МРОТ выплаты, которые ранее по положениям части 2 статьи 129 и части 4 статьи 133 ТК РФ не могли быть в него включены в полном объеме, проектом Закона фактически не исключается установление одинаковых уровней гарантий по оплате труда за труд не равной ценности, что несовместимо с концептуальными положениями Трудового кодекса.
На наш взгляд, новые подходы к установлению МРОТ приведут:
– к существенному снижению гарантированной (тарифной) части заработка работника, т.к. в настоящее время компенсационные и стимулирующие выплаты составляют значительную долю в структуре заработной платы, в том числе доплаты за работу во вредных условиях, за ночное время, надбавки за непрерывный стаж работы, за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, компенсации за работу в районах Севера и другие;
– новые положения ТК РФ вряд ли будут стимулировать рост заработной платы, влекут ее нивелирование, снижение стимулов для работы во вредных, опасных условиях, увеличение интенсивности труда и прочее;
– возможность включения в минимальную заработную плату компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не приведет к повышению заработной платы в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, т.к. при начислении на ныне установленный МРОТ процентных надбавок и районных коэффициентов к заработной плате помимо всех прочих выплат получается сумма равная или превышающая устанавливаемые уровни МРОТ.
– предлагаемая редакция статьи 5 проекта Закона о МРОТ, предусматривающая недопущение снижения тарифных ставок, окладов, а также компенсационных выплат, установленных до дня вступления данного закона в силу, на практике не обеспечит сохранения гарантий и компенсаций для работников, поскольку в процессе реструктуризации производств в условиях развивающейся экономики и рыночных отношений нередко создаются новые организационно-правовые формы на базе действующих (чаще всего без правопреемства), работников увольняют при переоформлении на дальнейшую работу. Поэтому установление заработной платы, как правило, производится на новых условиях, что не исключает ее значительного снижения. Однозначно можно сказать, что не будут сохраняться какие-либо гарантии для вновь поступающих на работу работников после принятия данного Закона.
На основании вышеизложенного просим Вас обратить внимание на вопросы, вызывающие обеспокоенность профсоюзов Красноярского края и поручить соответствующим компетентным органам власти более детально их проработать до принятия Закона в третьем чтении депутатами Государственной Думы Российской Федерации и не допустить ущемление интересов наемных работников.
[b]Совет федерации профсоюзовКрасноярского края[/b]