На красноярской туристской базе «Багульник» с 27 по 30 июня прошла VI Выездная Школа молодого педагога. 55 участников из 31 муниципалитета Красноярского края собрались вместе для погружения в образовательную программу. К красноярским коллегам присоединились молодые педагоги Республики Тыва и города Тулы.
Отличительной чертой Школы в этом году стал упор на профсоюзную тематику, в частности – на тематический Год корпоративной культуры Общероссийского Профсоюза образования. Отсюда и название Школы – «Профсоюзная команда 4/24».
Этот образовательный профсоюзный проект стал доброй традицией и с приятным постоянством который год собирает под своими сводами не один десяток молодых учителей. Однако далеко не каждый знает, как вдохновенную идею претворяли в жизнь, и какой отклик она нашла в сердцах и умах организаторов и участников. Об этом и многом другом рассказала председатель краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Людмила Косарынцева.
По словам Людмилы Васильевны, идея проведения Школы молодого педагога сформировалась достаточно давно, но для реализации задуманного требовались подходящие площадки. Аналогичные проекты существуют на многих территориях и проводятся по всей России в стационарных помещениях и лагерях. К сожалению, у краевой организации такой возможности не было. Поэтому первые попытки провести образовательный лагерь сводились к коллективным встречам на побережье озера Пионерское, что в Абанском районе. Именно здесь, на базе уже недействующего детского летнего лагеря, где проводились лишь палаточные туристические слеты, и собралась впервые Выездная Школа молодого педагога.
Конечно, в ветхих домиках уже жить было невозможно, но первооткрывателей проекта не смущала перспектива атмосферного пребывания в палатках, общение под открытым небом, полевая кухня и душевные беседы, и пение под гитару у костра. Плюсом было отсутствие регламента по времени: не нужно волноваться, что в назначенный час надо покинуть «бивуак».
Первый опыт был удачный, однако добраться до места встречи было еще тем испытанием. Лагерь расположен слишком далеко от райцентра – Абана и вовсе не обеспечен транспортной инфраструктурой. Одним словом, абсолютное отсутствие дорог в этом направлении иногда оборачивалось для участников неприятным занятием – освобождением автомобиля из грязевого плена после дождя. Поэтому пришлось искать более подходящие варианты, поближе к городскому массиву.
К счастью, директор Красноярского краевого центра туризма и краеведения Наталья Грушевская предложила в качестве образовательной площадки детский палаточный лагерь «Багульник», где по сей день в промежутке между сменными заездами детей проводится летняя выездная Школа.
Это не единственный этап образовательного проекта. Оказывается, вторая встреча молодых педагогов проходит в ноябре-декабре в стационарном формате на базе конференц-зала Федерации профсоюзов Красноярского края. И хотя Школа проходит в едином ключе, ежегодно каждый из этапов имеет свое тематическое направление.
«В этом году в рамках Школы проходило полное погружение в профсоюзные темы. Навскидку все прошло замечательно, но в процессе пришлось переформатировать программу, поскольку отдельные вопросы в большей степени касались внутрипрофсоюзной работы и были ориентированы на председателей первичек. А у нас присутствовал лишь один профлидер ППО. Так что, оперативно сменив формат, уделили внимание вопросам, связанным со структурой профсоюза, с уставом – с тем, где произошли изменения», – пояснила Людмила Васильевна.
В ходе беседы профлидер отметила, что данный проект, прежде всего, дает возможность профсоюзу развиваться. Ведь сегодня сложилась ситуация, в которой принципиально важно учесть несколько аспектов. Во-первых, наличие не радужной статистики выхода из профсоюза. Во-вторых, восприятие профсоюза как источника для получения материальной выгоды. В-третьих, нежелание платить взносы, аргументируя тем, что можно обойтись и без нашей организации. Только мало кто из этих людей задумывается, каких усилий стоит добиться, к примеру, повышения заработной платы или сохранения и преумножения социально-трудовых гарантий. Поэтому на фоне этого для краевой организации Профсоюза образования важно укреплять профсоюзный тыл молодыми, талантливыми и перспективными людьми, в том числе из колледжей.
«Хотя пока мы не имеем студенческих профорганизаций в составе этих учебных профессиональных учреждений, но стремимся организовать как и в вузах», – говорит профлидер.
В этот раз одной из важных тем Школы было наставничество. И региональный центр, который создан при педколледже №1, и представители Министерства образования края организовали круглый стол для молодых педагогов, где в ходе открытого диалога участники отметили и положительные, и отрицательные стороны процесса. К слову, сегодня молодежь обеспокоена этой темой, а значит, уже определен целевой вектор дальнейшей работы с молодыми педагогами.
А еще проект привлекает богатством общения, когда приезжают гости из разных точек края и страны. Сейчас Школа гостеприимно принимала участников из Тывы и Тулы, оставив всем только позитивные эмоции и огромное искреннее желание вернуться вновь. О том, как зажигательно прошла VI Выездная Школа молодого педагога, расскажут заметки самих участников летнего лагеря…
Командами не рождаются, командами становятся!
Участники VI Выездной Школы молодого педагога приняли участие в командообразующих играх. Специалисты центра туризма организовали нестандартные испытания для команд, в ходе которых по лагерю разносился радостный смех, аплодисменты и слова поддержки.
В этом году участниками мероприятия стали пять команд, у каждой из которых был и свой девиз, и свой цвет.
«Золото Профсоюза»
Девиз: «Заводные обояшки
Лучшие очаровашки
Творческие одоряшки!
Мы не желтые, мы золотые!»
«Красное пламя»
Девиз: «Профсоюз зашел в Багульник
Знамя вьется по ветру
Молодежь здесь вся едина
Будет все нам по плечу!»
«Молодость_PRO» – профессиональный подход к молодости
Девиз: «Добрый вечер, молодые люди,
Здравствуйте, горячие сердца!
В паспорта заглядывать не будем,
Молодости нашей нет конца»
«Синий трактор»
Девиз: «Синий трактор, как реактор!
Впереди планеты всей.
В Профсоюз мы все вступили,
И нашли мы здесь друзей!»
«РафинаД»
Девиз: «Любой учитель будет рад вступить в команду «РафинаД»
Погружение в Профсоюз
В первый день на Выездной Школе находилась Наталья Савченко, заместитель председателя краевой организации Профсоюза образования.
Наталья Алексеевна рассказала молодым педагогам про миссию Профсоюза. Вместе поговорили о приоритетных направлениях деятельности и федеральных проектах Профсоюза. Встреча оказалась интерактивной – участники делились своим опытом и активно отвечали на вопросы.
Созвездие талантов
В первый вечер Выездной Школы после официального открытия каждая команда для творческого события “Созвездие талантов” подготовила креативные номера:
• Песню на испанском языке,
• Джазовый танец,
• Тувинский национальный танец «Девиг»,
• Инсценировку на профсоюзную тему,
• Душевные песни под гитару.
В завершении вечера участники исполнили гимн Выездной Школы и прониклись атмосферой звездного вечера.
Квиз в студию!
В интеллектуальной игре состязались пять команд молодых педагогов и команда организаторов. Участники показали отличные результаты и зарядились положительными впечатлениями. По итогам игры первое место заняла команда со сладким названием «РафинаД».
Организатор и ведущий игры – гость мероприятия, председатель Совета молодых педагогов Тульской области Павел Инякин.
Восхождение на вершину
Второй день начался очень рано. Участники Выездной Школы совершили подъем на Торгашинский хребет. Как оказалось, даже сильный дождь не способен заставить молодых педагогов отказаться от своей цели. Сложный путь пройти всегда проще вместе с товарищами!
Изобрели профсоюзную машину времени
На протяжении двух дней Школы молодые педагоги участвовали в тренинге «Профсоюз будущего». В первый день тренер-преподаватель Восточно-Сибирского регионального учебного центра профсоюзов Андрей Коваленко сделал «срез» владения профсоюзными знаниями и «ввел» молодых педагогов в работу на профсоюзную тему.
Для начала участники обменялись опытом проведенных мероприятий в своих муниципалитетах. После этого молодые педагоги генерировали образы профсоюзных организаций и записывали свои мысли на ватманах. Далее команды обменивались записями, фантазировали и разрушали идеальные образы организаций друг друга. Финальным тактом работы стало приведение аргументов для восстановления “испорченных” организаций.
Во второй день тренинга каждая команда представила три событийных задания для проведения в своих учреждениях. Экспертная комиссия в составе специалистов аппарата краевой организации Профсоюза образования выбирала одно. Далее с этим «событием» участникам предстояло продолжать работу.
Итогом тренинга стала разработка профсоюзного мероприятия. Его молодые педагоги реализуют в своих образовательных учреждениях до ноября 2022 года.
«Название тренинга «Профсоюз будущего» совсем не случайно, отметил в своем приветственном слове Андрей Коваленко, – ведь будущее Профсоюза – это мы. Именно от нас зависит, какой будет жизнь в нашей стране в целом и профсоюзном движении в частности».
Не учить, а помогать учиться
28 июня на VI Выездной Школе с молодыми педагогами пообщалась министр образования Красноярского края Светлана Маковская.
В лучах заходящего солнца участники Школы из первых уст познакомились с приоритетными направлениями в сфере образования. Светлана Маковская рассказала про изменения в образовании, к которым должны быть готовы образовательные учреждения с 1 сентября. Вчастности, речь шла о еженедельном поднятии флага и прослушивании гимна России.
Главная задача образовательной политики – выстроить воспитательную работу в едином подходе, опираясь на традиции и ценности.
Про обновленные ФГОСы
Впервые в этом году выпускники сдавали экзамены по обновленным образовательным стандартам. Их существенное отличие заключается в организации обучения не на основе запоминания, а с опорой на логику, критическое мышление и аналитику.
Министр даже привела пример разницы экзаменационных заданий по химии после введения нового ФГОСа.
«Хороший учитель – не тот, кто учит, а тот, кто помогает учиться», – вспоминает фразу своего учителя Светлана Ивановна.
Инфраструктура
Цифровая образовательная среда является ресурсом для всех педагогов и обеспечивает проведение уроков в интересной форме.
Министр рассказала про строительство и ремонт учреждений. Сейчас 33 школы в крае закрыты на ремонт. Также Светлана Ивановна отметила огромный дефицит педагогических кадров. Система образования прирастает на 11 тысяч учеников в год. Темпы прироста педагогических кадров значительно ниже. Особенно не хватает учителей начальных классов. Они берут на себя повышенную нагрузку. Далее идут учителя математики и русского языка.
Особенность Красноярского края – присутствие малокомплектных школ. Оказывается, в нашем регионе 58 школ, в которых учится от одного до шести детей!
Светлана Ивановна затронула и тему наставничества, раскрыла тенденции развития этого направления и поделилась своим собственным примером работы с наставником.
Участники Выездной Школы задали министру интересующие их вопросы и получили развернутые ответы. Самыми злободневными темами оказались закрытие образовательных организаций, формирование комплектов классов, вопросы финансирования. Прозвучали даже вопросы о том, должен ли быть руководитель образовательной организации членом Профсоюза, а так же учитель – больше творец или методист.
Молодые – молодым!
Вечер второго дня Выездной Школы закончился познавательным мероприятием, на котором наши молодые педагоги поделились крутыми лайфхаками из своего педагогического опыта.
Любовь Майзик из команды «Красное пламя» продемонстрировала фокусы, которые помогают в изучении английского языка. Оказывается, это легко и очень интересно. Присутствующие были в восторге!
Мария Салямова из команды «Молодость_PRO» поделилась тонкостями установления связи с современными детьми и обретения с ними «общей реальности».
Мастер-класс Анастасии Мещеряковой из команды «РафинаД» затронул тему артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики для восстановления звукопроизношения у детей и развития дикции. Эта технология, при которой движение рук моделирует поведение речевого аппарата.
Участники команды «Золото Профсоюза» продемонстрировали, что современные технологии – не просто развлекательная часть урока, которая не дает детям заскучать. Это вполне серьезный инструмент, помогающий изучать и понимать материал.
Александра Елага презентовала ресурс « LearningApps» для создания мультимедийных интерактивных игр.
Валентина Зайцева показала, как можно сделать с помощью QR-кода образовательный онлайн-квест.
Педагог из Тывы Чойгана Хомушку наполнила вечер национальным колоритом. Девушка презентовала упражнения для развития мелкой моторики «Как завязывать узел счастья» (дошка).
Лучше узнать себя через профессию
В третий день Школы молодых педагогов посетила Виктория Лутошкина, доцент кафедры Общей и социальной педагогики Сибирского Федерального Университета.
Участники погрузились в психологический тренинг «Построение устойчивого будущего». Здесь педагоги смогли увидеть, что в сфере образования возможно построение карьеры, и из каких этапов состоит этот процесс. Реализовать свои идеи участники смогли в строительстве «башен».
Тренинг направлен на поиск экологичного отношения к себе, превращение проблем в задачи и позитивный взгляд на происходящие вокруг события, но без «токсичного» позитивизма. Это явление, когда человек заглушает свои негативные эмоции и искусственно пытается создать внутри себя радость.
Учись, играя! Играй, учась!
Участники Выездной Школы молодого педагога продуктивно поработали на тренинге «Игромоделирование». Председатель Совета молодых педагогов Тульской области Павел Инякин раскрыл универсальный секрет использования и разработки игр на уроках. В процессе командной работы было написано 10 игр для преподавателей разных предметов.
«Игра формирует интерес к предмету и это, в конце концов, очень весело и продуктивно», – подметил модератор.
Наставничество, и с чем его едят
29 июня прошел образовательный модуль «Это НЕлекция по наставничеству». Спикером мероприятия выступила Татьяна Иванова, главный специалист отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами Министерства образования Красноярского края.
Помощь в проведении ей оказали руководитель регионального центра наставничества Красноярского педагогического колледжа №1 Яна Белкина и методист Анна Тесленко.
На мероприятии подняли важную и актуальную тему – «Наставничество». Молодые педагоги обсудили, кто такой наставник, его цели и методы работы. Участники озвучили интересующие вопросы и получили исчерпывающие ответы.
В третий день Выездной Школы также состоялась встреча с участниками Школы и членами Совета молодых педагогов профессиональных образовательных учреждений из техникума сварочных технологий и энергетики Анастасией Цветковой и Никитой Сагалаковым.
Участники озвучили проблемные вопросы работы профсоюзных организаций разных учреждений. Приятно отметить, что объединение было создано в этом году, а продуктивная деятельность уже ведется.
Авторские заметки педагогов-участников под ред. зав. информационным отделом краевой организации Профсоюза образования
Тамары Иванниковой, Елены Пузевич