Жизнь, отданная профсоюзу и людям труда

Жизнь в педагогической деятельности только на первый взгляд размеренная и монотонная. На самом деле – это неустанный труд души, а если она еще и переплетена с профсоюзной – это смелые шаги и волевые поступки во имя защиты интересов брошенных на произвол человеческих судеб. По стечению обстоятельств или по воле рока, но из маленькой девчушки, выросшей в одной из крупных промышленно-производственных зон на берегу Енисея, получился не только прекрасный педагог, но и прирожденный лидер Красноярской краевой организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, за которой идут люди, с мнением которой считаются представители власти и в которую искренне верят коллеги.

Основа всех добрых начал

Людмила Косарынцева – коренная красноярка, чье детство и юность прошли на улице Рейдовой, которую горожане давно считают территориальным ориентиром Ленинского района и по привычке называют “Причал”. Здесь она окончила школу №13 и получила глубокое вдохновение для убедительных побед. Так сложилось, что по жизни у Людмилы были хорошие учителя. Это и преподававшая географию соседка, с чьей дочерью одногодкой она с младых ногтей увлеченно играла в школу: учила и журила кукол, выводила мелом буквы на имитированной доске, ставила отметки в разлинованную тетрадь-журнал, и первая учительница Мария Михайловна Рычкова, которая стала уникальным примером человека с искренним радушием и внимательностью к ребятишкам.

Свою лепту в формирование детского сознания тогда внесли и старшеклассники, которые для младших ставили интересные спектакли и выступали в роли наставников. Вкупе все это и зародило уже тогда в Людмиле идею стать педагогом. И хотя под влиянием модных молодежных стремлений у школьницы не раз одни желания сменялись другими, она все-таки не поддалась геологическому буму и порыву посвятить себя царице наук – математике. Серьезную роль в выборе профессии сыграли классный руководитель Валерия Каземировна Поплавская и учитель химии Людмила Ивановна Ильина. Несмотря на то, что с точными науками девушка была на короткой ноге, твердо решила связать судьбу с биохимическим факультетом Красноярского государственного педагогического института.

“На математический профиль однозначно прошла бы без проблем, а вот конкурс по специальности химик-биолог в тот год был на удивление высоким: 6 человек на место. Оказалось, ажиотаж возник из-за дополнительного факультета с рабочей группой, в которую вошли абитуриенты, получившие среднеспециальное образование и работающие по профилю. Но сложившаяся ситуация не только не испугала, а скорее добавила решимости, и я поступила с первого раза, чему была несказанно рада”, – признается Людмила Васильевна.

И действительно гордиться есть чем, ведь из выпускников школы, претендовавших на зачисление, в группу попало лишь 6 человек – среди них и Людмила. Однако послевкусием первой победы для новоиспеченной студентки стал неожиданный конфуз: с начала учебного года первокурсники отправились не в аудитории вуза, а в колхоз. Два месяца будущие педагоги провели в деревне на сборе турнепса и переброске пшеницы, которая могла загореться. Жизнь и работа в полевых условиях не для всех была делом привычным, поэтому на первых порах ей было тяжело. Однако тесное общение способствовало сплочению коллектива, а новые знакомства со временем переросли в крепкую дружбу на долгие годы.

Именно благодаря старшим по возрасту одногруппникам Людмила и другие девочки узнали о студенческом профсоюзном движении, и без колебаний написали заявление и разом вступили в профсоюз, причем, абсолютно не задумываясь о каких-либо льготах и преференциях для молодежи. Их группа была небольшой, и молодым химикам-биологам повезло в рамках выездных практик обойти не только юг Красноярского края, но и изучить природный ареал Тофаларии в Иркутской области. Учеба занимала большую часть повседневного быта Людмилы, поэтому на первых порах не всегда получалось принимать участие в профсоюзных мероприятиях. В отличие от иногородних она не жила в общежитии и ежедневно добиралась до вуза на двух, а то и трех видах транспорта. А начиная с третьего курса, более активно включилась в студенческую профсоюзную жизнь. На тот момент девушка не ставила перед собой цель достичь каких-либо карьерных профсоюзных вершин и даже не подразумевала, что станет частью этой огромной сплоченной “семьи”. Зато точно не сомневалась, что ее место в педагогике.

Обращаясь к истокам

По окончании института в 1975 году дипломированный педагог и экс-секретарь комсомольской организации смело шагнула во взрослую жизнь. Правда, первый опыт трудоустройства не увенчался успехом. Новоиспеченная учительница с чемоданом и книжками отправилась по распределению в Игарку, где ее ждал неожиданный сюрприз: при прибытии работодатель извинился и уведомил, что вакантное место уже занято. Причем обустраивалась на новой должности ее коллега-однокурсница. Людмиле ничего не оставалось, как вернуться в родной город и ждать следующего года, потому как на начало сентября, как правило, в школах нет свободных мест.

Пока суть да дело, девушке предложили пойти работать на Красноярский биохимический завод, подшефным учреждением которого была ее родная школа. Более того, здесь же трудилась и мать Людмилы, поэтому директор завода с удовольствием готова была принять в штат молодого химика-биолога. Уже договорились с краевым управлением образования, что поскольку в приме на работу в Игарке было отказано, а перераспределить выпускника-специалиста нет возможности, то Людмила может трудоустраиваться на предприятие. Девушка колебалась, и ее соседка, работавшая много лет в школе, посоветовала на всякий случай обратиться в районо. Тогда управление образования Ленинского района возглавляла Валентина Александровна Горелкина. Она-то и пригласила Людмилу работать в их учреждение.

“Предложение было неожиданным и я, откровенно говоря, опешила и сказала, что не обладаю достаточным опытом, поскольку лишь недавно закончила вуз. На мои доводы руководитель парировала – ничего, научитесь! Я же взяла паузу, чтобы все обдумать, а после выходных вновь пришла в управление. В тот день в фойе около приемной народу было много, пришлось занять очередь. И вдруг Валентина Александровна выходит и говорит в мою сторону: работники аппарата в очереди не сидят, а заходят сразу, и жестом приглашает в кабинет. Люди смотрели на происходящее с недоумением. Вот так я стала сотрудницей районо”, – вспоминает Людмила Васильевна.

В стенах управления образования Людмила Косарынцева занимала должность инспектора по охране прав детей и работала рука об руку с детской комнатой милиции. Занималась не очень хорошими вопросами: от лишения родительских прав до судебных разбирательств. Ей пришлось увидеть обратную сторону житейского быта, которую бы не стоило видеть молодой девушке. А накануне 1 апреля молодому педагогу сообщили, что в школе № 50 нет учителя и надо войти в положение – взять под крыло выпускной класс. Детей нужно было подготовить к майским экзаменам по профильному предмету. К счастью, ребята с юмором восприняли назначение учителем химии молодую девушку, ведь они были почти ровесники.

“Это первоапрельская шутка? – в унисон говорили дети. Они же встречают своих учителей, так сказать, по одежке. В тот момент на мне была очень интересная юбка и их это заинтересовало. Слово за слово, и мы вышли на доверительное и взаимно вежливое общение. Конечно, уровень знаний у ребят был разный, и я не ставила цель, чтоб каждый из них полюбил химию, поскольку предмет достаточно сложный и неоднозначный. Спустя столько лет мы остаемся добрыми друзьями. Некоторые из учеников пошли по педагогическому пути, а кто-то уехал из города. Да и со вторым классом, где я на следующий год была классным руководителем, также сложились приятельские отношения”, – делится приятными моментами из прошлого Людмила Васильевна.

Со своей задачей педагог справилась отлично и осталась работать в школе. Однако долго заниматься только преподавательской деятельностью не получилось, Людмилу вновь пригласили в районо для продолжения работы в качестве инспектора. Часть рабочего времени уходила на должностные обязанности в управлении, а 9 часов – на преподавание в школе.

По возвращению в управление образования во второй раз, Людмилу избирают председателем первичной профсоюзной организации. Накапливается опыт, складываются взаимоотношения с единомышленниками, выстраиваются коммуникации с коллегами и руководящими органами. В таком интенсивном режиме она работает на протяжении пяти лет, вплоть до того момента, когда ее начальника Валентину Горелкину избирают на пост председателя краевой организации Профсоюза образования. И через короткий промежуток времени в ходе рабочей поездки по району Валентина Александровна обращается к бывшей подчиненной с предложением о смене деятельности – переходе в аппарат Профсоюза образования, та дает свое согласие, и принимает дела в должности инструктора по оргработе.

По словам Людмилы Васильевны, первое время она не только путала названия организации и первичек, но и с трудом осваивалась с солидным перечнем офисной работы. Уже тогда в состав краевого Профсоюза образования добавились вузы: студенческие и преподавательские организации. И со всех этих подразделений необходимо было собирать первичные документы и предоставлять сводные отчеты в Федерацию профсоюзов Красноярского края. Тогда эти процессы строго отслеживались, поэтому со своей стороны Людмила прилагала все усилия, чтобы необходимый свод отчетности всегда соответствовал требованиям руководства.

Но не прошло и полгода как новую сотрудницу отправили с отчетом по профсоюзной студенческой работе в Москву. К серьезной поездке девушку всем миром готовили коллеги и помогали ребята-студенты. С того момента Людмила и попала в круговорот насыщенной профсоюзной жизни.

“После первого года работы хотелось вернуться в школу, ведь я никогда не сомневалась, что мое место там. А потом, проработав на разных участках, поняла, что трудиться в такой большой общественной организации – это не только интересно, но и очень важно. Потому что представлять интересы работников дорогого стоит. Имея хоть и небольшой опыт преподавания в школе, понимаешь, насколько сегодня важна работа учителя, и тогда проще выстраивать линии защиты интересов работников”, – признается Людмила Васильевна.

С годами у Людмилы появилась уверенность в своих силах, исчезло и чувство тревожности, что дело не ее и надо уходить. Хотя сначала она сильно переживала, не могла долгое время сидеть на стуле: ей требовалось встать и походить как в школе. Она старалась избавиться от этой привычки и других профессиональных ужимок и стереотипов. Но все складывалось лучшим образом, и Людмила стала продвигаться по карьерной лестнице, заняв должность заведующей производственным отделом. Как раз тут ей и пришлось познакомиться с темой оплаты труда. Но тогда это было легко, потому что перед сотрудниками всегда была проработанная инструкция.

Следующим зигзагом судьбы было избрание Людмилы Васильевны заместителем председателя краевой организации Профсоюза образования, а потом и на альтернативной основе конкурс на замещение должности председателя в 1994 году. По словам Людмилы Васильевны, избрание было весьма сложным, так как сложилась чуть ли не патовая ситуация: наравне с ней на пост претендовали еще два кандидата – председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Красноярска Несмеянова Татьяна Ивановна и председатель профкома работников Красноярского технологического университета Петр Васильевич Ефимов. И никто не планировал идти на уступки и отказаться от участия в выборах.

“В какой-то момент я уже была готова отказаться от борьбы и снять свою кандидатуру, но председатель центрального совета Владимир Яковлев, приехавший на конференцию, сказал: не надо снимать, как пойдет, так и пойдет. И меня избрали председателем”, – рассказывает Людмила Косарынцева.

В то же время делегаты-председатели территорий Профсоюза образования, прослышав, что Людмилу агитируют на снятие кандидатуры, заявили о готовности саботировать избрание, если она согласиться уступить своим оппонентам. Но к такому решению молодая женщина склонялась далеко не от опасения проиграть в этой “гонке”, а потому, что жертвовала интересами семьи. На тот момент ее сынишке было всего два года, и полтора из них она трудилась на благо интересов членов профсоюза. Благо дело ее стремления и гражданскую позицию поддерживал супруг.

Без права на ошибку

Во времена советского союза у профсоюза были иные задачи. Тогда больше внимания уделяли культурно-массовым мероприятиям, и никто не задумывался о денежных средствах, которые члены профсоюза вкладывали в организацию. Но на изломе 90-х система образования переживала не лучшие времена – не выплачивалась заработная плата. И Людмилу Косарынцеву избрали председателем краевого забастовочного комитета. Это был переломный момент для нее, ведь она решила, что в случае, если ничего не получится, то лучшем решением будет уйти. И несмотря на то, что на данном посту можно было поплатиться личным спокойствием и благополучием, она вместе с единомышленниками и трудовыми коллективами прошла через голодовки, забастовки, пикеты и демонстрации. Даже познакомилась с камерами, в которых в случае ареста, ее могли содержать. Однако это не сломило дух волевого профлидера, и Людмила Васильевна твердо шла к поставленным целям. Она плечом к плечу с учителями с плакатами совершила 40-километровый ход из Сухобузимского района до дверей администрации края. А потом вела серьезные переговоры с Александром Лебедем и его командой о выплатах заработной платы, которые закончились далеко за полночь. После чего людей развезли по домам, а потом уже по распоряжению губернатора стала выплачиваться зарплата учителям.

“Если говорить по нынешней ситуации, то с одной стороны она легче, а с другой – сложнее, потому что вести переговоры в условиях, когда платится даже эта маленькая зарплата и своевременно, привлечь народные массы к защите интересов в повышении заработка гораздо труднее. Поэтому чаще всего приходится обращаться к руководителям профсоюзных организаций с тем, чтобы понимать, насколько обстановка сложная и каким образом ее решать. Сегодня, проводимые нами, мониторинги, дают возможность ведения конструктивных переговоров с властью. Но и они остаются продолжительными. Например, два года мы говорим о необходимости индексации заработных плат разным категориям работников. Поскольку у нас закончились стимулирующие, нет возможности повышать базовые оклады, а выполняем указы президента за счет переработок. Понимаю, что берут дополнительные часы учителя, чтобы заработать и как-то более-менее жить на эти средства”, – описывает ситуацию профлидер.

И добавляет, что по ее мнению, такое положение дел устраивает власть. Но если педагоги будут работать только на ставку, а таких порядка 30%, особенно это преимущественно в нише дошкольного образования, то им будут доплачивать до минимального размера оплаты труда. Что, собственно, сегодня и происходит. Но если так и будет продолжаться и такую позицию займет большинство, то однозначно указы президента выполняться не будут.

Власть будет заинтересована, чтобы люди работали с большой нагрузкой, до тех пор, пока эти указы не буду преобразованы, и не будет установлено, что все-таки заработная плата педагога по выполнению указа должна исходить из одной ставки, а не рассчитываться на физическое лицо, как это делается сейчас. А между тем, из-за такого положения дел учителя после первой четверти падают от усталости, идет профессиональное выгорание, случаются срывы, которые бывают у педагогов и с детьми, и с родителями, и между собой.

“Я считаю, что, когда принимался закон “Об образовании в Российской Федерации”, была допущена очень серьезная ошибка – на законодательном уровне образование признали услугой. И фактически это привело к догме, что клиент всегда прав. Сейчас говорят образование – это благо, но у большинства в сознании оно остается услугой. Соответственно, по отношению к педагогам население ведет себя именно в таком ключе. Мне повезло работать в школе в другое время, когда все относились к друг другу добрее”, – рассуждает Людмила Васильевна.

С позиции человеческой и профессиональной мудрости председатель краевой организации Профсоюза образования полагает, что самым знаковым для нее было и остается то, что, несмотря на выходы людей из профсоюза, пандемию, сложности с оплатой труда, спорами о досрочно назначаемой пенсии и прочим проблемам, все-таки организация остается крепким единым организмом. Отрадно и то, что большинство председателей работают на общественных началах, не получая за это ни копейки денег – а это дорогого стоит! Радует ее то, что сегодня появляется ответственность, в том числе и в плане социального партнерства.

“У нас практически сто процентов заключается коллективных договоров и когда мне говорят: что для нас сделал профсоюз, я отвечаю – вы заключили коллективный договор, а значит, в течение двух-трех лет защита ваших интересов и социальных гарантий как сотрудника, который работает в учреждении, обеспечена. Но попробуйте отстоять единолично позицию, связанную с вопросами оплаты труда или еще чем-то, если вы не член профсоюза. Как говорится, один в поле – не воин! И пока нас значительное количество, это дает нам право вести переговоры и отстаивать ваши общие и личные интересы, и власть это понимает”, – аргументирует Людмила Косарынцева.

И с этим нельзя не согласиться, поэтому сейчас Красноярская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования считается самой многочисленной в регионе. Своему профлидеру доверяют не только члены команды, но десятки тысяч педагогов и единомышленников из 60 территориальных организаций. И Людмила Васильевна очень признательна тем, кто, несмотря на любые сложности, возглавляет первички, работает с людьми, делится опытом и повышает авторитет профсоюзного движения.

Елена ПУЗЕВИЧ, “Солидарность. Красноярский выпуск” №14-2022

Оцените статью
( 9 оценок, среднее 4.44 из 5 )
Федерация профсоюзов Красноярского края
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.