О монтерах пути или попросту путейцах в народе говорят: труженики с большой буквы, чьи будни независимо от сезона проходят в усердном ручном труде. Их неизменные спутники на все времена – 16-килограммовая шпалоподбойка для выправки пути и 8-килограммовый молоток для забивания «костылей» (Прим. ред.: костыли – гвозди для скрепления рельс и шпал). А их профессиональный путь лежит сквозь нескончаемый «преферанс» деревянных шпал и серебряных лент стального полотна. Этот стереотип оправданно укоренился и на Козульской дистанции пути.
С трепетом и душевностью о трудовом коллективе – своих подопечных отзывается председатель ППО Козульской дистанции пути РОСПРОФЖЕЛ на Красноярской железной дороге Ирина СТАЛЬМАКОВА. Вверившие ей свои судьбы в далеком 2009 году, сильные духом и волей мужчины, и сегодня ни на йоту не сомневаются в искренней участливости своего профсоюзного лидера в защите их трудовых интересов. А между тем, должное уважение и почтение к путейцам вошли в ее кровь и плоть еще в юном возрасте…
Ирина появилась на свет в селе Козулька Красноярского края в семье железнодорожников. Оба ее родителя трудились на красноярской стальной магистрали. Отец был бригадиром путейцев и по долгу службы битые часы проводил на Козульской дистанции пути, куда она с завидным постоянством вместе с ребятней бегала девчушкой. Детство прошло бок о бок с путейцами, и Ирина Николаевна с трепетом вспоминает, насколько дружно, словно большая семья, соседствовали железнодорожники, как бригада монтеров построила и залила ребятне ледяной каток, как привозили красивую елку, как дети гурьбой делали своими руками новогодние убранства и украшали ее. И таких приятных фрагментов из прошлого не счесть.
Когда пришло время выбирать профессию, девушка, закончив восемь классов, отдала предпочтение экономическому направлению и поступила в политехнический техникум. А по окончании учреждения создала собственную семью и осчастливила родителей рождением внука. Дальнейшую судьбу молодая мама решила также связать с цифрами и подала документы в Красноярский аграрный университет на специальность инженер-экономист. Уже после декретного отпуска ее пригласили в ПЧ (путевая часть) железной дороги на должность заместителя главного бухгалтера.
Профессиональный рост позволил молодому специалисту продвинуться по карьерной лестнице и в скором времени Ирина заняла пост главного бухгалтера. А по прошествии пяти лет в АО «РЖД» начались реформы: бухгалтерию дистанции пути расформировали и штатных сотрудниц перевели в ОЦОР – структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет». На тот момент Ирина Николаевна и не предполагала, что впереди ее ждет кардинальная смена профессиональной деятельности.
Конечно, Ирину, так сказать, знал и стар и млад, ведь поселок их небольшой. Более того, так уж повелось, что с дорожным мастером Николаем Лесничим – ее отцом знакомы были практически все без исключения – и подчиненные, и коллеги, и сельчане. Должность обязывала не только в профессиональных рамках, но по-приятельски общаться с путейцами и их близкими. По словам Ирины, отца все время куда-то приглашали, с его мнением считались и к советам прислушивались. В общем козульские железнодорожники жили одной большой дружной семьей: вместе и торжества отмечали, и траур сопереживали.
Ирина Николаевна как сейчас помнит тот момент, когда пожилые сотрудники, работавшие под началом ее отца, уходили на пенсию. Приходя в контору, даже со своими непрофильными вопросами «отставные» путейцы в основном обращались к ней, как к знакомому с давних пор человеку. Впрочем, так поступали многие, потому что она знала семьи, отпрысков, и всегда с особым рвением старалась помочь им в любом вопросе. Именно на этот период выпал серьезный перелом в ее жизни. Пришел срок уйти на заслуженный отдых председателю профсоюзного комитета, Валентине Сосновской, и перспективному ведущему бухгалтеру руководитель дистанции пути предложил попробовать себя в профсоюзной нише – выдвинуть свою кандидатуру на этот пост. Так, в 2009 году ее избрали председателем Общественной организации – первичной профсоюзной организации Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) Козульской дистанции пути.
По мнению Ирины Николаевны, председатель, прежде всего, должен быть честным и справедливым, уметь слушать и слышать людей, в нужную минуту стать опорой, а иногда и инструментом в решении рабочих и житейских проблем. Чтобы каждый понимал, что он не одинок, что профсоюз готов в любой ситуации подставить плечо и отстаивать его интересы. Поэтому она признается, что смена профиля потребовала от нее полного погружения в новую сферу, изучения и проработки множества правовых и профсоюзных аспектов. И в этом неоценимую поддержку оказал персонал аппарата Дорпрофжел. С первых дней и по сей день, на Козульскую дистанцию пути приезжают специалисты по охране труда, технические инспекторы. Частый гость в этом подразделении и Сергей Штронда, председатель дорожной территориальной организации Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей на Красноярской железной дороге.
«Без грамотной поддержки со стороны замечательных специалистов Дорпрофжел сложнее бы было оперативно адаптироваться к новым реалиям профсоюзной деятельности. Ведь мое избрание как раз совпало с реорганизацией компании и серьезным сокращением штата. Только представьте, что от 600 человек теперь осталось лишь 360. Это люди, судьбы, за которые несешь ответственность, болеешь всем сердцем и душой. Со всеми нужно вести открытый диалог, выслушать, подбодрить и оказать помощь в решении проблем», – говорит профлидер.
Для Ирины Николаевны козульские путейцы – родные души. Она знает всю подноготную их тяжелого ручного труда, как приходится им в ненастную погоду, в дождь и снег. Поэтому по максимуму старается благоустроить их места обогрева, создать комфорт для обеденного перерыва и отдыха. Чтобы была микроволновая печь для разогрева пищи, чтобы работать в спецодежде было удобно и в зной, и в стужу, ведь климат сибирский совсем не «бархатный».
Со слов профлидера, как раз со спецодеждой с незавидной периодичной и возникали проблемы. В частности, в отношении качества и размеров. Одежда путейца, на ее взгляд, должна быть не только красивой, но и удобной. А случалось, что верхняя часть соответствовала параметрам работника, а нижняя – была либо мала, либо большая.
«Пока иногда вопросы к спецодежде возникают, но мы работаем в этом направлении рука об руку с техническим инспектором, чтобы путейцы вне зависимости от сезона были обеспечены практичными моделями из дышащих натуральных тканей. Также на постоянном контроле пункты обогрева путейцев. Все, что в наших силах, делаем для работников. В прошлом году у нас были не допоставки спецодежды, но после обращения к руководству дистанции пути задолженность была закрыта. К слову, наши требования и предложения находят отклик у работодателя, а значит, находим общий вектор взаимодействия в решении проблемных тем и актуальных вопросов», – отмечает Ирина Стальмакова.
Профлидер считает, что у путейцев самые сложные трудовые будни, поэтому старается добиться позитивных подвижек во многих направлениях, касающихся их деятельности. Процент членства в подразделении сегодня составляет 98,3% за исключением 6 человек – людей старой закалки, которые дистанции пути отдали по 25-30 лет.
В период пандемии только администрация Козульской дистанции пути ушла на удаленку, а монтеры трудились в обычном режиме, как положено, в средствах индивидуальной защиты и с обязательным замером температуры перед допуском к работе. Электронным термометром, кстати, их обеспечил как раз Дорпрофжел.
Козульские путейцы обслуживают стальную магистраль от Ачинска до Красноярска, общей протяженностью в 324 километра. У каждого сотрудника свой околоток – отрезок железнодорожного пути, поэтому нет массового скопления персонала. Кстати, длина околотка варьируется от 16 до 24 км и вот на этой дистанции монтер обеспечивает безопасность движения грузовых составов и пассажирских поездов, а точнее – непосредственно несет ответственность за исправное содержание пути, земляного полотна, искусственных сооружений и всех находящихся в пределах околотка постоянных устройств. Причем работу путейцев проверяет путеизмерительный вагон, с помощью которого ведется сплошной скоростной контроль состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой. От результатов таких проверок и выполнения показателей напрямую зависит премиальная часть заработной платы путейцев. Как пояснила Ирина Стальмакова, если путеизмерительный вагон выявит неисправности полотна, то монтерам придется работать целый месяц за тариф. А прибавив к такой системе оплаты круглогодичный труд под открытым небом с утра до ночи и в любую погоду, понимаешь, какой ценой достаются кровно заработанные деньги этим ребятам.
«Как правило, у большинства наших путейцев зарплата состоит на 50-60% из премии, которую надо заработать тяжелым трудом. Сложная трехступенчатая система организации работы, где путейцы зависят друг от друга, обязывает выполнять все операции и действия ответственно. Поэтому индексация заработной платы, которую пролоббировал профсоюз, обрадовала наш персонал. Для нас дело привычное – выезд на околотки, где под роспись знакомим всех работников с изменением уровня заработной платы», – поясняет профлидер.
Как правило, летом работы у путейцев прибавляется в разы, поскольку начинается закрытие перегонов. В этот период всегда приходится подстраиваться под «окна», которые чаще выпадают на ночь и на выходные дни. Соответственно, делаются приказы на перенос рабочего графика. А еще подготовка путей к зимнему сезону начинается загодя: с апреля по сентябрь, пока морозы не начались. (Прим. Ред.: «Окно» в графике движения поездов – время, в течение которого движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или через станцию прекращается для проведения ремонтно-строительных или монтажных работ).
«Когда стоит жара, то рабочий день монтера начинается в 4-5 утра. Вот такая получается житейская круговерть у путейцев: рано встать и поздно лечь, а еще по хозяйству мужской работы невпроворот: то посевная, то уборка, то заготовка – на селе всегда работы полно», – говорит Ирина Николаевна.
Несмотря на сложность работы, коллектив Козульской дистанции пути постепенно прирастает и молодыми кадрами. Хотя после отработки зачастую ребята спешат сменить провинцию на мегаполис. Но это ахиллесова пята не только железнодорожной отрасли. Однако молодежь, по мнению профлидера, приходит грамотная и умелая. И за всю многолетнюю практику Ирины ни разу не было случая, чтобы кто-то отказался от вступления в профсоюз. Все проявляют интерес к профсоюзной жизни: участвуют в мероприятиях, вносят свои предложения и обсуждают различные насущные вопросы.
В преддверии профессионального праздника Ирина Стальмакова своим коллегам и всем железнодорожникам желает терпения и веры в лучшее. Чтобы жизненный путь каждого был исчерчен только белыми полосами, а работа сети железных дорог и движения поездов вторила ритму ваших горячих сердец. Любовь, счастье и благополучие пусть будут такими же бесконечными, как стальная магистраль, а удача такой же мощной, как локомотив!
Беседовала Елена ПУЗЕВИЧ, “Солидарность. Красноярский выпуск” №28-2022