23 августа начал свою работу краевой августовский педагогический совет.
В этом году событие посвящено теме “Единое образовательное пространство: новые возможности для качества обучения и воспитания”. Традиционно с докладом выступила председатель Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования Людмила Косарынцева.
Людмила Васильевна в своей речи приветствовала участников, отразила актуальные направления деятельности образовательной политики и позицию Профсоюза в этой связи, а также поздравила педагогов с наступающим началом учебного года. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с полной версией доклада.
Уважаемые коллеги!
Разрешите приветствовать вас на краевом августовском педагогическом совете, формат которого, надеюсь, позволит не только подвести итоги прошедшего учебного года, обсудить направления региональной образовательной политики, согласовать задачи, но также обозначить проблемы и провести открытый профессиональный разговор.
В течение летнего периода на федеральном уровне было принято большое количество документов, которые серьезно изменят вектор задач краевой системы образования и потребуют дополнительных ресурсов, в том числе кадровых и финансовых.
Так, Минпросвещения России в новом учебном году запускает ряд масштабных проектов:
– это и цикл внеурочных занятий “Разговор о важном”, центральными темами которого станут патриотизм и гражданское воспитание;
– это и Концепция “Школа министерства просвещения Российской Федерации”;
– продолжится также работа по формированию цифрового образовательного пространства в рамках внедрения федеральной государственной информационной системы “Моя школа”.
В июне была утверждена распоряжением Правительства РФ “Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.”.
Концепция предусматривает формирование единого образовательного пространства с учетом единых содержательных и технологических условий подготовки педагогов.
В краевом образовании также произошли изменения в нормативных подходах к определению штатных единиц административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала. И это только малая часть тех изменений, которые, как правило, происходят именно в летнее время, в период массовых отпусков работников образования.
Безусловно, реализация ряда документов повлечет за собой серьезные изменения, которые определенным образом отразятся на режиме рабочего времени педагогических работников и учебной нагрузке. И здесь необходима выверенная совместная работа министерства образования края и краевой организации Профсоюза, выработка общих решений.
Для нас принципиально важным в этой работе будут вопросы защиты прав и гарантий работников – членов Профсоюза.
Вместе с тем, я не могу не остановиться на вопросах, которые чаще всего задают педагоги, а в прошедшем учебном году их поступало немало, да и летом было много обращений.
В первую очередь, это вопросы, связанные с оплатой труда. К сожалению, их не становится меньше, а скептическое настроение нарастает. Даже увеличение размеров окладов с 1 июля на 8,6% с одновременным увеличением фондов оплаты труда, пока не вызывает оптимизма. И пока педагоги не получат повышенную заработную плату, сомнения будут оставаться, поскольку уровень доверия, к сожалению, реально снижается.
Это связано с тем, что в течение 2-х лет повышение окладов осуществлялось за счет перераспределения средств внутри фонда оплаты труда, и заработная оплата оставалась без изменения. Но и сегодня у нас есть обращения от образовательных организаций, что фонд оплаты труда в их учреждении не увеличился с 1 июля. Просим министерство образования детально разобраться в каждом конкретном случае.
Кроме того, в связи с принятием на федеральном уровне решений по увеличению МРОТ на 10% вопрос диспропорции в оплате труда среди работников, работающих на 1 ставку, еще более обострился. Процент работников образовательных организаций, получающих доплату до минимального размера оплаты труда в прошлом учебном году составил 22,5%. Среди данной категории педагоги дошкольных учреждений и молодые педагоги. Это очень настораживает и может привести к серьезным последствиям, в том числе и к увеличению количества педагогов, получающих доплату до МРОТ.
В целях нивелирования диспропорции в уровнях заработной платы считаем необходимым проведение дополнительного анализа уровня заработной платы в разрезе ее получателей и выработке необходимых мер.
Среди конкретных мер в самое ближайшее время предлагаем рассмотреть возможность проведения дополнительной индексации заработной платы с 1 октября 2022 года.
А также с учетом того, что минимальный размер оплаты труда повышается более быстрыми темпами, к принятым мерам поддержки со стороны региональных органов исполнительной власти края рассмотреть возможность регулярной индексации заработной платы педагогов.
Низкий размер заработной платы обострил еще одну проблему системы образования – дефицит педагогических кадров. Темпы роста численности педагогов значительно ниже темпа роста числа обучающихся. Молодые специалисты с неохотой идут в образовательные организации ввиду сложности работы и высокой нагрузки.
Официальные данные по числу вакансий и ставок очень рознятся, поэтому реальные масштабы этой проблемы неизвестны еще и в силу того, что многие педагоги работают на полторы и две ставки.
При этом расплачиваются они за это своим здоровьем. Кто не в состоянии работать в таком темпе, уходит из школы, занимается в дальнейшем репетиторством.
Конечно, педагоги понимают, за что им платят, неясным остается вопрос, отчего же так мало. Исходя из этого, серьезное напряжение вызывает показатель средней заработной платы.
По данным Минфина края, по итогам 2021 года средняя заработная плата педагогических работников в целом по Красноярскому краю соответствует индикативным значениям, заданным Указами Президента, и составляет для педагогов школ 49 тыс. рублей, а для педагогов детских садов – 43 тыс. рублей. У педагогов резонно возникает вопрос, когда же такие заработные платы будут доступны каждому и без перегрузок, поскольку большая часть педагогических работников никогда не получала такой заработной платы, и не уверена, что когда-нибудь получит.
А сами “индикативные значения” вызывают у педагогов скептическую улыбку. И с этим надо что-то делать.
Разговоры о новой системе оплаты труда остаются тайной за семью печатями.
Практически в каждом коллективе вопросы эти стоят очень остро.
Со стороны Министерства просвещения были разработаны соответствующие проекты нормативных правовых документов. Однако решение вопроса остановилось на уровне обсуждения в рабочей группе Российской трехсторонней комиссии.
И это очень настораживает.
К сожалению, большинство педагогов не верят, что новая система оплаты труда учтет реальное положение дел с сегодняшними заработными платами.
Наш Профсоюз считает и продолжает настаивать, что даже в текущих непростых экономических и политических условиях нерешенный системный вопрос установления единых требований к оплате труда педагогических работников требует дальнейшей проработки
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Уже сегодня по всем субъектам проводится работа по внедрению целевой модели наставничества, в том числе и у нас определен Региональный Центр Наставничества.
В рамках Выездной Школы молодого педагога, которую мы проводили, обсуждались вопросы Наставничества с участием представителей министерства образования края и специалистов Регионального Центра, выяснилось, что размер выплат за осуществление наставнической деятельности очень серьезно различается как по отдельным муниципальным образованиям, так и образовательным организациям. А в некоторых организациях такая выплата даже не предусмотрена.
Между тем, данная работа требует справедливого материального стимулирования.
В начале августа в Барнауле под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации прошел Всероссийский семинар по наставничеству, на котором участниками семинара особо был отмечен опыт работы с наставниками в Ульяновской области. Там региональным законом о статусе педагога определен единый размер доплаты за наставничество – 12 300 рублей, установлен источник финансирования – областной бюджет, определены четкие требования к наставнику, и каждому вручается знак.
Считаю, что и в нашем крае необходимо рассмотреть вопрос об установлении фиксированной выплаты наставникам. Только при таком подходе можно рассчитывать на эффективную реализацию персонализированных программ наставничества в образовательных организациях.
И еще, сегодня Министерство просвещения запустило сбор предложений по формированию плана мероприятий проведения Года педагога и наставника. И в этой связи, уважаемые коллеги, я предлагаю каждому из вас откликнуться и внести свои предложения о том, чего ждете вы от Года педагога и наставника.
Но уже сейчас в комментариях на сайте Министерства просвещения педагоги вносят предложения начать Год с повышения заработной платы, а именно: “оклад поднимите, вот тогда и у педагогов будет совершенно другое настроение”.
Наша организация всегда открыта для конструктивного диалога. Мы считаем, в современных условиях создавать нужный настрой коллектива, задействовать работников в максимальной реализации изменений, возможно только при участии всех участников в управлении происходящими процессами.
Вовлекая в процесс работников, обеспечивая обратную связь с участием первичных профсоюзных организаций, можно преодолеть многие трудности, и коечный результат, возможно, будет более значимым.
В заключении хочу пожелать всем вам: любите дело, которому служите, делайте все, чтобы профессия педагога была востребованной и престижной.
Будьте требовательны к себе и окружающим, в самых сложных ситуациях всегда идите к намеченной цели.
Желаю вам интересного и плодотворного учебного года, профессиональных успехов, личных достижений и, конечно же, благополучия вам и вашим близким, удачи и положительных эмоций от общения с коллегами и единомышленниками.
С началом нового учебного года вас!